Истории Як-40

    Ил-62

    Старожил
    В Хороге
    455.jpeg
     

    ER-1973

    слон-маслопуз
    Довольно необычное применение нашли учёные для крыльев списанных Як-40 Таджикского УГА. Осенью 1991 года на перевале Чормагзак (примерно 35 километров на юго восток от Душанбе) было начато строительство ветрогенераторной установки. Автором проекта был В.М Ляхтер. В качестве своеобразных лопастей применили крылья от Як-40, благо списанных самолётов было достаточно в а/п Душанбе. Смонтировали установку поздней осенью 1991 года, при содействии работников АТБ Таджикского УГА и предприятий г. Нурека, но довольно быстро выяснилось, что её работа далека от идеала. Начались сильные вибрации, которые вызывали разбалансировку главного вала. Насколько знаю - зимние порывы ветра в горах тоже добавили проблем. Вскоре начались события (гражданская война в РТ), котрые привели к полному окончанию работ. В 1993-м ещё видно было остов генератора, после и его разобрали.
    Чормагзак 91.jpg
    Ветряк (4).jpg
     

    Dima-k

    Местный
    Кстати, в тему. В Средней Азии я не бывал, но в Закавказье бывал. Еще в советское время мы всей семьей ездили на курорт Нафталан в Азербайджане. Это маленький городок примерно в двухстах километрах от Баку. Но там был собственный аэропорт. Он обслуживал единственный маршрут Баку - Нафталан. Три раза в день туда летал как раз Як-40. Наверное, это уникальный случай. А мы жили в гостинице и аэропорт был виден с нашего балкона. Иногда можно было наблюдать, как самолет взлетал и садился.
     

    Dima-k

    Местный
    Кстати, именно на Як-40 я первый раз в жизни летал на самолете. Из Красноярска в Канск и обратно. Но я этого не помню, потому что мне было всего четыре года. Об этом потом рассказывали родители. По их словам, я весь полет ходил по салону и изучал разные технические детали. Видимо, интерес к авиации у меня появился еще в раннем детстве.