Истории Як-40

Довольно необычное применение нашли учёные для крыльев списанных Як-40 Таджикского УГА. Осенью 1991 года на перевале Чормагзак (примерно 35 километров на юго восток от Душанбе) было начато строительство ветрогенераторной установки. Автором проекта был В.М Ляхтер. В качестве своеобразных лопастей применили крылья от Як-40, благо списанных самолётов было достаточно в а/п Душанбе. Смонтировали установку поздней осенью 1991 года, при содействии работников АТБ Таджикского УГА и предприятий г. Нурека, но довольно быстро выяснилось, что её работа далека от идеала. Начались сильные вибрации, которые вызывали разбалансировку главного вала. Насколько знаю - зимние порывы ветра в горах тоже добавили проблем. Вскоре начались события (гражданская война в РТ), которые привели к полному окончанию работ. В 1993-м ещё видно было остов генератора, после и его разобрали.
 
Последнее редактирование:
Кстати, в тему. В Средней Азии я не бывал, но в Закавказье бывал. Еще в советское время мы всей семьей ездили на курорт Нафталан в Азербайджане. Это маленький городок примерно в двухстах километрах от Баку. Но там был собственный аэропорт. Он обслуживал единственный маршрут Баку - Нафталан. Три раза в день туда летал как раз Як-40. Наверное, это уникальный случай. А мы жили в гостинице и аэропорт был виден с нашего балкона. Иногда можно было наблюдать, как самолет взлетал и садился.
 
Кстати, именно на Як-40 я первый раз в жизни летал на самолете. Из Красноярска в Канск и обратно. Но я этого не помню, потому что мне было всего четыре года. Об этом потом рассказывали родители. По их словам, я весь полет ходил по салону и изучал разные технические детали. Видимо, интерес к авиации у меня появился еще в раннем детстве.
 
Как советский Як-40 оказался на Аляске в 1972 году?

Это событие уникально тем, что, вероятнее всего, это был единственный советский самолёт Як-40, побывавший на Аляске. Машина имела бортовой номер СССР-87791, принадлежала советскому Аэрофлоту. Данный борт являлся демонстрационным.
Ещё в 1971 году его доставили в Колумбию в разобранном виде. Именно там СССР планировал развернуть полноценную сборку Як-40 для стран Латинской Америки...

 
Так это был демонстрационный полёт через всю Америку тогда. Начиная с Колумбии он пролетел через Центральную Америку, США, побывал в Канаде и на Аляске. После чего благополучно улетел в СССР.
 
И где-то же есть снимки Яка в морских видах ))
 
И где-то же есть снимки Яка в морских видах ))
Ну.... Учитывая что он эксплуатировался в Италии (один-I-JAKE даже там утонул в Генуе на пробеге), на Кубе ( карибские пейзажи), на Филиппинах (если верить интернету то даже летал на Боракай), и в греческой Olympic Airways летал по эгейским островам (там то виды вообще должны быть шикарные ), то безусловно есть... Но их сюда теперь не выложишь, из-за технических особенностей форума))
 
Ну это не в морских и не в Америке
Но красивое конечно
 
Куда в 1970-х летали базовые краснодарские Як-40? Они работали на МВЛ внутри края? Говорят, больше 10 штук было.
 
Трудно такое количество ограничить одним лишь Краснодарским краем. Тем более там и элок полно было. По округе и летали, Кавказ, Украина, Поволжье.
 
Реакции: avro
Ил-62, понятно. Но интересны реактивные трассы внутри края.
 
А в Лабинск и Майкоп "Элки" летали?
"Элки" из Краснодара точно летали в Анапу, Астрахань, Волгодонск, Жданов, Ейск, Керчь, Кисловодск, Ростов, Ставрополь, Элисту. В Лабинск, вроде, тоже летали. В Майкоп не летали.