История космической программы Аполлон и планы по изучению Луны

...И да, это было бы гораздо лучше, чем просто угробить бюджет в Н1.
Но с этим не согласился никто! И ни тогда, ни после! И когда Глушко пришлось решать ту же задачу, когда он занял место Королёва, то и ему не пришла в голову мысль развить проект УР700. Хотя, казалось бы... Быть может несколько запоздалое осознание последствий хотя бы одной аварии УР700 привело академика к поиску других путей построения супертяжа. Что получилось в итоге мы знаем. Лично я ( и не только) благодарен Королёву и его соратникам за раз и навсегда принятое решение - гептиловые ракеты не пригодны для пилотируемой космонавтики. Их удел - военное применение.
Меня не убеждают высказывания такого рода, пускай и сведущих людей.
Зачем Вы так? В любой области существуют ведущие специалисты, часто это люди которые эту отрасль и создавали. Почему не нужно прислушиваться к их мнению? Представьте - некто сообщил что высказывания Харитона, Сахарова, Зельдовича или Курчатова - по поводу конструкций или физических принципов работы ядерных устройств, для него неубедительны... Мне, правда, встречались и такие люди... Но мы же знаем, для кого не существует авторитетов...
 
Реклама
И когда Глушко пришлось решать ту же задачу, когда он занял место Королёва, то и ему не пришла в голову мысль развить проект УР700. Хотя, казалось бы... Быть может несколько запоздалое осознание последствий хотя бы одной аварии УР700 привело академика к поиску других путей построения супертяжа.
Развивать Н1 ему в голову тоже не пришло. И, справедливости ради, УР-700 - это все-таки проект КБ Челомея, и Глушко, возглавив ЦКБЭМ, не имел никаких полномочий этот проект развивать по своей инициативе. Да и у Глушко были свои амбиции, ему хотелось наконец-то быть создателем своих ракет, а не работать подрядчиком для других. Он же первое что сделал на посту генерального - представил свой проект серии РЛА.
 
В 1974 году было создано НПО "Энергия" (сейчас Ракетно-космическая корпорация "Энергия"), в новую организацию вошло Центральное конструкторское бюро машиностроения (ОКБ-1, переименованное так после смерти Королева), а также КБ "Энергомаш" (бывшее ОКБ-456). Глушко стал главным конструктором "Энергии", название которой, по некоторым данным, он и придумал.

Несмотря на все его усилия, НПО "Энергия" не получило заказ от государства на разработку двигателей под ракету сверхтяжелого класса Н-1 для советской лунной программы. Идеи конструктора были отклонены из-за токсичности предложенных им компонентов топлива. Позже он в своих письмах не оставляет планов покорения Луны, в частности, предлагает руководству страны в течение десяти лет разработать и создать систему доставки космонавтов к естественному спутнику Земли и орбитальный лунный модуль весом 60 тонн, который обеспечит высадку на Луну трех космонавтов. Однако этим планам не суждено сбыться.

В 1976 году внимание Глушко переключается на совсем другую тему — создание челнока "Буран" как ответа на запуски американских многоразовых кораблей "Спейс Шаттл". Отечественная многоразовая система "Энергия — Буран" создавалась под непосредственным руководством Глушко и по его проекту, именно он настоял на облике сверхтяжелой ракеты "Энергия" и предложил вид двигателя первой ступени РД-170. Успешный запуск "Бурана" прошел в ноябре 1988 года в автоматическом режиме.


Здесь статья полностью: Космические моторы. Главные разработки Валентина Глушко, известные на весь мир
 
Но с этим не согласился никто! И ни тогда, ни после! И когда Глушко пришлось решать ту же задачу, когда он занял место Королёва, то и ему не пришла в голову мысль развить проект УР700. Хотя, казалось бы...
Но тем не менее, РД-270 вполне активно делался и испытывался в 1967-1969 годах. Для чего? Просто так, чтобы был? Сомнительно... Интересно еще то, что "Совет конструкторов" все начало шестидесятых (1961—1966) возглавлял уже не Королев а Челомей, и только смещение Хрущева изменило ситуацию. И кстати. Для каких движков считалась масса Ур-700? Странно, что Глушко не сделал на замену РД-270 что-то похожее, но без этих заморочек с системой газ-газ.
Лично я ( и не только) благодарен Королёву и его соратникам за раз и навсегда принятое решение - гептиловые ракеты не пригодны для пилотируемой космонавтики. Их удел - военное применение.
Ну так на гептиле до сих пор летаем.
Зачем Вы так? В любой области существуют ведущие специалисты, часто это люди которые эту отрасль и создавали. Почему не нужно прислушиваться к их мнению?
Не то чтобы не прислушиваться... просто говорят очень мало и говорят довольно поверхностные фразы. Меня просто больше интересует как раз "то, о чем не говорят". При этом оправдания "Королевцев" весьма понятны - ну типа мы бы конечно сделали... цель утратила актуальность... Еще бы! 15 лет пилить тему, которая улетела в мусорное ведро. Мне лично действительно интересно, насколько смещение Хрущева и неудачи с РД-270 и РД-270К повлияли на ситуацию. Вообще РД-270К (керосин-кислород) - как бы не очень укладывается в концепцию "Глушко только за гептил"
 
Последнее редактирование:
Несмотря на все его усилия, НПО "Энергия" не получило заказ от государства на разработку двигателей под ракету сверхтяжелого класса Н-1 для советской лунной программы.
Ой, думается мне здесь Тасс лажанулся.
 
Ой, думается мне здесь Тасс лажанулся.
Наверное, двойной смысл получился. Имелось ввиду, Глушко не получил заказ под ракету класса Н-1, а не на доводку ракеты Н-1? ...
Следующее предложение ведь: " Идеи конструктора были отклонены из-за токсичности предложенных им компонентов топлива. "
А в Н-1 применялся керосин, не гептил. Значит, другую ракету Глушко предлагал.
 
3 августа 1974 года в кабинете В.П. Глушко состоялось совещание, на котором были впервые озвучены основные положения комплексной ракетно-космической программы. На этом совещании присутствовали главные конструкторы В.П. Бармин, Н.А. Пилюгин, М.С. Рязанский, В.И. Кузнецов, министр общего машиностроения С.А. Афанасьев, представители ВПК. Приехал даже секретарь ЦК КПСС Д.Ф. Устинов.
С докладом по комплексной ракетно-космической программе выступил Генеральный конструктор НПО «Энергия» В.П. Глушко. Основным предложением В.П. Глушко было создание последовательного ряда тяжелых и сверхтяжелых ракет-носителей из унифицированных блоков. Всем ракетам присваивался индекс РЛА – ракетный летательный аппарат.
Самая легкая из них РН среднего класса РЛА 120 имела классическую схему, стартовую массу 980 тонн и грузоподъемность 30 тонн. Первую ступень диаметром 6 метров предполагалось оснастить четырьмя кислородно-керосиновыми двигателями тягой по 250 тонн каждый.
Эта же ступень использовалась как “боковушка” для более тяжелых носителей, которые имели пакетную схему. Вокруг центрального блока 2-й ступени тяжелого носителя диаметром 9 метров устанавливалось различное число боковушек 1-й ступени. Так РЛА 140 имела 2 боковушки и была способна вывести на орбиту полезный груз массой 155-165 тонн, РЛА 130 – 4 боковушки и 175-183 тонны полезного груза, а самая мощная РЛА 150 – 6 боковушек и 250 тонн полезного груза. На РЛА 130 и РЛА 140 полезный груз устанавливался сбоку от центрального блока в грузовом контейнере, а на РЛА 150 – сверху. Сама вторая ступень оснащалась шестью двигателями тягой по 600 тонн каждый, причем поначалу в качестве топлива для второй ступени рассматривались керосин, как и на 1-й ступени, или циклин. Сказалась нелюбовь В.П. Глушко к водороду.
РЛА-140 рассматривалась также как носитель для выведения на орбиту многоразового транспортного корабля РЛА-135 массой 155 тонн, причем сам он, в свою очередь, доставлял на орбиту полезный груз массой до 40 тонн.
Что касается сроков, то по замыслу В.П. Глушко первый запуск самого легкого носителя РЛА-120 должен состояться в 1979 году. Тогда же должна начаться сборка на орбите постоянной орбитальной станции из специализированных модулей, а завершение сборки ожидалось в 1980-1981 годах. На 1980 год планировался первый запуск РЛА 140, а на 1981 год полет к Луне с ее помощью. На 1982 год планировался запуск самой тяжелой ракеты РЛА 150, а на 1983 год – полет к Марсу.
 
Но тем не менее, РД-270 вполне активно делался и испытывался в 1967-1969 годах. Для чего?.... ....Для каких движков считалась масса Ур-700?
Проект УР700-ЛК700 был аналогом амеровского Nova-Apollo, от которого американе отказались ещё в 61 году. Проект был представлен Челомеем на заедании экспертной комиссии, рассматривавшей ход работ по программе «Н1-ЛЗ». Для реализации проекта, с минимальными маневрами в космическом пространстве - т. н. "прямой полёт", требовалось выведение ПН в 1,5 превышающей таковую для Н1. Масса ЛК700 предполагалась около 150 тонн. Масса на старте УР700-ЛК700 виделась в пределах 4600-5100 тонн. 9 двигателей РД270 1 ступени имели общую тягу на уровне моря 5760 тс. Это должно было позволить выести на орбиту ИСЗ массу в 140 т.
Челомей вместе с Глушко, обиженные на Королёва и Мишина, пытались убедить руководство отраслью в том, что при должной материальной поддержке ОКБ-52 сможет быстро реализовать программу и обеспечить приоритет СССР в высадке на Луну. Экспертная комиссия посчитала такие заявления слишком смелыми, но разрешила таки эскизное проектирование. Серьёзнейшим, если не главным, аргументом против проекта УР700-ЛК700 были соображения безопасности - авария такого такого сверхтяжа вблизи стартовой площадки могла привести к превращению всего космодрома в мёртвую зону на 15-20 лет. Тем не менее работы по УР700-ЛК700, в рамках НИР, продолжались до начала 70-х, когда программа пилотируемых полётов к Луне была окончательно свёрнута.
3 августа 1974 года в кабинете В.П. Глушко состоялось совещание, на котором были впервые озвучены основные положения комплексной ракетно-космической программы...
И это всё было уже после, когда Глушко оказался в должности Королёва. Прекрасные планы по созданию унифицированного ряда и пр. И всё та же "нелюбовь" в водороду. И где результаты?
 
И всё та же "нелюбовь" в водороду.
"Самая легкая из них РН среднего класса РЛА 120 имела классическую схему, стартовую массу 980 тонн и грузоподъемность 30 тонн. Первую ступень диаметром 6 метров предполагалось оснастить четырьмя кислородно-керосиновыми двигателями тягой по 250 тонн каждый."
 
Реклама
Первую ступень диаметром 6 метров предполагалось оснастить четырьмя кислородно-керосиновыми двигателями тягой по 250 тонн каждый."
Ну, для первых ступеней водород и не нужен - тут и керосин+кислород прекрасно работают. И чего бы Глушко двадцать лет назад не согласиться с Королёвым и не предложить подобный двигатель для Н1? Глядишь, и история заиграла бы другими красками. Но...:(
 
И чего бы Глушко двадцать лет назад не согласиться с Королёвым и не предложить подобный двигатель для Н1? Глядишь, и история заиграла бы другими красками. Но...:(
А как он мог согласиться на то, что не мог сделать? Он тогда вполне определенно высказывался, что двигатель с подобными параметрами и в обозначенные сроки сделать не сможет. Потому, что не знает, как. Это же не та вещь, которую можно поднатужиться и родить, было бы желание.
 
Ну, для первых ступеней водород и не нужен - тут и керосин+кислород прекрасно работают. И чего бы Глушко двадцать лет назад не согласиться с Королёвым и не предложить подобный двигатель для Н1? Глядишь, и история заиграла бы другими красками. Но...:(
Я допускаю, что дело было например не только в кислороде, а и в общей идее компановки Королевской ракеты. Например Глушко мог быть сторонником пакетной схемы (что он в дальшейшем предлагал в виде Вулкана). На чем Р7 и вылезла. Это собственно Королева понесло в тему подвесных баков. И насколько я сужу по ситуации с "Советом конструкторов" - идеи Королева находили поддержку далеко не у всех. Идея модульности в принципе рулит и сейчас. Что Ангара, что Фалькон-Хэви. Все стараются сделать системы, которые можно отрабатывать постепенно. Есть конечно и логика Сатурн-5, но Сатурн-5 очень простая по конструкции система, в сравнении с Н1.
Проект УР700-ЛК700 был аналогом амеровского Nova-Apollo, от которого американе отказались ещё в 61 году.
Нова это по сути просто ракета, еще более толстая, чем Сатурн 5. Ур-700 это модульный конструктор.
 
А как он мог согласиться на то, что не мог сделать? Он тогда вполне определенно высказывался, что двигатель с подобными параметрами и в обозначенные сроки сделать не сможет. Потому, что не знает, как. Это же не та вещь, которую можно поднатужиться и родить, было бы желание.
Вообще РД-270 имел якобы модификацию РД-270К (Кислород-керосин). Т.е. теоретически году к 1968-69му появление мощного движка было возможно. Если бы удалось вообще создать движок по схеме газ-газ. Сейчас наши допиливают РД-0169 на метане, который по такой схеме работает.
 
А как он мог согласиться на то, что не мог сделать? Он тогда вполне определенно высказывался, что двигатель с подобными параметрами и в обозначенные сроки сделать не сможет. Потому, что не знает, как. Это же не та вещь, которую можно поднатужиться и родить, было бы желание.
Он не один работал над этим. Ресурсы всей страны были им доступны, и это не шутка и не гипербола. А вот сроки, это да, нельзя не согласиться. Вот только спешка-то зачем была. Поспешишь - насмешишь. С другой стороны, нельзя долго и безрезультатно расходовать бюджет. Результаты в то время были - одни рекорды. Сейчас результаты прагматичные, но и научно-технические достижения ещё в цене, конечно.
 
Последнее редактирование:
Он не один работал над этим. Ресурсы всей страны были им доступны, и это не шутка и не гипербола. А вот сроки, это да, нельзя не согласиться. Вот только спешка-то зачем была. Поспешишь - насмешишь. С другой стороны, нельзя долго и безрезультатно расходовать бюджет. Результаты в то время были - одни рекорды. Сейчас результаты прагматичные, но и научно-технические достижения ещё в цене, конечно.
Не были им доступны ресурсы всей страны, более того лунная тема даже не всегда была приоритетной перед военной. К началу лунной гонки у страны банально не было МБР( 7ку всерьез назвать МБР даже наши вояки не рискнули), первое подобие МБР(р16) на бд встала только в 63. Причем р16 была отнюдь не подарком - высококипящие компоненты, монструозные шпу Шексна-В, огромная инфраструктура обслуживания. На развертывание новых частей и соединений, вооружение их, проектирование новых ракет( вояки с грустью смотрели на минитмэны ), доведение наземной инфраструктуры - уходили ресурсы и средства просто не сопоставимые с советским лунным проектом.
Кроме того не стоит забывать, что партия и правительство хотели новых достижений и рекордов для улучшения имиджа, военные хотели сами не пойми что( то пилотируемый космический истребитель, то пилотируемый разведчик), создавались новые кк на смену востоку.
Добавьте к этому общее техническое отставание и вы поймёте почему советская лунная программа имела весьма призрачные шансы на успех.
 
Всем привет.
Не нашёл это видео в данной ветке.
размещаю.
Очень интересно и понятно рассказано про Сатурн 5
 
Оффтопик по лунному заговору вынесен в отдельную тему, чтобы её было удобно добавить в игнор или в избранные, хехе.

А всех желающих продолжить сей оффтопик здесь, ожидает блокировка на ветке.
 
Всем привет. Не нашёл это видео в данной ветке. размещаю. Очень интересно и понятно рассказано про Сатурн 5
Только это не от Сатурн-5 бак ))). У того максимальный диаметр баков был 10 метров. А на этой фотке явно гораздо больше - по человекам видно. Нова может...
 
Реклама
Только это не от Сатурн-5 бак ))). У того максимальный диаметр баков был 10 метров. А на этой фотке явно гораздо больше - по человекам видно. Нова может...
У Nova диаметр 12,2 метра, если данные Википедии верны.
Хорошо видно половину диаметра, но даже для Nova люди смотрятся как дети.
Поиск по фото толком ничего мне не дал, кроме ссылок на Twitter и на такой сайт
Но там фото подписано, что это Сатурн-5. Может, особо низкорослые мексиканцы там что-то делают? :)
 
Назад