На этом форуме выкладывали фото схемы салона из японского рекламного буклета.
Посмотреть вложение 696650
Как видите, первый класс 2+2 в наиболее комфортном заднем салоне, плюс восемь кресел впереди -- но они для отдыха сменного экипажа.
Эконом 3+3 впереди и на месте "ресторана".
Места с люльками между купе и буфетом обозначены как предназначенные для отдыха кабинного экипажа, но, я думаю, использовались и по прямому назначению при необходимости.
Я склонен верить тому, что для JAL Ту-114 действительно переоборудовали (хотя фото тех салонов не видел никогда) -- в те годы на таких дальних рейсах треть мест первого класса была в общем нормой, так как летать могли себе позволить только очень обеспеченные люди. И спальные места на рейсах продолжительностью 10 и более часов были вещё вполне памятной практикой -- "Констеллейшены", "Стратокрузеры" и DC-7 ещё летали. С того времени, когда они царили над Атлантикой и Арктикой прошло не так уж много времени. Всего-то десять лет, как на линии вышли реактивные, сократившие время полёта до шести-семи часов... И то потому, что дольше без дозаправки они летать не могли.
Не знаю, когда точно, но это было запрещено то ли ИАТА, то ли ИКАО. Единственный самолёт, который летал в с частью салона 3+4 -- "Трайдент". Но это было у одной или двух авиакомпаний на рейсах между Лондоном и Парижем (возможно, какими-то ещё городами Европы), четырёхместные блоки (в переднем салоне) были без внутренних подлокотников и продавались только целиком как "семейные".
Ан-10Б на 130 мест с 3+4 был только один, на регулярных линиях не использовался.
Да, я крайне удивлён, но при наличии нескольких версий схем 170-местной компоновки и сохранившиеся схемы "джаловской", 200-местную я не видел никогда, только в "Иронии судьбы".
Кстати, в "Фейсбуке" есть специализированная англоязычная группа по Ту-114.
Aleck в числе её со-основателей. Если вы там есть, заходите. Я временами там цитирую почерпнутое из ваших постов (с форума avia.ru всё скопировал и сохранил), извините, что не указываю источник -- не на что сослаться (( Вам бы какой-то сайт создать стоило бы... Хотя бы на "Дзене" выложить. Уж очень много легенд почему-то бродит в интернете и про Ту-114 и про "Аэрофлот" того периода, я уже устал опровергать.
Так вот, иностранная публика по естественным причинам мало знакома с нашими реалиями, и с восторгом воспринимает любые детали.
Вы присутсвуете в "Фейсбуке"?
Вот, я зря пытался умничать по поводу компоновки "японских" машин. Более того, вспомнил, что где-то мне попадался то ли снимок, то ли кадр в хронике, на котором как раз был запечатлен задний салон Ту-114 с рассадкой 2+2. Пытался найти, но тщетно. Остается принять за данность приведенную Вами компоновку и радоваться, что это дошло до нашего времени. Позволю себе все-таки немного покомментировать. На всех известных мне домодедовских машинах в переднем вестибюле был 1 туалет, 2-й по потоку. На месте первого туалета был гардероб для экипажа, который закрывался красивой хромированной подвижной складной решеткой. Изнутри зона закрывалась матерчатой шторой. Предполагаю, что это было обусловлено необходимостью доступа к передней аварийной двери на правом борту.
Зона отдыха для экипажа, 2 первых ряда в 1-м салоне. Экипажи на японских рейсах работали только наши, а в бригады б/п входили работники JAL. Видимо, поэтому и образовалась эта зона отдыха. Для своих этой роскоши не было. Известна т.наз. "зона отдыха" внизу в отсеке перед кухней. Потолок там был уже на уровне линии пола в регулярной зоне и штатно там устанавливались 2-местные диванчики вдоль бортов. Сам отсек был похож на собачью будку. НО! На всех домодедовских машинах эти диванчики для отдыха были сняты. Была легенда о том, что ликвидация зоны отдыха в Ту-114 была обусловлена борьбой за нравственность с соответствующими комментариями старожилов-профессионалов по поводу "кто, что, как, с кем..." В результате, при полной загрузке б/п могли присесть на откидных стульчиках в буфете (2 шт.), на площадке между пролетами лестницы, ведущей в кухню, и в переднем вестибюле возле передней двери. Экипаж обитал у себя, благо кабина была очень просторной. При неполной загрузке в 19 ряд (3-местный блок на уровне буфета) пассажиров не сажали и там располагались девушки, 1, 2 и 3 номера. 5 и 6 номера были, как правило, мужеского пола и у нас вариантов не было. Если было совсем невмоготу, ночью после кормежки укладывали полотенца на стол, садились на контейнер, голову на стол и пытались задремать. Часто получалось, т.к. 23-й рейс уходил в 21, после полуночи народ затихал, до 2-й кормежки часа 2-3 можно было покимарить. Но главное: никакого отдыха в 9-10 часовых рейсах на Ту-114 никто не предполагал в принципе, садись на откидушку и бди. Если учесть, что летом на Ту-114 летали бригады не по 6, а по 5 чел. (рейсов в 1974 г. стало много, поэтому и набирали на лето студентов из авиационных ВУЗов для работы б/п), нагрузки хватало. Кстати, не удивлюсь, если окажется, что рейсы в и из Токио выполнялись одним экипажем. Но, возможно, экипажа было 2 и они сидели по очереди в 1 и 2-м рядах.
По поводу появления в Ту-114 спальных мест я согласен с Вами в том, что была ассоциативная связь с тем, что давно было ТАМ на В377, L1049 и даже на DC-3, и нашим поразившим Миръ ответом. Кстати, мне понравилась в каком-то иностранном источнике фраза о том, что Ту-114 на 220 мест был А380 своего времени. По-моему, трудно не согласиться и в очередной не ощутить, как приятно воспринималось так запечатлившееся в памяти число 220.
В "Иронии судьбы" съёмка действительно выполнялась из буфета и увековечено начало 3-го салона 200-местной машины. Заметно, что снимали именно с приподнятой линии пола (это ведь лучше. чем лезть под потолок в регулярной зоне).
Я попытался воспроизвести компоновку на 200 мест, использовав всем известную картинку на 170.
В любом случае, должно быть 34 ряда: 32 полных плюс 5 мест в 1-м ряду и 3 места в 19.
Первые ряды 2-го салона - 9 и 10, это четко помню. 9 ряд - самый "прелестный": против потока, спинка не откидывалась из-за перегородки, колени упирались в соседа напротив, шум и вибрации по максимуму.
Задний ряд 2-го салона 18, летел на 76473 на 18Д DME-KHV пассажиром. Значит, в 1-м салоне - 8 рядов, 47 мест.
С 19-м рядом все понятно. На 3-й салон осталось 15 рядов. В остальном все, как в 170-местной компоновке. На 200-местных машинах кресла стояли поплотнее, особенно во 2-м салоне.