История Ту-114

V

VT

Читатель
Заглянул на russianplanes.ru. Там везде написано про переоборудование в 220-местную версия и упоминается 105-местная версия для токийских рейсов.

Хотя и официально, и со слов очевидцев известно, что на Ту-114 кроме исходной 170-местной версии существовали 116-местная (Y72+F32+P12, не считая 11 мест для отдыха экипажа) на четырёх самолётах для совместной эксплуатации с JAL с 1967 по 1969, и 200-местная, в которую начиная с 1969 года были переоборудованы 25 самолётов из 31 серийного.

Три летали в исходной компоновке до 1976 года, лидерный 76466 пассажиров не возил и его переоборудовать не было необходимости, 76469 был повреждён при ремонте во Внуково в 1962 году (принят в эксплуатацию 28 июня, списан в конце августа -- летал меньше двух месяцев!), последний выпущенный 76491разбился в 1966 году в Шереметьево -- то есть эти два самолёта просто не дотянули до периода трансформации.
Ещё один просто никогда не летал, так как использовался для статических испытаний и, очевидно, вообще не имел кресел в салоне.

Как я понял, Л5611 в число серийных не входил, таким образом всего Ту-114 было сделано 32.
Но один из серийных не летал, то есть число самолётов в эусплуатации совпадает с числом серийных.

Полагаю, кто-то из участников обсуждения здесь либо сам зарегистрирован на Russianplanes, либо может каким-то образом поговорить с руководством того проекта, чтобы скорректировать неверную информацию.
А то она уже расползается...

Кстати, упоминание о первом классе в переднем салоне оставил тот, кто плохо знаком с историей: на винтовых самолётах чаще всего в хвосте тише всего, и места первого класса, например, на Ил-18 и Constellation, где были места разных классов, были в хвостовом салоне. Так же JAL поступила и с салоном Ту-114.
И на ATR-72 в нашей время бизнес-класс (премиум-эконом) довольно часто встречался мне именно в хвостовой части.

А вот на реактивных тише в передней части, поэтому первый класс на 707, Caravelle и DC-8 был уже только впереди.
Видимо, автор текста значет только о современных самолётах ))
 
Последнее редактирование:
Реклама
Aleck

Aleck

Старожил
Александр Анисимов, который летал бортпроводником на Ту-114 говорил, что не все Ту-114 переоборудовали в 220 мест. Один или два самолёта, ушедшие в 1973 году в ВВС были в старой компоновке.
Кстати, а ульяновский Ту-114 в какой компоновке?
На russianplanes что-либо писать бесполезно. Проще смириться и не обращать внимания.
 
V

VT

Читатель
Цитата из его сообщения на forumavia.ru в 2008 году:

"Позволю себе уточнение, в котором я абсолютно уверен: не было стандартной компоновки Ту-114 на 220 мест.
Стандартная компоновка на всех машинах, кроме 76458, 76467 и 76475, была на 200 мест. Рассадка 3+3, только первый ряд был 2+3.
Три указанных машины так и остались с купе, "ресторанными" столами во втором салоне и на 170 мест.

Одна машина ненадолго была переделана на 224 места с частью рядов с семью креслами, блоками 3+4. При шести креслах в ряду дополнительные ряды там просто негде было размещать.
Цитата из другого сообщения того же автора:
"Предполагался рейс в Сухуми, для чего одну машину переоборудовали под 224 кресла (машина без купе и с заменой большей части 3+3 на 3+4 кресла в ряду), но затея не состоялась, до регулярных рейсов так и не дошло".


Исходные туполевские кресла при откидывании спинки выдвигали сиденье вперед, прижимая колени к впередистоящему блоку с гадкой железной планкой. Эти кресла были разработаны для Ту-104, когда они были рассчитаны на 50 мест и шаг кресел был абсолютно гуманным. По мере уплотнения Ту-104 и Ту-114 старые кресла потеряли большинство своих достоинств и на многих машинах были установлены (на Ту-114 -- полностью или частично, по салонам) обычные аэрофлотовские кресла, которые по сей день летают на Ту-154".


Из той же темы, но от от другого автора, Oleg mi-6 (курсивом -- мои комментарии):
"Первым в модификацию Ту-114Д был переоборудован в июне 1962 года 76480.
В его салоне было всего 60 пассажирских кресел, высвободившееся весовое пространство отдали дополнительным топливным бакам емкостью 15 тонн горючего, позволявшим самолету находиться в воздухе 16 часов.
После замены его на трассе Москва-Гавана на Ил-62 в 1969-1970 гг. был переделан в обычный Ту-114 на 200 мест (исправлена ошибка -- автора написал "220").
Выведен из состава Аэрофлота 13 февраля 1973 и передан подразделениям Минобороны.

В январе 1972 года (неясно, опечатка автора или фактический перевод состоялся раньше, чем был оформлен) в ВВС Северного флота поступает переданный из Аэрофлота самолет Ту-114 с бортовым номером 76480. Местом постоянного базирования для него определен аэродром Кипелово, самолет приписывается к 392 ОДРАП.
В отличие от боевых машин, самолет летал под флагом Аэрофлота и по международным трассам. Ту-114 СССР-76480 имел стандартную схему с салоном на 200 (опять я исправил) мест. Но на нем, в отличие от серийных Ту-114, были установлены два дополнительных топливных бака в фюзеляже в районе центроплана. Установили их после передачи лайнера на одном из ремзаводов МГА. Экипаж Ту-114 входил в состав управления полка.

Первый полет на Кубу и обратно, по маршруту: Москва (АС Чкаловское) – Рабат (Марокко) – Гавана (Куба) – Рабат (Марокко) – АС Кипелово на полковом самолете Ту-114 был выполнен в августе 1972 года составом штатного экипажа.
Последний полет Ту-114 в Гавану был выполнен в январе 1980 года.
Списан и утилизирован он был в 1981 году".
 
Последнее редактирование:
Fencer

Fencer

Старожил
Полагаю, кто-то из участников обсуждения здесь либо сам зарегистрирован на Russianplanes, либо может каким-то образом поговорить с руководством того проекта, чтобы скорректировать неверную информацию.
А то она уже расползается...
В чём она неверная конкретно?
 
V

VT

Читатель
В чём она неверная конкретно?
Там везде написано про переоборудование в 220-местную версия и упоминается 105-местная версия для токийских рейсов.
На самом деле сначала все были 170-местными, потом четыре переделали в "японские" на 116 пассажиров (а не 105), и затем большинство сделали 200-местными (а не 220).
А я всё думал -- почему этот миф про 220 мест такой устойчивый? Люди читают солидный ресурс и верят.
 
avro

avro

Модератор
Расписание Ту-114 из Толмачево середины 1970-х

Говорили мне, что рейсы были утром. А тут дневной, если плюс 4 к Москве.

И время странное - 9.12.

DSCF1951 Ту-114 182.JPG
 
M

mars_208

Старожил
Расписание Ту-114 из Толмачево середины 1970-х

Говорили мне, что рейсы были утром. А тут дневной, если плюс 4 к Москве.

И время странное - 9.12.
В расписании 1972 года было три рейса Ту-114 в Москву (утром, днем и вечером), и у двух время вылета - "странное" (минуты не кратны 5).
 
A

alex-an10

Новичок
На самом деле сначала все были 170-местными, потом четыре переделали в "японские" на 116 пассажиров (а не 105), и затем большинство сделали 200-местными (а не 220).
А я всё думал -- почему этот миф про 220 мест такой устойчивый? Люди читают солидный ресурс и верят.
Тема Ту-114 воистину бесконечная. Спасибо вам и Олегу, что до сих пор цитируете мои посты со старого форума. Позволю себе немного дополнить информацией и ощущениями. Про 220 мест в Ту-114 я впервые читал в детсадовском возрасте в 5-м томе 1-го издания "Детской энциклопедии". Хотя на вкладке приведена обычная компоновка на 170 мест с купе. Восторг от 220 - примета времени: самый большой в Мире, самый вместительный (220 перекрыл позднее DC-8-61 на 250). Так же трудно было не запомнить про 130 мест в Ан-10А, хотя по факту 130 реально не было. 100, 112, вроде 118, но не 130. Надо было впечатляться, гордиться, верить, что наши самолеты - самые лучшие. А про не наши самолеты узнать было неоткуда. Верили! Восприятие Ту-114 в 1961 г. - восторг и замирание сердца.
Реально 220 там можно разместить только с установкой 20 4-местных блоков вместо 3-местных. В Ту-114 достаточно широкий проход. Но 4-е кресло даже при смене формата кресел до предела усложнило бы работу б/п, пассажиру у борта невозможно было бы элементарно вылезти и до него невозможно дотянуться при обслуживании. Плюс, видимо, безопасность: аварийных выходов в Ту-114 не было, по 2 двери в переднем и заднем вестибюлях, пассажиры у борта с 4-местными блоками надежды выбраться при форс-мажоре, по-моему, не имели. Плюс ко всему СКВ в Ту-114 работала весьма оригинально. При полной загрузке весьма трудно было сбалансировать распределение потоков по салонам и 20 лишних пассажиров картину только усложнили бы. Поэтому - провозгласили (никого не обманули - 220 можно затолкать), погордились, а машины делали на 170. Про 105 и 116 на шереметьевских машинах реально сказать не могу, но предположу: все машины у них были на 170 без всяких японских вариантов, т.к. трудно представить их реализацию. Да и на всех снимках из японского периода Ту-114 фигурируют купе и внешне обычные салоны. Просто предельная загрузка на этих рейсах ограничивалась, а пассажиров в самые шумные зоны (последние ряды 1-го салона и 2-й салон-"ресторан") на сажали. С учетом выраженной передней центровки Ту-114, размещение основной части пассажиров в наиболее комфортных зонах, т.е. купе, первых рядах 1-го салона и 3-м салоне выглядели вполне оправданно и логично.
Кухня Ту-114 была рассчитана на 1 горячий рацион для 170 пассажиров плюс экипаж. Контейнеры для 2-го рациона (где-то 6 шт., уже не помню) сразу размещались в передней части 2-го багажника. Туда же ставили часть контейнеров 1-го рациона при полной загрузке на 200 чел. Прибавка 20 (или 24) чел. это плюс еще 5 контейнеров, не развернуться. На Ту-114 раздача питания и так была достаточно трудоемкой: по 2 подноса в руки, 200 ходок в салоны при раздаче и уборке. В общем, объективные и субъективные мотивы против 220.
Потом перешли на 200 мест на основной части парка, включая музейный ульяновский 76490. А в расписаниях писали "Ту-114. 170 мест". И продавали по 170, т.к. до последнего на рейс могли поставить 1 из 3-х машин на 170. Потоки были емкие и эти 30 мест уходили на подсадку или через диспетчеров по транзиту. Вот и получилось, что в разных источниках есть исходные компоновки, но нет доработанных реальных компоновок Ту-114 на 200 мест, Ту-104 на 105, 110 и 115 мест, Ан-10 на 110, 112, 118(?) мест. И если Ту-114 и Ту-104 я могу воспроизвести по памяти, то Ан-10 -?. Всем - спасибо.
 
Реклама
V

VT

Читатель
на всех снимках из японского периода Ту-114 фигурируют купе и внешне обычные салоны.
На этом форуме выкладывали фото схемы салона из японского рекламного буклета.
Tu_114_JAL.jpg

Как видите, первый класс 2+2 в наиболее комфортном заднем салоне, плюс восемь кресел впереди -- но они для отдыха сменного экипажа.
Эконом 3+3 впереди и на месте "ресторана".
Места с люльками между купе и буфетом обозначены как предназначенные для отдыха кабинного экипажа, но, я думаю, использовались и по прямому назначению при необходимости.
Я склонен верить тому, что для JAL Ту-114 действительно переоборудовали (хотя фото тех салонов не видел никогда) -- в те годы на таких дальних рейсах треть мест первого класса была в общем нормой, так как летать могли себе позволить только очень обеспеченные люди. И спальные места на рейсах продолжительностью 10 и более часов были вещё вполне памятной практикой -- "Констеллейшены", "Стратокрузеры" и DC-7 ещё летали. С того времени, когда они царили над Атлантикой и Арктикой прошло не так уж много времени. Всего-то десять лет, как на линии вышли реактивные, сократившие время полёта до шести-семи часов... И то потому, что дольше без дозаправки они летать не могли.

пассажиры у борта с 4-местными блоками надежды выбраться при форс-мажоре, по-моему, не имели.
Не знаю, когда точно, но это было запрещено то ли ИАТА, то ли ИКАО. Единственный самолёт, который летал в с частью салона 3+4 -- "Трайдент". Но это было у одной или двух авиакомпаний на рейсах между Лондоном и Парижем (возможно, какими-то ещё городами Европы), четырёхместные блоки (в переднем салоне) были без внутренних подлокотников и продавались только целиком как "семейные".

Ан-10Б на 130 мест с 3+4 был только один, на регулярных линиях не использовался.

нет доработанных реальных компоновок Ту-114 на 200 мест
Да, я крайне удивлён, но при наличии нескольких версий схем 170-местной компоновки и сохранившиеся схемы "джаловской", 200-местную я не видел никогда, только в "Иронии судьбы".
Кстати, в "Фейсбуке" есть специализированная англоязычная группа по Ту-114. Aleck в числе её со-основателей. Если вы там есть, заходите. Я временами там цитирую почерпнутое из ваших постов (с форума avia.ru всё скопировал и сохранил), извините, что не указываю источник -- не на что сослаться (( Вам бы какой-то сайт создать стоило бы... Хотя бы на "Дзене" выложить. Уж очень много легенд почему-то бродит в интернете и про Ту-114 и про "Аэрофлот" того периода, я уже устал опровергать.

Так вот, иностранная публика по естественным причинам мало знакома с нашими реалиями, и с восторгом воспринимает любые детали.
Вы присутсвуете в "Фейсбуке"?