История Ту-114

V

VT

Читатель
заблокирован
билеты в спальные купе были дороже, чем на остальные места?
На внутренних рейсах нет.

UPD: На международных рейсах купе были либо первым классом (тариф примерно на 30 процентов выше, чем туристского), либо на токийском направлении даже улучшенный первый класс (собственно первый был в заднем салоне), который продавали ещё дороже.
Разумеется, в каждом купе размещались по три пассажира, и все могли лечь.

На внутрисоюзных линиях в купе сажали по шесть пассажиров. Спинки не откидывались, индивидуального освещения нет, столик был фактически только для двоих. То есть размещение в купе было наименее комфортабельным, и поэтому билеты туда полагалось продавать в последнюю очередь. Но на не полностью загруженных рейсах у попавших в купе была возможность прилечь, хотя и не гарантированная.

Как вспоминал Александр, неоднократно процитированный выше, знающие пассажиры иногда откидывали верхнюю полку и ложились на неё даже если купе было занято полностью. Насколько я могу судить, нижние полки из-за поперечного расположения имели длину не более 1,7 м, если е 1,6 м, поэтому лежать на них взрослому человеку не всегда было удобно. А вот верхняя вполне могда быть и двухметровой.
К сожалению, не имею доступа к чертежам, где это было точно указано.

Было бы очень интересно померить длину и ширину этих полок. Если получится попасть в Ту-114 Монино, обязательно постараюсь это сделать.
Да и шаг и ширину кресел тоже было бы здорово узнать.
 
Последнее редактирование:
Реклама
S

Sidor

Старожил
Было бы очень интересно померить длину и ширину этих полок.
Ну, на верхней полке единственная проблема - коленки в потолок слегка упираются, если на спине лежать :) . А так - да, под два метра длина. Нижние по длине точно не 160. Скорее в районе 180 - позже сообщу в сантиметрах.
На внутрисоюзных линиях в купе сажали по шесть пассажиров. Спинки не откидывались
На самом деле, откидывались:). Но, во-первых, заметно меньше, чем у кресел (примерно как у современных 737:lol:), а во-вторых, там конструкция не самая очевидная для пассажира: никаких кнопок/рычажков не было, как и табличек. Спинка сверху крепилась на петлях, а снизу никак; и вот надо было спинку снизу приподнять и с тыльной стороны повернуть два упора.
Впрочем, не исключено, что на внутренних рейсах спинки всегда были откинуты, т.к. основной смысл складывания спинки в увеличении ширины спального места.
 
avro

avro

Модератор
С отцом на праздниках вспоминали, как летели в купе ХБР - ДМД в 1970-х. Что столик был посередине...
 
V

VT

Читатель
заблокирован
летели в купе ХБР - ДМД в 1970-х. Что столик был посередине...
Если купе было без двери и верхней полки, то это салон-ресторан, там стол, конечно, должен быть на всю длину.

В купе столик, доступный для сидящих у стенки, будет межать входу и выходу.

Скорее в районе 180 - позже сообщу в сантиметрах.
Ширина фюзеляжа 4 метра, ширина прохода в коридоре по нормативам должна быть не меньше 0,6. Остаётся в лучшем случае 3,4 м, из которых надо вычесть толщину стенок.
Средний рост росиян в пятидесятые был как раз примерно 1,65.

не исключено, что на внутренних рейсах спинки всегда были откинуты, т.к. основной смысл складывания спинки в увеличении ширины спального места.
Сидеть на диване с углом подушки и спинки 90 градусов долго невозможно. Это просто нарушение эргономических принципов.
 
Последнее редактирование:
A

alex-an10

Новичок
Сидеть в купе вшестером было неудобно и утомительно. Один раз еще до работы в Домодедово я попал пассажиром в купе на 76475 KHV-DME. Посидел минут 5, понял, что меня ждет в ближайшие 10 часов и сбежал, пристроился в 3-м салоне. Ощущение для спины аналогично для посидеть в купе поезда (долго не усидишь), только пространство для маневра отсутствует: подлокотников нет, как ни повернись - задеваешь соседей, ноги сидящих напротив друг друга пассажиров неизбежно соприкасаются.
Стол в купе был составной: стационарная опорная часть от борта плюс вставка от обреза столешницы до продольной стенки. Вставка имела штыри, через которые и фиксировалась в пазах на стенке, а на столешницах, если я правильно помню, были выдвижные штыри. Вставки штатно лежали на откидной полке и устанавливались бортпроводниками перед подачей питания. Т.е. и в этом проигрыш: все пассажиры в нормальных салонах сидели в границах своих кресел, ели на своих столах. А пассажиры в купе и во 2-м салоне питались, как а пионерлагере, кучей за одним столом. Во 2-м салоне, кстати, эти "ресторанные" кресла имели внизу под сидением рычажок с белой лапкой, потянув который можно было слегка выехать вперед и изменить угол наклона спинки (насколько позволяли ноги соседа).
В регулярных зонах 1 и 3 салонов и во всех салонах 200-местных машин штатные туполевские кресла также имели сдвижные сидения. На части машин уже в 1974 г. были типовые унифицированные аэрофлотовские кресла, история которых началась еще на Ил-18 с 758хх-какой-то машины, т.е. с откидными столами, фиксированными сидениями и откидывающимися вперед в горизонталь спинками. Причем, в Ту-114, насколько я помню, эти кресла ставились в одном или 2-х салонах. Видимо, поскольку родные туполевские кресла нередко заклинивало, исправные кресла оставляли, а негодные заменяли (если для этого не было иной причины...).
 
V

VT

Читатель
заблокирован
исправные кресла оставляли, а негодные заменяли (если для этого не было иной причины...)
Думаю, что новые кресла приходилось ставить при переделке из 170 в 200 потому, что классических кресел просто не хватило.
 
A

alex-an10

Новичок
Думаю, что новые кресла приходилось ставить при переделке из 170 в 200 потому, что классических кресел просто не хватило.
Видимо, и это тоже, но большинство машин работали все-таки с родными креслами.
На Ту-104 в 70-х так же приходилось летать на машинах с нетуполевскими креслами (на 42347 - однозначно, 1976 г., 4Д, первый салон с новыми серыми креслами).
Кстати, вполне можно констатировать, что на всех машинах первого поколения на всех типах изначально ставились свои кресла (Ту-104, Ту-114, Ил-18, Ан-10, Ту-124, Ан-24), разработанные в родных КБ. Потом началась унификация и первыми машинами были, видимо, Ил-18В. Но это - другая тема.
 
avro

avro

Модератор
Обсуждали ли? В хрониках известного автора Еремина С. (журнал "Гражданская авиация", 1971 год):

21.05.1970 – Ту-114 впервые перевез 224 пассажира из Ташкента в Москву.

Как такое могло быть?
 
V

VT

Читатель
заблокирован
Как такое могло быть?
Жаль, что нельзя посмотреть публикаци.
Поэтому предположу.
Такое могло быть очень легко. Известный автор (а тогда известный автор в отраслевом издании, -- это довольно обеспеченный человек, долго шедший к своему положению, и обычно желающий пользоваться тем, чего достиг тяжким трудом, а не утруждать себя поисками достоверной информации) получает задание написать заметку про первый полёт Ту-114 из Ташкента.
Тэкс, чё там у нас про максимальную вместимость типа? Ага, вот "до 224 пассажиров". Ну, спрос у нас уже превышает предложение, так и напишем "224", кто проверять-то будет?
И так и пишет.
Или кто-нибудь из редакторов (тогда их был совсем не один, все уважаемые люди с полномочиями и большими зарплатами) обижается, что Флагману Воздушного Флота Советского Союза занизили вместимость до жалких 170 пассажиров. И он недрогнувшей рукой правит в соответствии с описанным выше алгоритмом.

Строго вычитывались только статьи про съезды и выступления начальства всех уровней, и то не на фактуру, а на правильные формулировки. При том, что именно вот это всё никто не читал. Ну разве что члены всяких комиссий и этими комиссиями экзаменуемые. Хотя каие-то крупицы информации из этих статей выловить можно.

И с поиском информации тогда было куда сложнее, чем последние лет 20. Допускаю, что Еремин С. никогда не летал на Ту-114.
 
Последнее редактирование:
Реклама
M

mars_208

Старожил
получает задание написать заметку про первый полёт Ту-114 из Ташкента.
В Ташкент Ту-114 летали с 1968 года. Так что, это статья не про первый полет из Ташкента, а, может быть, про какой-то особенный полет, например, с очень большой загрузкой.
 
V

VT

Читатель
заблокирован
mars_208, трудно обсуждать текст, которого мы не видим.

avro, нельзя ли ссылку на публикацию? Или каким-то ещё образом ознакомиться с текстом?

Не исключено, что речь об испытаниях самолёта с увеличенным числом мест -- том самом, где в некоторых рядах кресла ставили 3+4.

Как раз примерно в это время шёл процесс переоборудования из компоновки с купе и "рестораном" на 170 мест в более традиционную на 200. С одним бортом могли поэкспериментировать. Благо Ташкент -- не Хабаровск, Ту-114 мог слетать туда и с повышенной нагрузкой.
 
V

VT

Читатель
заблокирован
Да, это не ошибка, "самое большое количество пассажиров" -- это и есть факт, которому посвящено сообщение.

Думаю, это были испытания максимально плотной версии компоновки салона с блоками 3+4. Он всё-таки слетал с пассажирами.
Очень инетересный факт, спасибо!
 
avro

avro

Модератор
VT, а есть еще какие-то упоминания этого проекта 3+4?
 
V

VT

Читатель
заблокирован
avro, в интернете попадалась фото чертежа такой компоновки, но сейчас не нашёл.

И тут я уже цитировал другого автора, который в этой теме участвует под ником alex-an10:
"Предполагался рейс в Сухуми, для чего одну машину переоборудовали под 224 кресла (машина без купе и с заменой большей части 3+3 на 3+4 кресла в ряду), но затея не состоялась, до регулярных рейсов так и не дошло".
Это третий самолёт с таким расположением кресел, известный мне.
Другой совесткий -- это единственный Ан-10В, принадлежавший КБ. На линиях "Аэрофлота" не эксплуатировался.
А регулярно с такой компоновкой летал только "Трайдент".
Правда, только у одной авиакомпании и на сравнительно коротких рейсах из Лондона в Париж и т.п. К тому же четырёхместные блоки там были без внутренних подлокотников, и предназначались для семей (называлось как-то со словом Family и продавали только сразу блоком), то есть взрослых там должно было сидеть только двое.

Писали, что после "Трайдента" никто с этим не экспериментировал не только потому, что таких широких самолётов не было, но и потому что ИКАО установила ограничение на число мест в каждую сторону от прохода, не более трёх.
 
Последнее редактирование:
avro

avro

Модератор
Август 1970.

Это правда был самый дальний внутренний рейс? Если считать по ортодромии и реальным маршрутам из Москвы на Дальний Восток.

P1260451 Ту-114 в Анадырь 1970 Домодедово.JPG
 
A

alex-an10

Новичок
mars_208, трудно обсуждать текст, которого мы не видим.

avro, нельзя ли ссылку на публикацию? Или каким-то ещё образом ознакомиться с текстом?

Не исключено, что речь об испытаниях самолёта с увеличенным числом мест -- том самом, где в некоторых рядах кресла ставили 3+4.

Как раз примерно в это время шёл процесс переоборудования из компоновки с купе и "рестораном" на 170 мест в более традиционную на 200. С одним бортом могли поэкспериментировать. Благо Ташкент -- не Хабаровск, Ту-114 мог слетать туда и с повышенной нагрузкой.
В общем-то про Ту-114 на 224 места уже писали и здесь, и на старом форуме. Можно повториться. Переделали 1 машину. Как она работала не знаю. В 1974 г., когда я на каникулах работал в домодедовской службе б/п, в нескольких местах (в т.ч. в курилках) стояли 4-местные блоки зеленых кресел с Ту-114 в хорошем состоянии. Профессионалы и говорили о происхождении этих кресел. Но никто из моих тогдашних коллег не работал на такой машине, что уже в какой-то степени показательно.
Относительно Ташкента все не так однозначно. Нормальный горячий рацион на Ту-114 был достаточно трудоемким: подготовка, раскладка, лифты, беготня по салонам. При компоновке 3+4 до 4-го кресла не дотянуться, надо передавать через рядом сидящих пассажиров. Проход узенький, не разгонишься с подносами с едой. А подносы с горячим чаем в аэрофлотовских чашках и достаточно тяжелые, и небезопасные: качнет или толкнут, и почти кипяток наделает дел. Опять же, горячую чашку передавать 4-му у борта - проблема. По совокупности набегает достаточно много минут, увеличивающих продолжительность обслуживания. Для Хабаровска это не очень заметно, а для Ташкента получалось, что бОльшую полетного времени на эшелоне занимало питание. На Ил-62 проход был шириной 402 мм, работать было трудно (я, худой студент, на них, как правило, работал в 1-м салоне, т.к. 1-м номером, как правило, была дама с выразительным опытом, который не позволял ей быстро перемещаться по салону). За время полета (меньше 4 ч.) мы вшестером едва успевали накормить 168 чел. и поесть сами. На Ту-114 - те же 6 б/п, но на 224 пассажира, летное время почти одинаковое, та же теснота, но операций больше и салон подлиннее.
Плюс еще одна проблема - СКВ, которая и при 200 захлебывалась на эшелоне. В жару у пассажиров и при штатной компоновке бывали обмороки от духоты и перегрева закрытой машины во время запуска, руления и набора высоты 300 м. А 224 все только усугубляли.
В общем, аргументы в пользу 224 быстро улетучились. Да и для советской гордости поводы иссякли, т.к. в начале 70-х уже возили пассажиров А300, В747, ДС-10, L1011, для которых 300 и более мест были нормой. Уже архаичный Ту-114 не мог потрясти Миръ 224 пассажирами, а компоновка на 200 мест была для него абсолютно оптимальной и логичной. Что и подтвердила жизнь.
 
Реклама