История Ту-114

Расписание Ту-114 из Толмачево середины 1970-х

Говорили мне, что рейсы были утром. А тут дневной, если плюс 4 к Москве.

И время странное - 9.12.

 

В расписании 1972 года было три рейса Ту-114 в Москву (утром, днем и вечером), и у двух время вылета - "странное" (минуты не кратны 5).
 
Тема Ту-114 воистину бесконечная. Спасибо вам и Олегу, что до сих пор цитируете мои посты со старого форума. Позволю себе немного дополнить информацией и ощущениями. Про 220 мест в Ту-114 я впервые читал в детсадовском возрасте в 5-м томе 1-го издания "Детской энциклопедии". Хотя на вкладке приведена обычная компоновка на 170 мест с купе. Восторг от 220 - примета времени: самый большой в Мире, самый вместительный (220 перекрыл позднее DC-8-61 на 250). Так же трудно было не запомнить про 130 мест в Ан-10А, хотя по факту 130 реально не было. 100, 112, вроде 118, но не 130. Надо было впечатляться, гордиться, верить, что наши самолеты - самые лучшие. А про не наши самолеты узнать было неоткуда. Верили! Восприятие Ту-114 в 1961 г. - восторг и замирание сердца.
Реально 220 там можно разместить только с установкой 20 4-местных блоков вместо 3-местных. В Ту-114 достаточно широкий проход. Но 4-е кресло даже при смене формата кресел до предела усложнило бы работу б/п, пассажиру у борта невозможно было бы элементарно вылезти и до него невозможно дотянуться при обслуживании. Плюс, видимо, безопасность: аварийных выходов в Ту-114 не было, по 2 двери в переднем и заднем вестибюлях, пассажиры у борта с 4-местными блоками надежды выбраться при форс-мажоре, по-моему, не имели. Плюс ко всему СКВ в Ту-114 работала весьма оригинально. При полной загрузке весьма трудно было сбалансировать распределение потоков по салонам и 20 лишних пассажиров картину только усложнили бы. Поэтому - провозгласили (никого не обманули - 220 можно затолкать), погордились, а машины делали на 170. Про 105 и 116 на шереметьевских машинах реально сказать не могу, но предположу: все машины у них были на 170 без всяких японских вариантов, т.к. трудно представить их реализацию. Да и на всех снимках из японского периода Ту-114 фигурируют купе и внешне обычные салоны. Просто предельная загрузка на этих рейсах ограничивалась, а пассажиров в самые шумные зоны (последние ряды 1-го салона и 2-й салон-"ресторан") на сажали. С учетом выраженной передней центровки Ту-114, размещение основной части пассажиров в наиболее комфортных зонах, т.е. купе, первых рядах 1-го салона и 3-м салоне выглядели вполне оправданно и логично.
Кухня Ту-114 была рассчитана на 1 горячий рацион для 170 пассажиров плюс экипаж. Контейнеры для 2-го рациона (где-то 6 шт., уже не помню) сразу размещались в передней части 2-го багажника. Туда же ставили часть контейнеров 1-го рациона при полной загрузке на 200 чел. Прибавка 20 (или 24) чел. это плюс еще 5 контейнеров, не развернуться. На Ту-114 раздача питания и так была достаточно трудоемкой: по 2 подноса в руки, 200 ходок в салоны при раздаче и уборке. В общем, объективные и субъективные мотивы против 220.
Потом перешли на 200 мест на основной части парка, включая музейный ульяновский 76490. А в расписаниях писали "Ту-114. 170 мест". И продавали по 170, т.к. до последнего на рейс могли поставить 1 из 3-х машин на 170. Потоки были емкие и эти 30 мест уходили на подсадку или через диспетчеров по транзиту. Вот и получилось, что в разных источниках есть исходные компоновки, но нет доработанных реальных компоновок Ту-114 на 200 мест, Ту-104 на 105, 110 и 115 мест, Ан-10 на 110, 112, 118(?) мест. И если Ту-114 и Ту-104 я могу воспроизвести по памяти, то Ан-10 -?. Всем - спасибо.
 
На этом форуме выкладывали фото схемы салона из японского рекламного буклета.

Как видите, первый класс 2+2 в наиболее комфортном заднем салоне, плюс восемь кресел впереди -- но они для отдыха сменного экипажа.
Эконом 3+3 впереди и на месте "ресторана".
Места с люльками между купе и буфетом обозначены как предназначенные для отдыха кабинного экипажа, но, я думаю, использовались и по прямому назначению при необходимости.
Я склонен верить тому, что для JAL Ту-114 действительно переоборудовали (хотя фото тех салонов не видел никогда) -- в те годы на таких дальних рейсах треть мест первого класса была в общем нормой, так как летать могли себе позволить только очень обеспеченные люди. И спальные места на рейсах продолжительностью 10 и более часов были вещё вполне памятной практикой -- "Констеллейшены", "Стратокрузеры" и DC-7 ещё летали. С того времени, когда они царили над Атлантикой и Арктикой прошло не так уж много времени. Всего-то десять лет, как на линии вышли реактивные, сократившие время полёта до шести-семи часов... И то потому, что дольше без дозаправки они летать не могли.

Не знаю, когда точно, но это было запрещено то ли ИАТА, то ли ИКАО. Единственный самолёт, который летал в с частью салона 3+4 -- "Трайдент". Но это было у одной или двух авиакомпаний на рейсах между Лондоном и Парижем (возможно, какими-то ещё городами Европы), четырёхместные блоки (в переднем салоне) были без внутренних подлокотников и продавались только целиком как "семейные".

Ан-10Б на 130 мест с 3+4 был только один, на регулярных линиях не использовался.

нет доработанных реальных компоновок Ту-114 на 200 мест
Да, я крайне удивлён, но при наличии нескольких версий схем 170-местной компоновки и сохранившиеся схемы "джаловской", 200-местную я не видел никогда, только в "Иронии судьбы".
Кстати, в "Фейсбуке" есть специализированная англоязычная группа по Ту-114. Aleck в числе её со-основателей. Если вы там есть, заходите. Я временами там цитирую почерпнутое из ваших постов (с форума avia.ru всё скопировал и сохранил), извините, что не указываю источник -- не на что сослаться (( Вам бы какой-то сайт создать стоило бы... Хотя бы на "Дзене" выложить. Уж очень много легенд почему-то бродит в интернете и про Ту-114 и про "Аэрофлот" того периода, я уже устал опровергать.

Так вот, иностранная публика по естественным причинам мало знакома с нашими реалиями, и с восторгом воспринимает любые детали.
Вы присутсвуете в "Фейсбуке"?
 

Вот, я зря пытался умничать по поводу компоновки "японских" машин. Более того, вспомнил, что где-то мне попадался то ли снимок, то ли кадр в хронике, на котором как раз был запечатлен задний салон Ту-114 с рассадкой 2+2. Пытался найти, но тщетно. Остается принять за данность приведенную Вами компоновку и радоваться, что это дошло до нашего времени. Позволю себе все-таки немного покомментировать. На всех известных мне домодедовских машинах в переднем вестибюле был 1 туалет, 2-й по потоку. На месте первого туалета был гардероб для экипажа, который закрывался красивой хромированной подвижной складной решеткой. Изнутри зона закрывалась матерчатой шторой. Предполагаю, что это было обусловлено необходимостью доступа к передней аварийной двери на правом борту.
Зона отдыха для экипажа, 2 первых ряда в 1-м салоне. Экипажи на японских рейсах работали только наши, а в бригады б/п входили работники JAL. Видимо, поэтому и образовалась эта зона отдыха. Для своих этой роскоши не было. Известна т.наз. "зона отдыха" внизу в отсеке перед кухней. Потолок там был уже на уровне линии пола в регулярной зоне и штатно там устанавливались 2-местные диванчики вдоль бортов. Сам отсек был похож на собачью будку. НО! На всех домодедовских машинах эти диванчики для отдыха были сняты. Была легенда о том, что ликвидация зоны отдыха в Ту-114 была обусловлена борьбой за нравственность с соответствующими комментариями старожилов-профессионалов по поводу "кто, что, как, с кем..." В результате, при полной загрузке б/п могли присесть на откидных стульчиках в буфете (2 шт.), на площадке между пролетами лестницы, ведущей в кухню, и в переднем вестибюле возле передней двери. Экипаж обитал у себя, благо кабина была очень просторной. При неполной загрузке в 19 ряд (3-местный блок на уровне буфета) пассажиров не сажали и там располагались девушки, 1, 2 и 3 номера. 5 и 6 номера были, как правило, мужеского пола и у нас вариантов не было. Если было совсем невмоготу, ночью после кормежки укладывали полотенца на стол, садились на контейнер, голову на стол и пытались задремать. Часто получалось, т.к. 23-й рейс уходил в 21, после полуночи народ затихал, до 2-й кормежки часа 2-3 можно было покимарить. Но главное: никакого отдыха в 9-10 часовых рейсах на Ту-114 никто не предполагал в принципе, садись на откидушку и бди. Если учесть, что летом на Ту-114 летали бригады не по 6, а по 5 чел. (рейсов в 1974 г. стало много, поэтому и набирали на лето студентов из авиационных ВУЗов для работы б/п), нагрузки хватало. Кстати, не удивлюсь, если окажется, что рейсы в и из Токио выполнялись одним экипажем. Но, возможно, экипажа было 2 и они сидели по очереди в 1 и 2-м рядах.
По поводу появления в Ту-114 спальных мест я согласен с Вами в том, что была ассоциативная связь с тем, что давно было ТАМ на В377, L1049 и даже на DC-3, и нашим поразившим Миръ ответом. Кстати, мне понравилась в каком-то иностранном источнике фраза о том, что Ту-114 на 220 мест был А380 своего времени. По-моему, трудно не согласиться и в очередной не ощутить, как приятно воспринималось так запечатлившееся в памяти число 220.

В "Иронии судьбы" съёмка действительно выполнялась из буфета и увековечено начало 3-го салона 200-местной машины. Заметно, что снимали именно с приподнятой линии пола (это ведь лучше. чем лезть под потолок в регулярной зоне).
Я попытался воспроизвести компоновку на 200 мест, использовав всем известную картинку на 170.

В любом случае, должно быть 34 ряда: 32 полных плюс 5 мест в 1-м ряду и 3 места в 19.
Первые ряды 2-го салона - 9 и 10, это четко помню. 9 ряд - самый "прелестный": против потока, спинка не откидывалась из-за перегородки, колени упирались в соседа напротив, шум и вибрации по максимуму.
Задний ряд 2-го салона 18, летел на 76473 на 18Д DME-KHV пассажиром. Значит, в 1-м салоне - 8 рядов, 47 мест.
С 19-м рядом все понятно. На 3-й салон осталось 15 рядов. В остальном все, как в 170-местной компоновке. На 200-местных машинах кресла стояли поплотнее, особенно во 2-м салоне.
 
На 200-местных машинах кресла стояли поплотнее
А гардеробы не могли убрать? Правлда, тогда кресла на их месте оказались бы без иллюминаторов...
Я вот гардеробов на Ту-154 не видел, хотя читал, что они в каких-то версиях когда-то были.
 

Я сам думал об этом, глядя на компоновку, и тоже думал об окнах в зоне гардеробов в заднем вестибюле. Гардеробы были основательные, помпезные, хорошо выполненные. Консольные вешалки имели крючки с маркировкой для каждого места. Поперечные подвижные штанги на уровне пояса в полете перекрывали прямой ход в гардеробы. В вертикальных угловых стойках были отсеки для питьевой воды. Воды, правда, там никогда не выдел. И, к слову, в кухне были всякие крючки, прибамбасы, назначения которых не знали даже штатные 6-е номера, т.к. задействовалось лишь то, что было необходимо для подачи горячего рациона (термошкафы, лифты, раковина с водой, термосы, кипятильники). Сами гардеробы закрывались изнутри матерчатыми шторами. По факту эти гардеробы использовались весьма условно. Ставили туда какие-то вещи, одежду в основном укладывали на сетчатые полки в салонах. Гардеробы были избыточны. И чисто по практике: как правило, подавали 1 трап к передней двери. Сходить в хвост и одеться, потом пробраться вперед через весь самолет становилось проблемой, и все это знали. Передние гардеробы между 1 и 2-м салонами были, по-моему более востребованными. Я, когда летал пассажиром, и, в основном, зимой, всегда забрасывал верхнюю одежду на полку.
Про гардеробы на Ту-154 толком не помню. По-моему, в первом варианте Ту-154 на 152 места (летал только на 85007 и 85034) гардеробы маленькие были между салонами по бортам со стороны 1-го салона. Потом все уплотнили, вместо 152 сделали 164, кухню ужали, сзади на Ту-154Б появились ящики с трапами возле вновь возникших доп. выходов.
Были, кстати, машины с 3-мя туалетами сзади, потом там соорудили техотсек и туалетов в этой зоне осталось 2 по бортам.
Так же исчезли гардеробы на Ил-18В, когда все машины переделывали с 89 на 100 мест (как Ил-18Е и Ил-18Д) и сдвинули туалеты в переднем вестибюле, а на месте туалета и гардеробов установили 2 ряда кресел и пробили по 1 окну на обоих бортах.
Попробую таким же образом, как с Ту-114, сделать компоновку Ту-104Б на 115 мест (киевский 42480 на рейсе в Симферополь). Там тоже убирали гардеробы и ужимали роскошные туалеты в хвостовой части
 

Вот, все-таки нашел в закромах подтверждение существования в прошлом компоновки 3-го салона 1-го класса в Ту-114 для рейсов из Москвы в Токио.
 

Поддерживаю Ваше предположение: судя по фото, именно эти кресла устанавливались в заднем салоне на исходных 50-местных Ту-104 и затем - в первом салоне Ту-104А с первой линейной
компоновкой на 70 мест. Только в Ту-114 еще пристроили подушечку для поспать.
 
Мне дед рассказывал, что видел всего два раза Ту-114, который садился в Пулково в первой половине 70-х. Что за рейсы - не знал. Подозреваю три варианта:
1. Уход на запасной в Пулково, по причине не-метео а Москве.
2. Объединение двух рейсов между двумя столицами в один, либо внезапный спрос на рейс при наличии резервного Ту-114 - т.е рейсы между.
3. Промежуточная посадка для полной заправки на рейсы в Кубу / Гавану.
Есть ли еще причины прибывании в Пулково Ту-114 ?
 

Пулково был штатным запасным для Москвы. Если в DME был туман, то Ту-114 шли на VKO, SVO или LED. Если я правильно помню, то следующим запасным был KBP.

Т.е. посадка Ту-114 в Пулково - только по метео. Гипотетически в начале 70-х могли быть какие-то единичные перевозки из LED для нужд МО.

Когда Ту-114 выполняли рейсы в Гавану, ВПП в Пулково еще просто не могла принимать эти машины.
 
TwilightOil, везде пишут, что промпосадка гаванского рейса была в Мурманске
 
Спасибо за разъяснение. Хотя ВПП 10Л/28П длиной 3400 метров, открытая в 1966, спокойно могла принимать Ту-114
@TwilightOil, везде пишут, что промпосадка гаванского рейса была в Мурманске
ВПП в Мурманске 2500 метров до сих пор - как-то с трудом верится, что Мурманск его вообще принимал. 2500 метров сойдет для посадки и взлета полупустого, но для рейсов Мурманск - Гавана сам Мурманск не подходит.
 
Последнее редактирование:
Хотя ВПП 10Л/28П длиной 3400 метров, открытая в 1966, спокойно могла принимать Ту-114
как-то с трудом верится, что Мурманск его вообще принимал
Первый рейс в Гавану по северному маршруту с пассажирами на борту на самолёте Ту-114Д СССР-76480 выполнен 7 января 1963 года. С этого момента начались регулярные рейсы с посадкой на дозаправку на военном аэродроме г. Оленегорск Мурманской области.

Авиабазу "Оленья" в некоторых источниках называют "Мурманск-2". Ну вы понимаете -- секретно же всё...
 
Последнее редактирование:
VT, ну тогдв все понятно. И причина нахождения Ту-114 в Пулково тоже
 

Это весь салон такой был, или только бизнес? Да тут 3+3 без проблем разместить можно было. И зачем такой огромный проход, лучше уж более широкие сиденья бизнеса 2+2.
 

Основным запасным было Стригино. Он принимал Ил-62, Ту-154, Ту-134 но явно не Ту-114. К тому же пропускная способность стоянок и аэровокзала была ограничено, поэтому когда Стригино заполнялось, борты отправляли в Пулково. Международные отправляли сразу же в Пулково.