История Ту-114

Видимо, и это тоже, но большинство машин работали все-таки с родными креслами.
На Ту-104 в 70-х так же приходилось летать на машинах с нетуполевскими креслами (на 42347 - однозначно, 1976 г., 4Д, первый салон с новыми серыми креслами).
Кстати, вполне можно констатировать, что на всех машинах первого поколения на всех типах изначально ставились свои кресла (Ту-104, Ту-114, Ил-18, Ан-10, Ту-124, Ан-24), разработанные в родных КБ. Потом началась унификация и первыми машинами были, видимо, Ил-18В. Но это - другая тема.
 
Обсуждали ли? В хрониках известного автора Еремина С. (журнал "Гражданская авиация", 1971 год):

21.05.1970 – Ту-114 впервые перевез 224 пассажира из Ташкента в Москву.

Как такое могло быть?
 
Как такое могло быть?
Жаль, что нельзя посмотреть публикаци.
Поэтому предположу.
Такое могло быть очень легко. Известный автор (а тогда известный автор в отраслевом издании, -- это довольно обеспеченный человек, долго шедший к своему положению, и обычно желающий пользоваться тем, чего достиг тяжким трудом, а не утруждать себя поисками достоверной информации) получает задание написать заметку про первый полёт Ту-114 из Ташкента.
Тэкс, чё там у нас про максимальную вместимость типа? Ага, вот "до 224 пассажиров". Ну, спрос у нас уже превышает предложение, так и напишем "224", кто проверять-то будет?
И так и пишет.
Или кто-нибудь из редакторов (тогда их был совсем не один, все уважаемые люди с полномочиями и большими зарплатами) обижается, что Флагману Воздушного Флота Советского Союза занизили вместимость до жалких 170 пассажиров. И он недрогнувшей рукой правит в соответствии с описанным выше алгоритмом.

Строго вычитывались только статьи про съезды и выступления начальства всех уровней, и то не на фактуру, а на правильные формулировки. При том, что именно вот это всё никто не читал. Ну разве что члены всяких комиссий и этими комиссиями экзаменуемые. Хотя каие-то крупицы информации из этих статей выловить можно.

И с поиском информации тогда было куда сложнее, чем последние лет 20. Допускаю, что Еремин С. никогда не летал на Ту-114.
 
Последнее редактирование:
получает задание написать заметку про первый полёт Ту-114 из Ташкента.
В Ташкент Ту-114 летали с 1968 года. Так что, это статья не про первый полет из Ташкента, а, может быть, про какой-то особенный полет, например, с очень большой загрузкой.
 
mars_208, трудно обсуждать текст, которого мы не видим.

avro, нельзя ли ссылку на публикацию? Или каким-то ещё образом ознакомиться с текстом?

Не исключено, что речь об испытаниях самолёта с увеличенным числом мест -- том самом, где в некоторых рядах кресла ставили 3+4.

Как раз примерно в это время шёл процесс переоборудования из компоновки с купе и "рестораном" на 170 мест в более традиционную на 200. С одним бортом могли поэкспериментировать. Благо Ташкент -- не Хабаровск, Ту-114 мог слетать туда и с повышенной нагрузкой.
 
Да, это не ошибка, "самое большое количество пассажиров" -- это и есть факт, которому посвящено сообщение.

Думаю, это были испытания максимально плотной версии компоновки салона с блоками 3+4. Он всё-таки слетал с пассажирами.
Очень инетересный факт, спасибо!
 
VT, а есть еще какие-то упоминания этого проекта 3+4?
 
avro, в интернете попадалась фото чертежа такой компоновки, но сейчас не нашёл.

И тут я уже цитировал другого автора, который в этой теме участвует под ником alex-an10:

Это третий самолёт с таким расположением кресел, известный мне.
Другой совесткий -- это единственный Ан-10В, принадлежавший КБ. На линиях "Аэрофлота" не эксплуатировался.
А регулярно с такой компоновкой летал только "Трайдент".
Правда, только у одной авиакомпании и на сравнительно коротких рейсах из Лондона в Париж и т.п. К тому же четырёхместные блоки там были без внутренних подлокотников, и предназначались для семей (называлось как-то со словом Family и продавали только сразу блоком), то есть взрослых там должно было сидеть только двое.

Писали, что после "Трайдента" никто с этим не экспериментировал не только потому, что таких широких самолётов не было, но и потому что ИКАО установила ограничение на число мест в каждую сторону от прохода, не более трёх.
 
Последнее редактирование:
Реакции: avro
Август 1970.

Это правда был самый дальний внутренний рейс? Если считать по ортодромии и реальным маршрутам из Москвы на Дальний Восток.

 

В общем-то про Ту-114 на 224 места уже писали и здесь, и на старом форуме. Можно повториться. Переделали 1 машину. Как она работала не знаю. В 1974 г., когда я на каникулах работал в домодедовской службе б/п, в нескольких местах (в т.ч. в курилках) стояли 4-местные блоки зеленых кресел с Ту-114 в хорошем состоянии. Профессионалы и говорили о происхождении этих кресел. Но никто из моих тогдашних коллег не работал на такой машине, что уже в какой-то степени показательно.
Относительно Ташкента все не так однозначно. Нормальный горячий рацион на Ту-114 был достаточно трудоемким: подготовка, раскладка, лифты, беготня по салонам. При компоновке 3+4 до 4-го кресла не дотянуться, надо передавать через рядом сидящих пассажиров. Проход узенький, не разгонишься с подносами с едой. А подносы с горячим чаем в аэрофлотовских чашках и достаточно тяжелые, и небезопасные: качнет или толкнут, и почти кипяток наделает дел. Опять же, горячую чашку передавать 4-му у борта - проблема. По совокупности набегает достаточно много минут, увеличивающих продолжительность обслуживания. Для Хабаровска это не очень заметно, а для Ташкента получалось, что бОльшую полетного времени на эшелоне занимало питание. На Ил-62 проход был шириной 402 мм, работать было трудно (я, худой студент, на них, как правило, работал в 1-м салоне, т.к. 1-м номером, как правило, была дама с выразительным опытом, который не позволял ей быстро перемещаться по салону). За время полета (меньше 4 ч.) мы вшестером едва успевали накормить 168 чел. и поесть сами. На Ту-114 - те же 6 б/п, но на 224 пассажира, летное время почти одинаковое, та же теснота, но операций больше и салон подлиннее.
Плюс еще одна проблема - СКВ, которая и при 200 захлебывалась на эшелоне. В жару у пассажиров и при штатной компоновке бывали обмороки от духоты и перегрева закрытой машины во время запуска, руления и набора высоты 300 м. А 224 все только усугубляли.
В общем, аргументы в пользу 224 быстро улетучились. Да и для советской гордости поводы иссякли, т.к. в начале 70-х уже возили пассажиров А300, В747, ДС-10, L1011, для которых 300 и более мест были нормой. Уже архаичный Ту-114 не мог потрясти Миръ 224 пассажирами, а компоновка на 200 мест была для него абсолютно оптимальной и логичной. Что и подтвердила жизнь.
 
Давным-давно я расписывал по номерам, какие самолёты перекрасили, а какие - нет. На нашем форуме есть.
 
Интересный момент от ветерана ГА, КВС Ту-104:

"Ту-114. Слабоват он был. По скорости и высоте. На эшелоне мы их постоянно обгоняли сверху. Хотя у нас был потолок 10000 метров".

 
Штатный эшелон для Ту-114 - 8400 м. Мог и выше, но крейсерский режим был именно на этой высоте. Ту-104 действительно нередко обходил Ту-114 на большей высоте параллельным курсом. Сам наблюдал, как Ту-104 медленно обгонял наш Ту-114 по правому борту. Картина занимательная, а уж как интересно было пасссажирам Ту-104 могу только представлять. Кстати, нередко в рейсах на Хабаровск на небольшом удалении и той же высоте проходили встречные Ту-114.
 
Фотка ОТЛИЧНАЯ! Но...
Чует моё сердце Видит моё око, что снимок сей снят на плёночку иностранную - Кодак или Агфа - уж больно цветопередача эта 60х годов слишком яркая для Свемы даже и 80-х.
Да и пейзаж как-то совсем не русский. Япония что-ль?

Интересно бы узнать происхождение снимка!