Из истории авиации Казахстана

О как! Чем же вызвано такое планирование пассажирских перевозок, интересно?
Хотя теперь вряд ли кто ответит.
Нехваткой флота пассажирских воздушных судов. Авиаотряд, у которого было попроще с самолетами, ставился на те направления, где испытывался дефицит провозных емкостей.
 
Реклама
Нехваткой флота пассажирских воздушных судов. Авиаотряд, у которого было попроще с самолетами, ставился на те направления, где испытывался дефицит провозных емкостей.
Понятно.
Спасибо, Олег!
 
Наткнулся в интернете на фото Ан-2, Ил-14 и Ил-18 в аэропорту Алма-Ата.
Фото было перевёрнуто по горизонтали, вернул в исходное.
Интересно, что Ан-2 стоит у основного здания аэровокзала, никогда такого не видел. Фото скорее всего 60-х годов.
Может быть было уже в споттинге, там не смотрел.

Алма-Ата_60е_1.jpg
 
Интересна информация о зданиях аэропорта Алма-Аты.
Все рассуждения на основе данных из интернета и не претендуют на истину.

Первый аэродром Алма-Аты был построен на поле ипподрома, на этом месте теперь Центральный стадион.
Для аэродрома скорее всего использовали постройки ипподрома, фото их в интернете отсутствуют.

В 1927 году было принято решение о переносе Казакской АССР из Кзыл-Орды в Алма-Ату. Аэродром на ипподроме столичным потребностям не удовлетворял.
Поэтому было выбрано новое место у села Бурундай в 5 км от Алма-Аты.
В 1929 году столица была перенесена в Алма-Ату, с мая 1929 года начали получать самолёты К-4 Калинина, а в 1930 году был открыт полноценный по тем временам аэропорт "Бурундай".
Здание аэровокзала Бурундай того времени на фото также в интернете отсутствует, возможно в архивах есть.

5 февраля 1936 г. Казакская АССР в составе РСФСР была переименована в Казахскую АССР.
А 5 декабря 1936 г. Казахская АССР была выведена из состава РСФСР и преобразована в Казахскую ССР в составе СССР.
Эти политические преобразования прямо повлияли на судьбу аэропорта Алма-Аты. Планируемое создание Казахской ССР и резкое увеличение задач и объёмов народно-хозяйственных и военных задач привели к решению построить новый, третий по счёту, аэропорт Алма-Аты. Он должен был позволять развитие и принимать большие самолёты, в частности DC-3, будущий Ли-2, закупку лицензии на который произвели в 1936 году.
Для аэродрома подобрали площадку на восточной окраине Алма-Аты и в 1935 году ввели его в строй.

В интернете повсеместно указывается, что фундаментальное здание аэропорта "Алма-Ата" было построено в 1936 году.
При этом авторами проекта якобы являются архитекторы Б.Заварзин и Г.Елькин. Из чего следует, что современное здание, ныне ВИП терминал, и было построено в 1936 году.
Но это утверждение может быть ошибочно.

В интернете на сайте Назад в СССР помещена фотография с подпись, что это здание аэропорта Алма-Аты, послевоенные годы.
Алма-Ата_послевоенные_годы.jpg

А в архиве ЦГА КДФЗ РК есть информация о том, что здание аэропорта построено в 1947 году, архитекторы Г.Елькин и Б.Заварзин.
"С. 235
Әуежай ғимараты. Сәулетшілер Г. Елькин, Б. Заварзин. 1947 ж. салынған.1950-ші жж. фотосурет. ҚР ОМКФҚДЖМ № 2-4178159 Здание аэропорта. Архитекторы Г. Елькин, Б. Заварзин. Построено в 1947 г. Фотография 1950-х гг. ЦГА КФДЗ РК. №2-4178159"

Вот эта информация больше похожа на реальность, т.к. большое двухэтажное здание для небольшого довоенного аэропорта Алма-Аты вряд ли было необходимо.
И тогда согласуется информация о том, что это здание аэропорта было реконструировано в 1957 году по проекту Адамбека Кадыровича Капанова и подготовили аэропорт для приёма больших самолётов Ил-18 и Ту-104.
Кадр из репортажа о прилёте первого Ту-104А в Алма-Ату.
Shot_252.png
 
Последнее редактирование:
В интернете на сайте Назад в СССР помещена фотография с подпись, что это здание аэропорта Алма-Аты, послевоенные годы.
Это и есть 1-ый аэровокзал нынешнего алматинского аэропорта,
построенный, предположительно, в 1935 г. Фото снизу подписано как "1930-ые годы, старый аэропорт"(Строим Верный, Алма-Ату и Алматы из воспоминаний! [часть 7] - Страница 82 - Общий):
325423.jpg


Этот аэровокзал был типовым - такие же, но с другим оформлением были во многих других аэропортах страны (см. здесь).
 
Последнее редактирование:
Этот аэровокзал был типовым - такие же, но с другим оформлением были во многих других аэропортах страны (см. здесь).
Freddy, большое спасибо!
Подозревал, что этот вопрос уже освещался, но поиск через Яндекс что-то мало информации даёт.
Теперь стало окончательно ясно с этапами начального строительства аэропортов в Алма-Ате.
Наложил на спутниковое фото размещение аэропортов.
Видно, что первый на ипподроме был очень близко к горам, поэтому становится понятнее решение о переносе в Бурундай, а затем и на восточную окраину Алма-Аты.
Алма-Ата_три_Аэропорта_Shot_295.jpg
 
Фото снизу подписано как "1930-ые годы,
Как бы не позднее. Бензозаправщик, похоже, на базе ЗИС-а (не ГАЗ-АА, как предполагают по ссылке) военного времени. Крылья выглядят рубленными, да и бочка упрощенного типа.
 
Неплохой сайт по истории авиации Казахстана, автор Стешенко Валерий Николаевич, выпускник Васильковского ВАТУ (1982-1985 г.) и Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е.Жуковского (1989-1994 г.), полковник в запасе (2008 г.).
Наверняка интересующимся историей авиации Казахстана известен, но ссылку помещаю:
 
Как бы не позднее. Бензозаправщик, похоже, на базе ЗИС-а (не ГАЗ-АА, как предполагают по ссылке) военного времени. Крылья выглядят рубленными, да и бочка упрощенного типа.

Да, с рублеными крыльями выпускали грузовики во время ВОВ.
 
Реклама
Воспоминания Виктора Степановича Феофанова, работавшего пилотом Ми-1 и Ми-2 в Бурундайском авиаотряде
Спасибо, интересные рассказы!
Подумал. что вертолёты бурундайские, да и пограничные, почему-то Талды-Курган обходили. Ни разу там вертолётов не видел.
Только в Уч-Арале, году в 1958-м Ми-1 прилетел и сел на базарной площади. Народищу сбежалось поглядеть на диво-дивное!
Мужики из вертолёта что-то купили, через 30-40 минут завелись и улетели.
Пылищи! Шуму и грохоту!
На всю жизнь запомнил.
 
Ещё вопросы возникли по Алма-Ате, сможет ли кто пояснить?

1. В феврале 1957 года в Алма-Ате был создан 218-й АО (218-й АОРС), в котором планировалось эксплуатировать Ту-104. В него вошло звено Ил-28 и две АЭ Ил-14.
Ил-14 были переданы в 218-й АО из 191-го АО Бурундайского АП Казахского ТУ ГВФ.
А откуда были переданы Ил-28?
И были ли они реально перебазированы в Алма-Ату? Упоминается, что даже в 1963 году в составе 218 АО было звено Ил-28, так ли это?
И если да, то в связи с нереализованностью планов укомплектования 218 АО самолётами Ту-104, когда и куда передали Ил-28?

2. В январе 1960 года в 218-м АО была создана АЭ Ан-10. Фактическая эксплуатация Ан-10 не началась и через десять месяцев, в октябре 1960 года, авиаэскадрилья Ан-10 была расформирована.
А были ли прилёты или опытовое базирование Ан-10 в Алма-Атинском аэропорту?
Можно ли было его там увидеть в это или другое время?
И если да, то откуда были эти Ан10, из Ташкента?
 
Интересна информация о зданиях аэропорта Алма-Аты...
...В интернете повсеместно указывается, что фундаментальное здание аэропорта "Алма-Ата" было построено в 1936 году.
При этом авторами проекта якобы являются архитекторы Б.Заварзин и Г.Елькин. Из чего следует, что современное здание, ныне ВИП терминал, и было построено в 1936 году.
Но это утверждение может быть ошибочно....
Похоже, что это так и есть, если Вы имеете ввиду это здание:
IMG_3080.JPG

IMG_3083.JPG

Обратите внимание на черный квадрат справа от входа (если смотреть прямо на снимок) - он там один, не ошибетесь. Это, на самом деле, памятная табличка (более точного названия не придумал), которая в укрупненном виде вот здесь:
IMG_3081.JPG

Перевод написанного на ней: "Республика Казахстан. Аэровокзал международных авиалиний. 1955г. Памятник охраняется государством." Если с переводом где-то допустил неточность, то пусть более сведущие поправят... И, напоследок, фото свеженькие, сегодняшнего вечера - после работы проехал в аэропорт и малость чирикнул фотоаппаратом...
 
Посмотреть вложение 770772
Сергей, эту информацию видел и можно сказать законспектировал. Интересная.
Правда и здесь автор скопировал дату строительства здания аэропорта неверно, но в остальном убедительно.
Интересны фото Ил-18 на фоне здания аэропорта в Алма-Ате - говорят о том, что стоянки на перроне были расположены в 60-х годах не так, как позднее. Самолёты стояли бортом к вокзалу, а позднее в 70-х носом.
 
Похоже, что это так и есть, если Вы имеете ввиду это здание:
Да, это здание я и имею ввиду. Не скажу, что много, но и не один раз бывал в нём. И ночевать пришлось на скамеечке в зале, когда утреннего рейса на Талды-Курган дожидался.
Перевод написанного на ней: "Республика Казахстан. Аэровокзал международных авиалиний. 1955г. Памятник охраняется государством."
Даты не совпадают с архивной записью На табличке 1955 год, а в архиве 1947 год.
Наверное разные моменты приняты, постройки и ввода в действие. А может ещё что.
Спасибо за фото!
 
Есть еще у меня вот такая книжица:
IMG_3091.JPG

И в ней есть вот такое упоминание об улице Аэродромной и происхождении этого названия:

IMG_3090.JPG

Может быть я что-то пропустил, но упоминания об этом аэродроме здесь не было?
 
Может быть я что-то пропустил, но упоминания об этом аэродроме здесь не было?
Не было.
Обычно указывают, что первый аэродром Алма-Аты был на ипподроме, на месте нынешнего Центрального стадиона. Но это проспект Абая.
А Аэродромная улица, нынче Бокейханова, и Аэродромный переулок, нигде не упоминаются.
Если можете, поясните, пожалуйста.
 
Реклама
Не было.
Обычно указывают, что первый аэродром Алма-Аты был на ипподроме, на месте нынешнего Центрального стадиона. Но это проспект Абая.
А Аэродромная улица, нынче Бокейханова, и Аэродромный переулок, нигде не упоминаются.
Если можете, поясните, пожалуйста.
Увы, все мои "знания" основаны только на уже упомянутом источнике и на ответах двух человек (30-х годов рождения) на мой вопрос о таком необычном названии улицы - они говорил то же самое, что и в книге.
 
Назад