Из истории авиации Казахстана

У В.С. и про Талды-Курган рассказ есть :)
С удовольствием прочёл!
Правда Виктор, Степаныч-Казахский, написал о новом аэродроме Талды-Курган, в народе его называли "военный".
Он довольно далеко от города по Талды-Курганским меркам, поэтому залетающих вертолётов не было видно. Только самолёты на глиссаде над головой шумели.
А старый аэропорт Талды-Кургана, грунтовой, был практически в черте города, поэтому летающее было видно хорошо. Но увы, вертолётов не видел.
По-2 и его модификация С-2 были, Як-12, Ли-2, Ил-14 и конечно Ан-2. Была парочка или три Ан-2М, яркой окраской выделялись.

Увы, все мои "знания" основаны только на уже упомянутом источнике и на ответах двух человек (30-х годов рождения) на мой вопрос о таком необычном названии улицы - они говорил то же самое, что и в книге.
Понятно, спасибо!
 
Реклама
Да, это здание я и имею ввиду. Не скажу, что много, но и не один раз бывал в нём. И ночевать пришлось на скамеечке в зале, когда утреннего рейса на Талды-Курган дожидался.
А вот мне довелось вылетать/прилетать через это здание (наверное, это грамматически неправильно?) только один раз - в 2003г., когда новое здание аэровокзала еще не было построено. Это старое здание для меня памятно еще и произошедшим в нем курьезным случаем при прохождении таможенного досмотра по прилету - мы с другом возвращались из командировки в первопрестольную.
У моего друга дети в то время проживали в Москве и для своей мамы передали какие-то подарки. У меня вещей было мало и я вызвался помочь ему донести пакет с подарками и купленной в дьютике бутылкой "Столичной" (сейчас уже не вспомню, но емкостью порядка нескольких литров. Все было ничего до тех пор, пока мне не пришлось поставить этот самый пакет на пол перед таможенным постом...бутылка, видимо, имела несколько отличное от вертикального положение, упала и разбилась... По прошествии стольких лет мне бы хотелось видеть тогдашнее выражение собственного лица - нас с другом даже не досматривали, сочувственно покачали головой и быстренько пропустили на выход.
П.С.: ну как тут не вспомнить Высоцкого: "...мол, кроме водки - ничего; проверенный - наш товарищ..."
 
...бутылка, видимо, имела несколько отличное от вертикального положение, упала и разбилась... По прошествии стольких лет мне бы хотелось видеть тогдашнее выражение собственного лица - нас с другом даже не досматривали, сочувственно покачали головой и быстренько пропустили на выход.
Да, запоминающийся случай, сочувствую.
И тем, кто убирал это с пола, тоже сочувствую :)
 
А откуда были переданы Ил-28?
И были ли они реально перебазированы в Алма-Ату? Упоминается, что даже в 1963 году в составе 218 АО было звено Ил-28, так ли это?
Все Ил-28 передавались в МГА из ВВС. Использовались в разных ипостасях: как учебные для переучивания с поршневых на реактивные самолеты, как почтовые и метеорологические.
И если да, то в связи с нереализованностью планов укомплектования 218 АО самолётами Ту-104, когда и куда передали Ил-28?
По состоянию на 1962 год в КазУГВФ было три Ил-28, один в Алма-Атинском, 227 ло и два в Актюбинском, 153 ло. Все использовались в качестве метеорологических.
2. В январе 1960 года в 218-м АО была создана АЭ Ан-10. Фактическая эксплуатация Ан-10 не началась и через десять месяцев, в октябре 1960 года, авиаэскадрилья Ан-10 была расформирована.
А были ли прилёты или опытовое базирование Ан-10 в Алма-Атинском аэропорту?
Нет, Ан-10 в Алма-Ату не поступали, хотя расписания уже были напечатаны. Ан-10 планировалось использовать на рейсах: 91/92 Алма-Ата - Москва, 101/102 Алма-Ата - Усть-Каменогорск - Омск - Москва и 789/790 Алма-Ата - Новосибирск. Но не срослось.
Можно ли было его там увидеть в это или другое время?
И если да, то откуда были эти Ан10, из Ташкента?
Рейсовые Ан-10 до Алма-Аты не долетали. Может быть ведомственные или военные.
 
Все Ил-28 передавались в МГА из ВВС. Использовались в разных ипостасях: как учебные для переучивания с поршневых на реактивные самолеты, как почтовые и метеорологические.

По состоянию на 1962 год в КазУГВФ было три Ил-28, один в Алма-Атинском, 227 ло и два в Актюбинском, 153 ло. Все использовались в качестве метеорологических.

Нет, Ан-10 в Алма-Ату не поступали, хотя расписания уже были напечатаны. Ан-10 планировалось использовать на рейсах: 91/92 Алма-Ата - Москва, 101/102 Алма-Ата - Усть-Каменогорск - Омск - Москва и 789/790 Алма-Ата - Новосибирск. Но не срослось.

Рейсовые Ан-10 до Алма-Аты не долетали. Может быть ведомственные или военные.
Олег, большое спасибо за исчерпывающий и понятный ответ!
:agree:
 
2. В январе 1960 года в 218-м АО была создана АЭ Ан-10. Фактическая эксплуатация Ан-10 не началась и через десять месяцев, в октябре 1960 года, авиаэскадрилья Ан-10 была расформирована.
А были ли прилёты или опытовое базирование Ан-10 в Алма-Атинском аэропорту?
Можно ли было его там увидеть в это или другое время?
И если да, то откуда были эти Ан10, из Ташкента?
Очень интересно!
Лично я ни разу не слышал про даже возможную эксплуатацию Ан-10 в алма-атинском авиаотряде.
Не исключено, что Ан-10 бывал в Алма-Ате в 1959-1960 годах.
Я интересовался географией полетов Ан-10, но что-то в своих записях не смог найти какие-либо регулярные рейсы Ан-10 в Алма-Ату с начала 1960-х до 1972 года.
Поэтому на вопрос: "были ли прилеты Ан-10 в Алма-Ату и можно ли было Ан-10 увидеть в Алма-Ате", уверенно-отрицательно ответить не могу, а для положительного ответа лично у меня - нет фактов (если говорить о периоде, начиная года с 1962).

P.S. Прошу прощение! Получилось так, что я отвечал на вопрос, почему-то не дочитав ветку до конца... А на вопрос пару дней назад уже был дан ответ.. :)
Зато узнал, что эксплуатация Ан-10 в Алма-Ате планировалась.
 
Последнее редактирование:
Зато узнал, что эксплуатация Ан-10 в Алма-Ате планировалась.
Да, я тоже теперь это знаю.
Как и то, что Ан-10 в Алма-Ате в принципе можно было увидеть, хотя бы военный.

А вот однажды довелось, а может быть посчастливилось, видеть в Алма-Ате Ан-22.
Уже был построен новый корпус аэровокзала и на нём был балкон со стороны лётного поля. А с него хорошо была видна стоянка, номер не знаю, но которая нынче обозначается как Перрон 4. И на нём стоял Ан-22 в окраске Аэрофлота.
И вот в ожидании своего самолёта от нечего делать разглядывал его, разглядывал, люди у самолёта что-то делали, а потом запускаться стал Ан-22.
И весь процесс запуска, выруливания и взлёта был как на ладони.
Почему-то долго он стоял на исполнительном, минуты две, а может и больше.
Потом тяжело и долго разбегался и наконец взлетел.
Было впечатлительно.
 
Ан-10 точно летал в Ташкент регулярными рейсами.
Я вот задумываюсь: так как у Алма-Аты были свои Ил-18, то зачем им еще и Ан-10 был нужен?
Разве что летать в несколько казахских аэропортов с грунтовыми ВПП...
 
Реклама
Давно гуляет в сети ролик с фрагментом из документального фильма "Большие крылья Казахстана".
Автор - А.М. Мигас.
Содержит выступление И.П. Мазурука и некоторые видеоматериалы о первых двух аэродромах Алма-Аты - на ипподроме и "Бурундай".
Немного и о аэродроме Талды-Курган есть, и Павлодар.
Решил положить ссылку здесь, для коллекции.
 
Последнее редактирование:
На основании рассказа И.П. Мазурука попытался восстановить положение первого аэродрома на спутниковом снимке Алма-Аты.
Мазурук охарактеризовал аэродром так.
За главным арыком между городом и горами было поле - полоска земли, грунтовая, поросшая ковылём, метров 60 ширины и метров 200-300 длины, с большим уклоном.
Взлёт осуществлялся только с гор в сторону города. Это значит, что полоса была примерно перпендикулярно горам, т.е направлений примерно 340-30 градусов.
В ролике есть фото этого аэродрома, к сожалению плохого качества:
Shot_304.png

Видно, что головной арык был практически на границе аэродрома.
Если принять распространённое утверждение о том, что первый аэродром Алма-Аты был в районе нынешнего Центрального стадиона, то взлётно-посадочная полоса длиной 200 м располагалась примерно так, показана жёлтым цветом.
Головной арык Алма-Аты, существующий и в настоящее время, показан синим цветом.
Большими белыми цифрами показал высоты точек над уровнем моря. Видно, что уклон не такой большой, как говорил Мазурук, на 200 метров длины он составляет 6 метров.
Правда уже ещё через 200 метров в сторону гор высота повышается уже более 20 м и составляет 851 м, а ещё через 300 метров уже почти на 40 метров относительно северного порога ВПП. Может быть Мазурук имел ввиду именно это повышение местности в сторону гор, которое самолёт мог и не осилить.
Если так, то понятно, почему взлетали всегда от гор, на север.
Алма-Ата_первый_Аэродром_высоты.jpg

На аэродроме было два домика. Один склад, мастерская, второй - служебные помещения.
На аэродроме базировались три самолёта с гофрированной обшивкой, Юнкерсы видимо. Моторы у самолётов БМВ-3А мощностью 180 л.с.
На самолёте Мазурука был механик Федор Михайлович Нестеренко.
Да и сам Мазурук поначалу тоже был авиатехником.
 
Последнее редактирование:
А домик ГСМ на аэродроме попал в ролик. Фото 1930 года, перед закрытием первого аэропорта..
Shot_311.png
 
Долго сомневался - стоит ли отослать Вам эти фотографии - захоронение, все-таки... Но, думаю, что поступаю правильно, т.к. страна должна знать своих героев, да и будут мои фото в тему об истории авиации Казахстана... На первой фотографии захоронение авиаторов в парке "28-ми гвардейцев-панфиловцев и находится оно прямо перед вечным огнем и монументом панфиловцам, а на второй - собственно надгробная плита (на ней более четко можно прочитать надписи).

IMG_3362.JPG


IMG_3372.JPG
 
Есть еще несколько фотографий с самолетами из а/п Чимкент недельной давности, но не знаю - уместны они будут здесь или нет?
 
Долго сомневался - стоит ли отослать Вам эти фотографии - захоронение, все-таки... Но, думаю, что поступаю правильно, т.к. страна должна знать своих героев, да и будут мои фото в тему об истории авиации Казахстана...
Автор темы не обозначил рамок обсуждаемых и освещаемых вопросов, поэтому считаю, что всё, что относится к истории авиации Казахстана здесь помещать уместно.
В парке "28-ми гвардейцев-панфиловцев" побывать не удалось, с интересом рассмотрел фото.
Спасибо!

Есть еще несколько фотографий с самолетами из а/п Чимкент недельной давности, но не знаю - уместны они будут здесь или нет?
Конечно. Ведь история начинается уже через мгновение после случившегося.
А тут неделя!
 
Если интересно: немного в продолжение по Ил-28 в Казахском управлении.

В апреле 1964 года (на момент их передачи на АРЗ) их было уже 5:
СССР-63925
СССР-63929
СССР-63943
СССР-63951
и "безномерной".
 
Реклама
На первой фотографии захоронение авиаторов в парке "28-ми гвардейцев-панфиловцев и находится оно прямо перед вечным огнем и монументом панфиловцам

Посмотреть вложение 772549
Вот здесь немного об этой катастрофе:

"10 октября 1931 года в Казахстане при взлёте с аэродрома, находившегося вблизи железнодорожной станции Сергиополь (ныне – Аягоз, что в черте районного города Аягоз Восточной-Казахстанской области Республики Казахстан), с высоты 100 метров упал и разбился о землю советский пассажирский самолёт К-4, следовавший из Алма-Аты (ныне – Алматы) в Акмолинск (ныне – Нур-Султан). При крушении погибли все находившиеся на борту люди – два члена экипажа (пилот – Суонио Теодор Вильгельмович; бортмеханик – Н.Д. Зорин) и пассажир – начальник Отдела по спецпереселениям Полпредства ОГПУ по Казахстану Дмитрий Игнатьевич Литвин.
Жертвы этой авиакатастрофы были похоронены с отданием последних воинских почестей на центральной площади Акмолинска."

Автор этой информации поместил и фото могилы погибших в авиакатастрофе.
А в Парке имени 28-ми гвардейцев-панфиловцев в Алма-Ате установлена памятная доска.
Хотя на ней написано, что они здесь и похоронены.
Автор пишет, что чекист Д.И. Литвин похоронен на городском кладбище Целинограда и его могила сохранилась до сих пор.
А место последующего захоронения пилота Т.В. Суонио и бортмеханика Н.Д. Зорина по утверждению автора, установить пока не удалось.
 
Назад