Из истории авиации Казахстана

Прерогатива по смене названия авиакомпании Qazaq Air остаётся за вьетнамским инвестором Sovico Group, сообщил глава Минтранспорта Марат Карабев.

Таким образом, новый инвестор сам решит, менять или оставлять прежнее название авиакомпании. При этом Qazaq Air будет летать как внутри страны, так и за её пределами, уточнил он.

Кроме того, новый инвестор выберет аэропорт базирования компании.

"Это не только хаб. Мы обсуждаем его использование как центра доставки грузов в Казахстан, в том числе сборов грузов на территории Казахстана с других стран и дальше транспортировка за пределами Казахстана. Допустим, если это Актобе, туда прилетает борт из Вьетнами, Китая, к примеру, груз оставляют, забирают, делают дополнительную заправку и вылетают в Европу", – пояснил министр.

Инвестор рассматривает для этого аэропорты Актобе, Туркестан, Кызылорды и ВКО.

"Считаю, что мы привлекаем очень хороших международных игроков. Это группа компаний VietJet, которая уже имеет 184 борта. И у этой компании несколько обязательств. Первое обязательство – полностью покрыть долг компании в сумме 38 млрд тенге. Второе, самое главное обязательство – приобрести дополнительно 20 бортов, которые будут зарегистрированы в Казахстане. Это обязательство, но в целом компания планирует поставить в Казахстан 50 бортов", - уточнил Карабаев на брифинге в мажилисе.

Для сравнения, продолжил он, Air Astana (казахстанский авиаперевозчик – Sputnik.), который 23 года работает на рынке, имеет всего 50 бортов.

Напомним, 23 мая по итогам встречи президента Касым-Жомарта Токаева с главой Sovico Group Нгуен Тхань Хунгом стало известно, что вьетнамский холдинг намерен приобрести казахстанский лоукостер.
 
Реклама
В Мангистауской области участок автодороги временно станет взлетно-посадочной полосой, передает Tengrinews.kz со ссылкой на Lada.kz.

Как сообщили в областном филиале АО "НК "КазАвтоЖол", в связи с проведением учений подразделениями Министерства обороны аэродромный участок автомобильной дороги Жетыбай - Жанаозен временно закроют для движения.

По данным компании, аэродромный участок автомобильной дороги Жетыбай - Жанаозен (с 28-го по 31-й километр) будет временно закрыт для движения всех автотранспортных средств с 10 июня по 19 июля 2024 года.

"Движение автотранспорта в направлении Жанаозена и в обратную сторону на данном участке будет организовано по объездной дороге", - сообщили в пресс-службе компании.

В областном филиале АО "НК "КазАвтоЖол" попросили участников дорожного движения строго соблюдать ПДД, руководствоваться требованиями временных дорожных знаков и следовать по объездной дороге.
 
В Мангистауской области участок автодороги временно станет взлетно-посадочной полосой, передает Tengrinews.kz со ссылкой на Lada.kz.

Как сообщили в областном филиале АО "НК "КазАвтоЖол", в связи с проведением учений подразделениями Министерства обороны аэродромный участок автомобильной дороги Жетыбай - Жанаозен временно закроют для движения.

По данным компании, аэродромный участок автомобильной дороги Жетыбай - Жанаозен (с 28-го по 31-й километр) будет временно закрыт для движения всех автотранспортных средств с 10 июня по 19 июля 2024 года.

"Движение автотранспорта в направлении Жанаозена и в обратную сторону на данном участке будет организовано по объездной дороге", - сообщили в пресс-службе компании.

В областном филиале АО "НК "КазАвтоЖол" попросили участников дорожного движения строго соблюдать ПДД, руководствоваться требованиями временных дорожных знаков и следовать по объездной дороге.
На какую массу самолета рассчитан этот "участок дороги-временный аэродром", а также какова ширина дороги?
Эта тема давно известна и не нова, таких участков дорог немало было в советские времена и в странах НАТО тоже, в РФ их тоже строят специально.
 
Последнее редактирование:
Расписание аэропорта Алма-Ата лета 1984 года.

Расцвет авиации, море рейсов с широчайшей географией.

На дальних царствуют Ту-134 и Ту-154 с небольшой примесью Ил-62,
на ближних Ан-24 и Як-40.

Аральск и Атбасар канули в лету. Зато появились Ильич, Зайсан, Учарал.
Интересно, что в 84 году нет рейса в Курчум, а в 1992 году, согласно расписанию, аж на Як-42! Или это была опечатка и рейс все-таки на Як-40 был?
1718111191829.png
 
Интересно, что в 84 году нет рейса в Курчум, а в 1992 году, согласно расписанию, аж на Як-42! Или это была опечатка и рейс все-таки на Як-40 был?
Скорее всего опечатка, и был Як-40, судя по времени полета. У Алма-Аты вроде как не было своих Як-42.
Но они должны были вот-вот появиться в Усть-Каменогорске.
И вот еще какую "опечатку" в московском расписании 1992 года я видел:
рейс 531 в Усть-Каменогорск указан на Як-42, и вроде как не 4 (как в рейсе 533 на Ту-154), а 5 часов полета- это очень похоже на время беспосадочного полета именно Як-42, но ведь кажется, что вряд ли Як-42 дотягивал 3000 км, разве что с неполной загрузкой. Да и время стоянки в Москве указано не 1:25 (как у Ту-154), а 1:05, что опять же говорит в пользу Як-42. Неужели так и планировали?

Screenshot_1.jpg
 
Приказом министра обороны от 3 июня 2024 года внесены изменения в Правила орнитологического обеспечения полетов государственной авиации Республики Казахстан

 
mars_208, к нам на Байконур с 90х годов и до начала 2010х летал рейс из Москвы на Як-42, расстояние 2500 км, время в пути 3 ч 20 минут.
 
Сделка со швейцарцами по капремонту ВПП аэропорта Астаны оказалась сорвана

 
Некоторые источники подают ситуацию с затяжкой ремонта ВПП Астаны совсем в другой тональности:

Столичный аэропорт в пиковый летний период продлевает регламент работы для удобства пассажиров

На основании обращений со стороны авиаперевозчиков, проектной группой технических специалистов управляющей
компании аэропорта оптимизирован технологический процесс по
ремонту на аэродроме.

В связи с высоким сезонным спросом в летний период на воздушные перевозки для удобства пассажиров с 14 июня т.г.
продлевается регламент работы аэропорта с ежедневным технологическим перерывом (23:00 до 00:30).

На время проведения работ аэропортом будет обеспечена годность взлетно-посадочной полосы, ремонтные работы будут осуществляться на других участках аэродромных покрытиях (магистральная рулежная дорожка, рулежные дорожки, перрон) с последующим переходом на взлетно-посадочную полосу.

На сегодня работы ведутся на магистральной рулежной дорожке, что не препятствует функционированию аэропорта.

В целях удовлетворения спроса на авиаперевозки, авиакомпании оперативно пересмотрят расписание по внутренним
перелетам, и обеспечат дополнительные рейсы по популярным направлениям.

В этой связи пассажирам рекомендуется проверять наличие билетов через официальные сайты авиакомпаний.
 
mars_208, к нам на Байконур с 90х годов и до начала 2010х летал рейс из Москвы на Як-42, расстояние 2500 км, время в пути 3 ч 20 минут.
Сначала я удивился такому малому времени, так получается достаточно высокая для Як-42 средняя скорость 2500/3.3(3)=750 км/ч.
Но потом, померив по карте расстояние - напрямую чуть больше 2100 км, (по факту, наверное, 2200-2300), понял, что такое время реально.
Дальность тоже не совсем "типичная" для Як-42, но с неполной нагрузкой - вполне себе.
Но в описываемом мной случае с Усть-Каменогорском там же аж 3000 км, а полупустой самолет на этом маршруте трудно представить!
 
Последнее редактирование:
Реклама
Сначала я удивился такому малому времени, так получается достаточно высокая для Як-42 средняя скорость 2500/3.3(3)=750 км/ч.
Но потом, померив по карте расстояние - напрямую чуть больше 2100 км, (по факту, наверное, 2200-2300), понял, что такое время реально.
Дальность тоже не совсем "типичная" для Як-42, но с неполной нагрузкой - вполне себе.
Но в описываемом мной случае с Усть-Каменогорском там же аж 3000 км, а полупустой самолет на этом маршруте трудно представить!
Сейчас по спрямленным трассам от нас до Москвы 2200 км примерно. А по старым советским трассам, они же были и в 90е, 2400-2500 км было.
 
Астана. 19 июня. КазТАГ – Взлетно-посадочную полосу (ВПП) аэропорта Астаны вновь закрывают на ночь из-за ее плачевного состояния, сообщает источник.

«Опять ВПП закрыли на 10 дней на ночь срочно к саммиту (Шанхайской организации сотрудничества – КазТАГ) латать. С 19 по 29 июня с 22.00 до 6.00 местного времени будет закрыта ВПП в Астане. Уже не смешно – то открыто, то закрыто. В 4.00 приезжал министр (транспорта Марат Карабаев – КазТАГ), устроил разнос. Ночью три борта не могли сесть! На полосе образовалась яма, асфальт провалился, (дефекты – КазТАГ) устраняли», - сообщил редакции КазТАГ в среду источник, знакомый с ситуацией.

Также он поделился выдержкой из соответствующего уведомления НОТАМ: «K4854/24 - RWY 04/22 CLSD DAILY 17:00-01:00. REF. AIP SUP 002/2024. 19 JUN 17:00 2024 UNTIL 29 JUN 01:00 2024. CREATED: 19. JUN 08:24 2024».

Информацию о том, что ВПП будет закрыта с 19 июня до конца месяца в промежутке между 22.00 и 6.00 редакции КазТАГ подтвердили в справочной аэропорта Астаны.

Редакция КазТАГ уже обратилась за комментариями в пресс-службы министерства транспорта и аэропорта.

Напомним, 13 июня КазТАГ со ссылкой на источник сообщал, что сделка со швейцарской корпорацией Mabetex Group по капитальному ремонту ВПП аэропорта Астаны оказалась сорвана. Тогда редакция обращалась за комментариями в пресс-службы минтранспорта и аэропорта, но так и не получила ответов.

Причем, о возможном срыве капитального ремонта ВПП аэропорта Астаны КазТАГ сообщал еще 5 мая. На следующий день – 6 мая пресс-служба столичной воздушной гавани заверила, что с 1 мая в аэропорту города Астаны совместно с генеральным подрядчиком Mabetex Group начались мероприятия по мобилизации для проведения работ по капитальному ремонту взлетно-посадочной полосы.
 
Сначала я удивился такому малому времени, так получается достаточно высокая для Як-42 средняя скорость 2500/3.3(3)=750 км/ч.
Но потом, померив по карте расстояние - напрямую чуть больше 2100 км, (по факту, наверное, 2200-2300), понял, что такое время реально.
Дальность тоже не совсем "типичная" для Як-42, но с неполной нагрузкой - вполне себе.
Но в описываемом мной случае с Усть-Каменогорском там же аж 3000 км, а полупустой самолет на этом маршруте трудно представить!
Если на Як-42 120 паксов принять за 12 тонн, то дальность 3000 получается примерно. А уж если Як-42Д...
 
Если на Як-42 120 паксов принять за 12 тонн, то дальность 3000 получается примерно
Это откуда такие данные?
Это же ближнемагистральный самолет!
Напомню, что в советские времена Як-42 (с полным салоном) дальше чем на 1500-1600 км без посадки не летали. И есть ощущение, что это был его предел. (Полет в Хабаровск обсуждать не будем.)
 
Это откуда такие данные?
Это же ближнемагистральный самолет!
Напомню, что в советские времена Як-42 (с полным салоном) дальше чем на 1500-1600 км без посадки не летали. И есть ощущение, что это был его предел. (Полет в Хабаровск обсуждать не будем.)
Если Як42 ближнемагистральный (о Як-42Д уже не пишу) , то Ту-134 какой? Ультраближнемагистральный :)
 
Астана. 20 июня. КазТАГ – Алена Субботина. Ремонт взлетно-посадочной полосы (ВПП) аэропорта Астаны закончится в ближайшее время и проводится за счет средств инвестора Abu Dhabi ports, заявил вице-министр транспорта Максат Калиакпаров.

«Касаемо ремонта аэропорта Астаны. У нас, как вы знаете, в аэропорт Астаны пришел частный инвестор – это Abu Dhabi Ports, который владеет по миру 15 аэропортами. Международный опыт достаточно высокий. Был произведен технический и финансовый аудит, после чего там потребовался ремонт взлетно-посадочной полосы, и инвестор за счет своих собственных средств сейчас производит ремонтные работы. Это временное явление. Буквально в ближайшее время закончится и аэропорт будет работать в штатном режиме», - сказал Калиакпаров в кулуарах сената в четверг.

Он заверил, что ремонт будет произведен в срок.

Вместе с тем, он Калиакпаров прокомментировал информацию КазТАГ о том, что министр Марат Карабаев накануне устроил в столичной воздушной гавани разнос, пояснив, что таким образом глава профильного ведомства «держит руку на пульсе».
 
Приближающийся саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Астане, на который ожидается прибытие более 20 официальных делегаций, накладывает дополнительные требования к инфраструктуре, особенно в области безопасности. Такие мероприятия требуют высочайшего уровня подготовки и координации, чтобы соответствовать международным стандартам и ожиданиям участников.

Проведение крупных международных мероприятий, обычно приводит к усиленному вниманию к инфраструктурным объектам, включая аэропорты. Любые сбои или недостатки в управлении в такие периоды становятся особенно заметными и критичными.

Подготовка к саммиту ШОС в Астане становится серьёзным испытанием для инфраструктуры столичной воздушной гавани, а также руководства отрасли.

На фоне недавнего назначения Гёкера Кёсе исполняющим обязанности генерального директора аэропорта Алматы, наши информированные источники предполагают, что такие кадровые перестановки могут затронуть и другие ключевые аэропорты страны, включая Астану.

Слухи о возможных кадровых перестановках в аэропорту Астаны подогреваются, недовольством на самом высоком уровне руководства страны, бездействиями Министра транспорта М.Карабаева.

Эти проблемы, вероятно, связаны с постоянными изменениями в планах реконструкции взлетно-посадочной полосы и перрона аэродрома. Это также является попытками компенсировать недостаток тщательного планирования и исполнения при объявленном капитальном ремонте взлетной полосы, а также сокрытием реального состояния дел.

t.me/Burkit001 ✈️
 
Авиакомпания FlyArystan сообщила об изменении графика полетов в июле из-за загруженности международного аэропорта Астаны, передает NUR.KZ со ссылкой на Telegram-канал лоукостера.

Лоукостер сегодня предупредил пассажиров об изменении графика полетов в июле.

"Информируем Вас о том, что в связи с высокой загруженностью воздушного пространства в АО "Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев" в период со 2 по 4 июля 2024 года ожидаются изменения в расписании рейсов.

В случае изменения расписания рейса пассажиры получат оповещения на контакты, указанные при приобретении авиабилета. Всем вылетающим пассажирам рекомендуется заблаговременно приезжать в аэропорт для прохождения процедуры досмотра и регистрации. Приносим извинения за возможные неудобства", - сказано в сообщении.

Напомним, сегодня с похожим обращением к пассажирам выступила авиакомпания Air Astana. Сообщалось, что в период с 3 по 4 июля произойдут изменения в расписании рейсов авиакомпании в связи с высокой загруженностью воздушного пространства Астаны.

Отметим, что 3-4 июля в Астане состоится саммит Шанхайской организации сотрудничества. Ожидается прибытие в столицу глав государств - членов организации. В эти дни не будут работать детские сады, по городу будут усилены меры безопасности. В связи с этим госучреждениям и квазигоссектору со 2 по 4 июля порекомендовали перевести до 70% сотрудников на удаленный формат работы.
 
Реклама
Может ли Алматы стать главным авиахабом Евразии?

После новости о введении Казахстана с Китаем режима "свободное небо", опять встает вопрос о том, что у казахстанского города Алматы есть огромный потенциал с точки зрения географического расположения, логистики, развитости экономики и человеческого капитала стать главным авиахабом как минимум Центральной Азии в азиатском направлении.

Тем не менее большинство рейсов в Азию, в такие страны как Малайзия, Сингапур, Индонезия, Иран и т.д. проще делать через Ташкент, а Алматы натурально на задворках авиасообщения.

Собственно говоря, это видно даже по Алматинскому аэропорту, в котором только в этом году (2024!) наконец-то открылся новый терминал, который хоть как-то похож на современный аэропорт. И это самый богатый город Центральной Азии, с самым большим ВВП, больше чем у некоторых соседних стран, в стране, на которую никогда не налагали санкции.

Новосибирский или красноярский аэропорт после алматинского кажутся образцом роскоши. И это, не говоря о таких мировых гигантах как Дубайский или Пекинский аэропорт.

В так называемом «Старом Казахстане» Астана, пользуясь столичным статусом, исходя из весьма странной логики «на горе нет места двум тиграм» всячески душила все региональные попытки развития.

Причем это касается не только Алматы. К примеру, у Актау есть не менее мощный потенциал стать главным авиахабом в западном направлении, особенно сейчас, когда российские города выбыли из конкуренции за Запад.

В Грузии есть Батуми, куда так любят ездить казахстанские туристы. Примерно такое же море и климат, но разница в том, что Тбилиси активно помогает Батуми расти и становиться грузинским Дубаем. И это при том, что Грузия пережила внутренние и внешние военные конфликты, серьезно ударившие по экономике страны, а также не обладает нефтью и газом.

И это везде так: Турция: столица Анкара и крупнейший город Стамбул, Китай: столица Пекин и крупнейший город Шанхай, США: столица Вашингтон и крупнейший город Нью-Йорк, Австралия с ее Канберрой и Сиднеем.

Астана находится в центре страны, что хорошо смотрится на карте, но создает лишнее плечо для логистики. К тому же суровые астанинские зимы также создают для авиакомпаний лишние риски по замерзанию взлетной полосы или опасных погодных условий. Поэтому авиа-бизнес уходил в Ташкент и Бишкек.

Логически понятно, что Алматы должен стать воздушными воротами в Азию, а Актау - воздушной гаванью на Запад.

Записки казахского китаеведа
 
Назад