Может ли Алматы стать главным авиахабом Евразии?
После новости о введении Казахстана с Китаем режима
"свободное небо", опять встает вопрос о том, что у казахстанского города Алматы есть огромный потенциал с точки зрения географического расположения, логистики, развитости экономики и человеческого капитала стать главным авиахабом как минимум Центральной Азии в азиатском направлении.
Тем не менее большинство рейсов в Азию, в такие страны как Малайзия, Сингапур, Индонезия, Иран и т.д. проще делать через Ташкент, а Алматы натурально на задворках авиасообщения.
Собственно говоря, это видно даже по Алматинскому аэропорту, в котором только в этом году (2024!) наконец-то открылся новый терминал, который хоть как-то похож на современный аэропорт. И это самый богатый город Центральной Азии, с самым большим ВВП, больше чем у некоторых соседних стран, в стране, на которую никогда не налагали санкции.
Новосибирский или красноярский аэропорт после алматинского кажутся образцом роскоши. И это, не говоря о таких мировых гигантах как Дубайский или Пекинский аэропорт.
В так называемом «Старом Казахстане» Астана, пользуясь столичным статусом, исходя из весьма странной логики «
на горе нет места двум тиграм» всячески душила все региональные попытки развития.
Причем это касается не только Алматы. К примеру, у Актау есть не менее мощный потенциал стать главным авиахабом в западном направлении, особенно сейчас, когда российские города выбыли из конкуренции за Запад.
В Грузии есть Батуми, куда так любят ездить казахстанские туристы. Примерно такое же море и климат, но разница в том, что Тбилиси активно помогает Батуми расти и становиться грузинским Дубаем. И это при том, что Грузия пережила внутренние и внешние военные конфликты, серьезно ударившие по экономике страны, а также не обладает нефтью и газом.
И это везде так: Турция: столица Анкара и крупнейший город Стамбул, Китай: столица Пекин и крупнейший город Шанхай, США: столица Вашингтон и крупнейший город Нью-Йорк, Австралия с ее Канберрой и Сиднеем.
Астана находится в центре страны, что хорошо смотрится на карте, но создает лишнее плечо для логистики. К тому же суровые астанинские зимы также создают для авиакомпаний лишние риски по замерзанию взлетной полосы или опасных погодных условий. Поэтому авиа-бизнес уходил в Ташкент и Бишкек.
Логически понятно, что
Алматы должен стать воздушными воротами в Азию, а
Актау - воздушной гаванью на Запад.
Записки казахского китаеведа