Катастрофа Boeing 737-400 (EC-MFE) авиакомпании Swiftair в Вильнюсе

Проще говоря, свалился. ИМХО (если принять на веру данные о скорости из ФР), либо они интенсивно гасили скорость и не успели "распушиться" до посадочной конфигурации, либо распушились, но "проморгали" спойлеры. А так-то да, прирост скорости углового вращения при развитии крена мало похож на осознанные управляющие воздействия ЭВС.
 
Если ветер не в лоб, а слева (или справа) - то оба полукрыла "летят" одинаково. Потому что самолет сам "разворачивается по ветру" и обтекание симметричное. Естественно при условии что педали нейтрально.
Разве что достаточно резкое изменение направление ветра может привести кратковременно к несимметричному обтеканию.
Задача:
Скорость 150 узлов, ветер в лоб 20 узлов. На сколько изменится стреловидность каждого полукрыла относительно набегающего воздушного потока если направление ветра поменяется на 30 градусов?
Ответ - стреловидность одного полукрвыла уменьшится на 4 градуса, другого - увеличится на 4 градуса.
Но это при мгновенном изменении направления ветра. Чем плавнее это изменение - тем меньше этот угол.
Согласно METAR - у земли не было существенных изменений направления ветра.

А вот если самолет уже совсем близок к сваливанию и дать одну педаль - переворот гарантирован
 
Последнее редактирование:
Самолет-лаборатория - логичное решение если авария или катастрофа случилась на заходе. Чтобы подтвердить или отбросить версию "глюка" ИЛС.
В том же Бишкеке после катастрофы В-747 летала лаборатория - подтвердила нормальную работу ИЛС. Также подтверждено наличие "верхнего лепестка" глиссады - но это естественное явление
 
Главное отличие режимов - на первом режиме при увеличении скорости потребная тяга увеличивается, а на втором режиме она увеличивается при уменьшении скорости.
Кривые Жуковского в помощь!
 
Летающие сюда утверждают, что при посадке на 190 сбои ИЛС вниз бывали. Летающие о них знают и к ним готовы (все естественно не официально). И это одна из неофициальных версий.
 
Чешу лысину, уточню информацию...
 
1. Я не помню, существует ли такой термин.
Это относительно наивыгоднейшего угла атаки Ту-154? Неужели в учебнике пракической аэродинамики нет ни единого упоминания?
Например, для Ил-76 это 6 градусов с голым крылом.


Все самолеты нормально летают на втором режиме - это когда фактический угол атаки больше наивыгоднейшего.
Для примера тот же Ил-76. Наивыгоднейший УА 6 градусов, полет по кругу на скорости 400км/ч УА примерно 8-10 градусов в зависимости от полетной массы. Выпуск шасси на скорост 370 - УА 12 градусов. И это все второй режим - а самолет хорошо летит и хорошо управляется.

P.S. Естественно самолеты нормально летают на 2-м режиме пока УА не увеличится до угла сваливания.
 

А они не уточняли, в какой момент, на какой высоте? Уже на небольшой?
Например, в Шарм Аль Шейхе на высоте чуть больше 2000 футов не раз работа глиссадного маяка приводила к вертикальной до 1500 ф/мин. Но это на пару секунд, потом все восстанавливалось и при дальнейшем снижении работала стабильно.

И если глюки ИЛС изредка бывали - не факт что они проявятся когда лаборатория будет летать.
Но кроме лаборатории глюки и даными с FDR могут быть подтверждены или опровергнуты
 

В продолжение.
Если самолет летитна УА близком к критическому - то резкое взятия штурвала на себя приводит к сваливанию. Срыв потока на полукрыльях не будет симметричным - вот и заваливание на одно полукрыло.
 
Ну вот вы же меня и вывели из ступора в который сами и ввели . Рывок штурвала упоминался.
 
Реакции: WWs
Да, конечно не факт. По разговорам именно в этом диапазоне удаления, где все и случилось. Многие винят не так давно сооруженную горку для лыжников слева от посадочного курса. Так ли это, сказать трудно. Так как о времени, когда были замечены эти сбои первый раз, история умалчивает
 
Легко верю, особенно, если на этой горке еще и техника работала. Переотражала лепесток ГРМ, глиссадного маяка.
Поэтому равносигнальная зона может изменяться.
Так бывало и 30 лет назад, вот и сейчас при видимости менее 200 на 2000 метров в аэропортах предписывается ограничение движения наземного транспорта.

Но это лишь одна возможная причина.
Главное - утрата контроля полета по глиссаде.
 
Вообще то есть требования что может быть а чего не должно быть в зоне действия ИЛС.
Не думаю что горку строили с нарушениями.
Но если все таки горка влияет - то это стабильное влияние и лаборатория это подтвердит.
Хуже если нестабильная работа самого оборудования - может не проявиться при облете.

Одним словом - мы пока выдвигаем версии и ждем отчетов.
 
Для "чистоты эксперимента" во время облета ИЛС лабораторией на горку технику нужно выгнать...
 
Одним словом - мы пока выдвигаем версии и ждем отчетов.
Это правильнее всего.
Средства объективного контроля всё могут показать, они же уцелели.
Но жанр ветки такой, обычный, традиционный - из имеющихся крупинок информации отсекать версии.
Пока лишь отсекли версии о взрыве на борту и о том, что экипаж не управлял самолетом, да и то, там еще осталась куча версий.
 
Если бы знать, какая техника была на горке в те утренние минуты...
В летном я на 5 учился по РТС, радиотехническим системам, да и после школы родители хотели, чтобы пошел учиться на радиоинженера.
Пошел на штурмана. И помню, как не так уж и редко дисп.АДП просил наших КВС отметить в журнале работу КГС ILS.
 
Если кому-то интересно освежить в памяти про работу курсоглиссадной системы, вот в частности про ГРМ, РМГ:

Но не это главная причина катастрофы, если она и имела место.
Контроль экипажем стабилизированного захода должен был быть.
 
Если бы знать, какая техника была на горке в те утренние минуты...
Нашел на карте где эта горка:


При увеличении масштаба даже подъемники видно.
Вспомнил горку - в прошлом году летом довелось летать в Вильнюс, хорошо было видно и горку, и подъемники.
Думаю что то ли была техника на горке то ли нет - разницы нет. Это мелочь по сравнению с подъемниками - они довольно высокие и металла много. Если и были отражения сигнала - то от них.
И лаборатория должна это подтвердить или опровергнуть.
 
Нашел на карте где эта горка
По удалению почти место катастрофы, только зеркально створу ВПП?
Да, в пределах 8 градусов от ГРМ вполне могут влиять. Ну и пара джипов на горке тоже в сочетании с подъемниками.
Зависит от эффективной площади рассеивания и направленности.
 
Кто то в курсе - сейчас выполняются периодические облеты РТС аэродрома самолетами-лабораториями? Это обязаловка или нет?
Ведь если горка с подъёмниками действительно создают помехи - это можно было выявить сразу после их появления.