Расследование завершено Катастрофа самолета Airbus A310 F-OGYP в аэропорту Иркутск 09.07.2006

Авиалайнер А-310 будет снят с производства в июле 2007 года, сообщили в авиастроительном концерне Airbus. А-310 был впервые введен в эксплуатацию в 1983 году и представляет собой модернизированную версию первой модели Airbus – самолета А-300. Пассажирский самолет, разбившийся в Иркутске, был собран в 1987 году, передает «Эхо Москвы».

Сегодняшняя катастрофа стала шестой аварийной посадкой А-310 в России за минувшие пять лет, сообщает РСН.

В 2001 году аварийно сел лайнер, который без пассажиров летел в Москву из Парижа.

В 2002 году самолет А-310 при заходе на посадку в аэропорт «Толмачево» в Новосибирске сообщил, что не может выпустить переднее шасси. Однако приземлился аэробус благополучно. На борту самолета находился 161 человек.

В 2003 году А-310 авиакомпании «Аэрофлот», выполнявший рейс «Петропавловск-Камчатский – Москва», совершил аварийную посадку в аэропорту Нижневартовска. На борту самолета находилось 145 человек.

В 2005 году в Новосибирске совершил вынужденную посадку самолет А-310 авиакомпании «Сибирь», следовавший рейсом Иркутск – Москва. На борту находились 202 человека.

Полгода назад в аэропорту Домодедово произошла аварийная посадка самолета А-310 авиакомпании «Сибирь», выполнявшего рейс Бангкок-Москва. При подлете к Москве у самолета возникли проблемы с шасси. «Техническая неполадка – не встала на замок стойка шасси, – объяснил сотрудник пресс-службы авиакомпании Илья Новохатский.
После чего Рейс из Москвы в столицу Таиланда, который по задумке авиакомпании «Сибирь» должен был стать круглогодичным, прекратил свое существование 26 января. Как объяснил корреспонденту ИС «БАНКО» Илья Новохатский, представляющий PR-службу «Сибири», программа стартовала в ноябре 2005 г., а вылеты планировались дважды в неделю. «Но по факту оказалось, что у нас нет подходящего воздушного судна, рассчитанного на такой маршрут, – сказал он. – А-310 технически не дотягивают, что стало очевидным при эксплуатации и из участившихся аварийных посадок».

isra.com - Израильские новости
 
Реклама
Извините если повторяюсь:
Газета труд от 11.07.06
(выделение мое)


ИРКУТСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК

Вчерашний понедельник для России оказался тяжким вдвойне. Страна приспустила государственные флаги в знак траура по, как минимум, 122 погибшим в воскресной авиакатастрофе пассажирского лайнера А-310 авиакомпании "Сибирь" в аэропорту Иркутска. Скорбное число, увы, наверняка вырастет. Среди обгоревших обломков самолета найдены фрагменты тел, несколько человек считаются пропавшими без вести.

В воскресной трагедии в Иркутском аэропорту много загадочного. А, по словам некоторых специалистов, знающих местные условия взлета и посадки не понаслышке, - и мистического. Говорят даже о некой черной ауре аэродрома. Пилоты в Иркутск летать не любят - вряд ли есть в стране другой такой аэродром, где со столь пугающей регулярностью случаются аварии и катастрофы. Лишь в последние годы самолеты там падали и бились в 1994-м, и в 1997-м, и в 1999-м, и в 2001-м. Причины всякий раз разные: возгорание двигателя и падение давления во всех гидросистемах, внезапный отказ двигателей при взлете, сильный перегруз, ошибка пилотов.

Но одно все знают давно и твердо - аэропорт этот расположен крайне неудачно. Вокруг плотная жилая застройка, чего в принципе нельзя допускать. Самолеты садятся и взлетают, едва не задевая шасси за крыши и дымовые трубы. Маневрирование крайне усложнено. Случается - на эти самые крыши и падают. Как грохнулся 6 декабря 1997 года на головы иркутян гигантский Ан-124 "Руслан" ВВС РФ, перевозивший два истребителя Су-27 во Вьетнам. О постройке нового аэропорта власти говорят давно и безрезультатно.

Что погубило этот А-310, мы узнаем не скоро. Только когда в Москве расшифруют его "черные ящики". Надо надеяться, тогда станет исчерпывающе понятно, почему вроде бы благополучно коснувшийся "бетонки" лайнер вместо того, чтобы начать торможение, вдруг начал наоборот - разгоняться. Почему не сумел затормозить, а пронесся до конца взлетно-посадочной полосы, врезался в бетонное ограждение летного поля, а затем - в невесть по чьему разрешению построенные в опасной зоне гаражи. А-310 воткнулся в них, расплющил пилотскую кабину и салон бизнес-класса, взорвался и сгорел.

Пока старший помощник прокурора Иркутской области Александр Семенов заявил, что "версии рассматриваются в таком порядке - техническая неисправность, неблагоприятные метеоусловия и возможная ошибка экипажа". У наших компетентных собеседников есть основания полагать, что списать на погоду трагедию не получится: природных катаклизмов в городе в тот день не происходило. Это ж не сибирская зима с неизбежными в тех краях обледенениями полосы и туманами. Да, шел дождь, однако он не помешал посадке в Иркутске ни тем, кто прилетел туда до погибшего лайнера, ни тем, кто садился позже. Остаются отказ техники и неверные действия экипажа. Или, что еще вероятнее, - сочетание обоих факторов.

С техникой экспертам разбираться придется долго, а вот действия пилотов уже вызывают вопросы. Во-первых, последний доклад командира погибшего корабля А-310 Сергея Шибанова о произведенной посадке. Коллеги-пилоты утверждают, что командир поторопился - по инструкции докладывать о посадке диспетчеру следует не со "взлетки", а лишь когда самолет, сбросив скорость, покатится по рулежной дорожке. Хотя, конечно, это никак не объясняет дальнейшее, судя по всему, и для командира внезапное роковое ускорение аэробуса.

С просьбой по горячим следам прокомментировать случившееся "Труд" обратился к известным авиационным специалистам.

ВЕРСИИ

Некоторые из спасшихся пассажиров говорят, что перед столкновением с бетонным ограждением лайнер на земле набрал скорость. Мы решили выяснить у наших экспертов, могло ли это стать причиной трагедии?

ВЛАДИМИР ГЕРАСИМОВ, ЛЕТЧИК-ИСПЫТАТЕЛЬ, ПИЛОТ 1-ГО КЛАССА:

- Катастрофа в Иркутске могла произойти по техническим причинам. Дело в том, что в момент приземления створки на двигателях перекладываются на обратную тягу, после чего он увеличивает обороты. При этом реактивная струя выходит не назад, а вперед под определенным углом - так и происходит реверсивное торможение. Могло случиться, что в момент торможения A-310 режим работы двигателя увеличился, но створки на обратную тягу не переложились, режим реверса не сработал. В результате самолет уже на полосе набрал скорость, и случилась трагедия.

Другой технический вариант - это отсутствие торможения самолета и выхода колес на режим глиссирования или аквапланирования. Проще говоря, если перед колесами образуется водяная пленка, то они не вращаются, а как бы скользят по поверхности безо всякого торможения. Но так бывает, если полоса не просто мокрая, а покрыта слоем воды. Все варианты возможных отказов техники должны проверяться в ходе летных испытаний самолета при получении сертификата. А проводились они или нет - это установит правительственная комиссия.

ГЕРОЙ РОССИИ МАГОМЕД ТОЛБОЕВ, ЗАСЛУЖЕННЫЙ ЛЕТЧИК-ИСПЫТАТЕЛЬ:

- Причину катастрофы специалисты определят только после расшифровки бортовых самописцев, изучения обломков аэробуса. Но некоторые детали мне, как опытному летчику, уже сейчас кажутся странными. В той ситуации, когда самолет неожиданно рванулся вперед, первое, что должны были сделать пилоты, - выключить двигатель, обесточить машину. Тогда, скорее всего, удалось бы избежать возгорания и таких жертв. В авиакомпаниях работают сейчас хорошие летчики. Но их плохо учат, как надо действовать в экстремальных обстоятельствах. Пока летают по прямой - все в порядке. Но как только нештатная ситуация, теряются, оказываются к ней не готовы.

АНАТОЛИЙ ЭКЗАРХО, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЕНДИРЕКТОРА АО "ДОМОДЕДОВСКИЕ АВИАЛИНИИ":

- Считают чудом, что в такой страшной катастрофе уцелели десятки пассажиров. За это они могут благодарить судьбу и службу поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов аэропорта. Полагаю, что специалисты в той ситуации сделали все, что было в их силах. Я знаю, как усиленно тренируют спасателей в нашем аэропорту. Уверен, что такую же подготовку прошли ребята и в Иркутске.

ЗВОНОК В ИРКУТСК

Мы связались с наземными службами аэропорта. Нам рассказали, что самолет садился со стороны Байкала. Представитель службы метеообеспечения подчеркнул: погодные условия в этот день были нормальные. Хотя шел слабый дождь, коэффициент сцепления колес с посадочной полосой составлял О,5 - это вполне нормально. Поскольку аэропорт находится в черте города, вокруг него расположены и жилые дома, и гаражи. В УВД аэропорта считают, что жертв могло быть еще больше, если бы на пути самолета не оказались эти самые гаражи. Тогда лайнер промчался бы дальше и врезался в жилую пятиэтажку.

ЗВОНОК В ТУЛУЗУ

Cовершавший рейс по маршруту Москва - Иркутск А-310 был передан "Аэрофлоту", затем компании "Сибирь" на условиях лизинга - долгосрочной аренды. Наш корреспондент в Париже связался с концерном "Аэробус", штаб-квартира которого находится на юго-западе Франции в Тулузе, и задал его представителю Анн Галаберт несколько вопросов.

- Каково было техническое состояние авиалайнера А-310, потерпевшего катастрофу в Иркутске?

- Самолет был сдан в эксплуатацию в июне 1987 года, выполнил более 10 тысяч полетов. Оснащен моторами компании "Пратт энд Уитни" PW 4152. Что же касается обслуживания, то этим занималась компания, которая его эксплуатировала. Концерн "Аэробус" ведает этими вопросами первые годы после его ввода в эксплуатацию в рамках гарантийного обслуживания, как это, к примеру, происходит с автомобилями.

- А-310 производится уже свыше 20 лет. Не устарели ли они?

- Мы считаем лайнер надежной машиной. На данный момент около 30 компаний мира, включая французские, продолжают использовать 229 аэробусов этого типа. Но на смену старой модели приходят новые, поэтому через год мы намереваемся прекратить выпуск А-310.

- Ваши специалисты уже вылетели на место катастрофы?

- В Россию отправились эксперты "Аэробуса", а также бюро по расследованию и анализу авиакатастроф из генеральной дирекции гражданской авиации. Когда речь идет о крушениях самолетов, произведенных во Франции, это обязательная процедура, хотя в концерн входят также англичане, испанцы и немцы. Специалисты примут участие в расследовании обстоятельств, помогая российским коллегам установить причины трагедии.

Вячеслав ПРОКОФЬЕВ, соб. корр. "Труда"

ПАРИЖ
 
Последнее редактирование:
До А310 в Иркутске садились самолеты. После него - только через несколько длинных часов. Порт был закрыт сразу после происшествия.
 
avro,
Вся статья — чернуха и бред. Я начал писать комментарии, да плюнул — слишком много получилось. Там каждое второе предложение заслуживает ДШ в жпп журналюге.
 
2avro
Дождь весь день шел, и даже сегодня (вторник) лило, когда я был на месте катастрофы.

2Экзот
Вы про мое сообщение? Я думаю впролне реально, что створки не повернулись, а КВС не успел на это отреагировать. Все, считаю надо ждать результатов расшифровки.
 
Последнее редактирование:
AlexK38,
Не про Ваше сообщение, а про статью, процитированную Вами.
Про...
AlexK38 сказал(а):
Я думаю впролне реально, что створки не повернулись, а КВС не успел на это отреагировать
...могу сказать кое что ещё до расшифровки.
ЕМНИП, даже на древнем.Ту-154-НК-8-2У есть обратная связь, блокирующая увеличение режима, если рычаги стоят на реверс, а створки не переложились. Думаю, не стоит считать конструкторов "эрбаса" дебилами — они прекрасно понимают чем чреват вывод движков на прямую тягу на пробеге.
 
Кстати, А310 есть в правительственном авиаотряде Франции. Неоднократно видел в Толмачево. F-RADA например. #421
 
Reanimator сказал(а):
У буржуев с этим построже (или мне показалось), но по крайней мере никто даже не пытался вставать и лезть за сумкой, чтоб успеть первым прощемится к трапу чтобы сэкономить 5-10 минут

Reanimator, помнится, в 2001 в Пулково прилетели с Варны. Рулить в Пулково-2 - через всё лётное поле+заруливание и т.д. Минут 15 наберётся. Ещё стояли на рулёжке и борта пропускали. Народ повставал и занял очередь в проходах, как-будто неместные......Как в первый раз в городе. Экипаж их так и не смог усадить. Стояли минут 20....
 
Qiller сказал(а):
По мне уж лучше НЕ летать, чем летать с авариями и катастрофами. Так будет честнее и лучше для всех.
И новые Ту и Ил были бы, если бы наши авиакомпании думали о будущем и инвестировали средства в авиапром. Но, к сожалению, главное у них это сиюминутное - срубить бабло, а дольше трава не расти.
Qiller, например, "Пулково". Ещё в девяностых была объявлена стратегия компании - поддержать отечественный авиапром и не брать иномарки. Они так и не получили ни одной новой машины отечественного производства. А парк старел....
Единственный встречный к Вам вопрос: А на чём летать, если отечественные самолёты уходят под списание десятками??? (да и то, после того, как по 5 раз ресурс продлевают).
С отечественными самолётами происшествий и катастроф в процентном соотношении ничуть не меньше. Просто не всегда мы об этом знаем.... А иногда и летим под честное слово техника.....
 
Реклама
Airbus A310 -324 442 F-OGYP S7 Airlines crash-landed at IKT 09jul06, 127/200 dead ex N812PA

в своё время он успел полетать и в Pan Am, и в Delta Airlines....
 
Пулковец,
а откуда погибших 127? пока вроде о 125 говорили...
 
Mavr, инфа появилась менее чем через сутки после катастрофы...
поэтому не точно написали.....
 
В новостях показали съемку с места катастрофы. Один из планов был направлен со стороны сгоревшего солона в направлении асфальтированного участка в конце ВПП (последнего твердого покрытия для погибшего самолета). Четко видна борозда от асфальта до хвостовой части. Выходит весь путь, по крайней мере эта часть самолета, проделала по земле и немного боком.

Повторюсь, но думаю, мало кто хочет обвить здесь экипаж, техников, и даже производителей самолета. На это и есть расследование. Но присутствует какое-то ощущение нелепости и нелогичности произошедшего. Если экипаж доложил о посадке – значит на борту все было штатно… А через секунду все стало по другому.
Тупой болью в висках звучит только один вопрос – как же все это могло произойти? Заметьте, на форуме мало кто строит версии. В основном это констатация фактов и попытка из них сложить картину происшедшего.
 
Stavbar, любая катастрофа оставляет чувство нелепости и нелогичности - люди должны жить, а не гибнуть...
 
Я тут новенький и глубоко копать про реверсы и тормоза не буду. Меня напряг один момент. Почему не надулись аварийные трапы? Их что, с момента выпуска самолета с завода ни разу не проверяли?
P. S. Быстрый ответ на форуме глючит? Первое свое сообщение я так и не увидел.
P. P. S. Увидел, но с большой задержкой, потому и удалил. Сорри.
 
Последнее редактирование:
Интерессно!

В течение 2-х суток просматривал данный и родственный форумы (avia.ru) что бросилось в глаза:
1. На авиа напрочь отсутствует кнопка регистрации, на письмо администрации в течении неск-ких часов ответа нет, хотя форум активно модерируется :eek:
2. Модерация "соседнего" форума осуществляется по принципу: гадайте, но на основе официально признанных фактов. Как только появляется мнение или изложение фактов официально не звучавших (несколько заходов ВС и.т.п.) данные топики не оспариваются а моментально (10-15 мин) режутся.
3. Если эффективность "реверса" настолько низка, что не учитывается в расчетах тормозного пути, то нафига он вообще нужен? Денежка то в него вкладывается! Кто из профи может озвучить КПД (т. е. отношение тяги в режиме реверса к отношению прямой тяги?)
4. Как сотрудник пожарной охраны не понимаю, почему подавляющий диагноз пострадавших-отравление продуктами горения? Мероприятия по снижению данного фактора давно известны и в идеале кроме керосина там гореть должно быть НЕЧЕМУ!!!
Прошу сразу не пинать.
З.Ы.
Дико покоробила профф терминология: С одной стороны "Пассы", "Стюры", а с другой стороны "КВС" и более никак... Это что? В салоне второй сорт, в кабине первый?
Не в обиду профессионалам-просто взгляд со стороны.
 
Последнее редактирование:
MikVolg сказал(а):
в идеале кроме керосина там гореть должно быть НЕЧЕМУ!!!

MikVolg, не получается идеала....
Взять хотя бы отделку салона и кресла.... Полимеры... Продукты их горения - ИМХО, хороший яд.....
 
..

Пулковец сказал(а):
MikVolg, не получается идеала....
Взять хотя бы отделку салона и кресла.... Полимеры... Продукты их горения - ИМХО, хороший яд.....
Да в курсе.. Повторюсь, пожарный я! Потому дико и удивляюсь! Что, первый пожар, или так дорого огнеупорные пластики применять!? Сейчас даже в жилых зданиях это уже норма!
 
Реклама
MikVolg, авиа-ру принципиально рассматривается его администрацией не как клуб, а как лента новостей, в связи с чем там так же принципиально не вводится регистрация.
2. Ресурс частный, политика модерирования определяется администрацией, исходя из собственных предпочтений.
3. 20-50% в зависимости от типа. Точнее разве что Экзот скажет. Сокращение длины пробега реверсом тяги всего на 200 футов - ни на чём не основанное мнение одного из посетителей авиа-ру.
4. Дюраль при высокой температуре горит не хуже фанеры. Топливо и особенно топливный пар зачастую взрывается как вакуумная бомба, если воспламенение произошло после потери герметичности топливной системы при происшествии. Ну и синтетика, пластмасса в салоне. Пропитка - не гарантия вследствие высоких температур горения топлива.
5. Профтерминология она профтерминология и есть. Пакс от аббревиатуры PAX в сводной загрузочной ведомости, обозначающей количество пассажиров. Стюра, КВС - и так понятно. Этот жаргон как правило не имеет какой бы то ни было уничижительной направленности. Кстати, далеко не все и не всегда этот жаргон используют.
В общем, просто профжаргон. Называют же милиционеров ментами, врачей - доками, БМВ - бумерами и т.д.
 
Назад