В продолжение темы хочется написать свои комментарии человека, которого коснулась эта трагедия.
Когда стало известно о том, что Макс был на том рейсе, телефон мой стал разрываться от звонков и смссок – доходило до того, что только клалась трубка, раздавался новый звонок – ладно дома, но на работе стали смотреть косо. В понедельник подключилась аська – одновременно мигало до 20 окон именно по этому вопросу. Объявился народ не только из России, но из Италии, Франции, Монголии и даже Эквадора. Причем звонили не только друзья, а те, кого принято называть «седьмая вода на киселе», которых я не видела и не слышала многие годы. Как у них оказались мои координаты – отдельная история, но пишу не об этом.
Вопросы были примерно следующими:
1)правда ли это он – не может ли быть ошибки.
К сожалению, правда.
2) ну как ты себя чувствуешь?
Лучше, чем его родители, супруга и брат, на которого сейчас ляжет огромная ответственность, так как для родителей он вмиг стал единственным сыном и надеждой. И с этим придется жить. Не могу смотреть на общие фотки, но пытаюсь воскресить определенные моменты. И очень хорошо помню его голос.
3)как такое могло произойти, и будешь ли ты летать на самолетах, подвергая себя риску, не боишься ли попасть в такую же ситуацию и не лучше ли сдать билеты, ведь погибать то страшно…
Как произошло – версий может быть много, и не факт, что широкой общественности станет известна истинная причина произошедшего. Летать или не летать - каждый решает для себя сам. Не верю в судьбу – но может случиться (ТТТ), что будешь ехать на поезде, а тебе на голову свалится тот самый самолет, которого ты так боишься. Самое страшное, ИМХО,– не столько погибнуть самому, сколько при этом осознавать, сколько горя это принесет твоим родным.
4) нужно позвонить узнать у родных – может быть, помочь, поговорить о произошедшем.
В каждом конкретном случае нужно действовать индивидуально и звонить в такие моменты можно только если точно знаешь, чем конкретным сможешь помочь.
По поводу уместности оказания помощи - стоит также учитывать и то, что на это со стороны родственников может быть не совсем ожидаемая реакция, с которой мне пришлось столкнуться, когда несчастье два года назад случилось с другим близким другом. Когда мы (друзья) в очередной раз пришли с к его родителям с материальной помощью (старались помогать деньгами), я решилась поговорить с отцом по поводу странной реакции его мамы на каждый наш приход – было такое ощущение, что она нас практически ненавидит и наши появления очень нежеланны для нее. Оказалось, я была права – для нее мы были живым укором, что мы живы и здоровы, а ее сын…. Глядя на нас, она представляла, каким мог бы быть он, и считала несправедливым – почему это случилось именно с ее сыном, а не с кем-нибудь из нас. Мы нашли выход – стали встречаться только с отцом, но на то, чтобы понять это, нам потребовалось почти два года.
Если не дай бог, в вашем окружении случилась беда, то прежде чем что-то сделать и сказать, подумайте не о своих эмоциях и переживаниях, а о родных погибшего и того, что нужно в этом момент им. Звоня родным (или приходя к ним домой), нужно быть уверенным, что близким в данный момент нужен и важен этот звонок и уместно ваше появление. Ведь бывает, что звонят вроде как с соболезнованиями, а на самом деле – узнать подробности и посудачить. Поэтому если осталось хоть капля сожаления к погибшему – пожалейте его родных, не мучайте их пустыми расспросами и не бередите рану, им сейчас и без этого очень плохо. Можно высказать соболезнования, но не надо пытать, как они узнали о произошедшем и рассуждать, а что он чувствовал непосредственно перед катастрофой и почему он не полетел другим рейсом – представьте себе, были звонки и такие. Можете помочь – помогайте. При этом помните, что помощь может быть нужна не только сразу после трагедии, но и спустя время после нее, когда как раз большинство друзей и товарищей почему то становится бывшими – с глаз долой, из сердца вон. У всех свои дела, своя жизнь, а погибшим в ней уже места нет, разве что где-то на задворках памяти. А если же Вам просто любопытно - любопытство можно удовлетворить и другими способами. Не нужно что-то делать и просто для галочки, чтобы быть как все. Давайте уважать память погибших и все-таки оставаться людьми.