Вы не принимаете в расчет то, что второй катастрофы могло и не быть, если бы пилоты делали то, что от них ожидалось?
Повторюсь - давайте называть вещи своими именами. Боинг - засранец, это факт, но и пилоты в кабины не для селфи посажены. В эфиопском случае вообще не видно действий экипажа, которые говорили бы о правильности. Второй катастрофы НЕ должно было быть.
denokan, нас словами "Боинг - засранец" не остановить. Не по этой причине мы каждый день заглядываем на форум. Перефразируя известную фразу, нам за авиацию обидно.
А пилоты, кмк, оказались заложниками ситуации. Два экипажа Б-737 MAX - это случайная выборка по всему мировому летному отряду, и говорит о среднем уровне квалификации летного состава. Есть лучше, но есть и хуже. Пока техника работает безотказно - все короли. Когда возникает сложная ситуация - тогда и проявляется, где предел возможностей экипажа. Crew Resource Management - CRM. Иногда этих ресурсов оказывается недостаточно, как их не оптимизируй.
Нельзя сводить эфиопский случай к вопросу "Почему не триммировали?" (хотя одно это могло бы их спасти). Экипаж последовательно реагировал и переключался на многочисленные угрозы, начиная с момента отрыва. И тряска штурвала, и IAS disagree, и EGPWS, и повышенные усилия, и пикирующий момент, и потеря достоверной информации о скорости и высоте. Много сразу всего, что требует концентрации внимания и немедленных действий, порой взаимоисключающих.
И всего этого не было бы, если бы, как положено согласно FAR-25, ещё на этапе сертификации провели испытания этой сложной ситуации на инженерном тренажёре. И оценили уровень психофизиологической нагрузки на экипаж. А он явно запредельный и его нужно снижать. Тогда многие конструкторские решения были бы другие. И QRH был бы другой. И экипажи бы обучались на доработанном тренажере.
Я не защищаю экипаж, но сложность ситуации была выше их возможностей. А подготовлены они были стандартно, как многие летающие сейчас. Не стреляйте в пианиста - он играет как может.
Да если кратко, то не хватило тех самых Crew Resource.