Катастрофа самолета Як-130 ВВС Белоруссии, Барановичи, 19.05.2021

Если бочка была - то тогда это калька с сентября 2017 года, когда при выполнении маневрирования, фигура «горизонтальная бочка», (в основном режиме работы КСУ) сразу после выхода самолета из перевернутого положения система СКАТ зафиксировала одновременно сигналы отказов. Тогда летчики катапультировались и остались живы, а ЯК в хлам.
 
На видео четко видно выполнение бочек на вираже, а они выполняются с отдачей РУС от себя.
 
насчет полетов над городом.. есть у нас в Новосибирске Чкаловский завод, где с давних советских времен Сушки собирали. так в тех же 80х, частенько можно было наблюдать их полеты с завода, когда пряи над головой всякие мертвые петли с бочками крутили) это было прикольно, все стояли на остановке, ожидая автобуса, и смотрели на эту красоту. матерились только дома, когда они сверхзвук проходили рядом) всегда ждал, когда окна вылетят) сейчас уже так не делают.. просто перегоняют в Толмачево, медленно и печально. видать, чтоб занудный народ на шум не ругался. а было прикольно, минимум раз в неделю авиашоу наблюдать над головой)
 
пару лет назад, стоял в аэропорту, в ожидании посадки. а в этот день, как раз, намечалось авиашоу) и, с удивлением, заснял на телефон, с конечно хреновым качеством.. как один самолет то ли тренировался, то ли повыделывался, прям над аэропортом) но красиво.. и петли с бочками, и это, незнаю, как правильно. когда вверх завис, повисел, и лепестком задом вниз падает, как вертолетик от клена.. потом очухался, и на здание аэропорта с круга пошел) прям перед зданием резко вверх ушел. классно.
 
Потому, что КСУ при отрицательной перегрузке могло, например, залить водой, попавшей внутрь отсека в результате дождя или нахождения воздушного судна в условиях высокой влажности. У нас технари всегда "сушили" отсеки после дождей.
 
Присоединясь к предложению "Про отказ СДУ предлагаю немного погодить..".

Предлагаю несколько иной вариант, заранее прошу "тапками не кидаться" : "ком. звена вывозил лейтенанта".

Исходные данные: "По предварительным, первым результатам расшифровки этих черных ящиков уже достоверно могу
сказать: первое — аварийная ситуация произошла в горизонтальном полете самолета Як-130 над аэродромом Барановичи.
Экипаж после возникновения аварийной ситуации доложил руководителю полетов об отказе системы управления, что
подтверждается материалами объективного контроля черных ящиков
. "

Итак, аварийная ситуация произошла уже в горизонтальном полете ЯК-130, т.е. все "выкрутасы" были уже позади.
При выполнении "выкрутасов" кнопка-лампа "НОСКИ вып", была в положении " Вкл" ибо отклонение носков крыла позволяет
увеличить критический угол атаки и максимальный коэффициент подъемной силы, уменьшить индуктивное сопротивление,
улучшить моментные характеристики самолета. После перехода с-та в ГП нажимают "НОСКИ убр" ибо вышенаписанное
уже не требуется. Носки выпускают еще при взлете и посадке.
Но у нас ПП - лейтенант, а ПКУ - майор. И что с того? А вот что:

"Близость расположения кнопки основного режима работы КСУ-130 и кнопки выпуска носков. Опасность ситуации состоит в
том, что если летчик ошибочно выключит основной режим вместо выпуска носков, то комплексная система управления
переходит на резервную систему управления, а обратный переход на основную систему управления в полете запрещен."




ПМСМ, попытка выполнить запрещенную в полете операцию ("обратный переход") и вызвало сбой СДУ и формирование РИ сигнала "Отказ СДУ".
p.s.
"Воснелет", сие есть всего лишь версия.
 
А чем ее в полете вообще можно выполнить? Сбросом по питанию через АЗС?
А зачем? Ежели прописано ,что обратный переход на основную систему управления в полете запрещен,
значит последствия сего действа будут ......... , ну явно плохими будут и незачем пытаться это сделать иным способом?

Уже ведь разбирали в свое время работу ЭДСУ у "граждан" и установили что после перехода режима управления в
резервный режим ("Direct mode"), возврат в "Normal Mode " в полете уже невозможен. (Отчет МАК по RRJ).

А с какого это в полете надо исполнять "сбросы по питанию"?
 
Чистое любопытство - чем можно ВООБЩЕ в полете вернуть ЭДСУ/СДУ/КСУ из резервного режима, что на SSJ что на Яке... Штатной кнопки или тумблера, как я понимаю, в зоне операций пилотов, нету. На земле это скорее всего делается через подключение сервисных приборов. Потому и возник вопрос к вашей версии:

Как ФИЗИЧЕСКИ можно было это проделать в полете?
 
Им ли этого не знать и для чего выполнять запрещённый переход. Прилетели бы себе на резервной.
 
Вот только не надо судить обо всех самолётах "граждан с ЭДСУ" по этому "суперджету".
 
А чего это "не надо"? Оба ВС , ЯК-130 и RRJ , разработка и производство РФ. ПМСМ, школы и подходы к конструированию ВС - одинаковые.
 
ПМСМ, в полете - никак.
Тогда в чем состоит ваша версия? Не догоняю...
 
Работали в этих КБ?
Нет. В январе 1991 задание на построение УТК для подготовки летчиков фронтовой авиации получили 4 организации: в том числе ОКБ им Сухого и ОКБ им Яковлева.
Немного знаком с тем, что они в итоге предложили.
 
Боюсь тогда у меня проблемы с формальной логикой.

По вашей версии:

1) В полете случайно переключили СДУ на резерв
2) Пытались переключить обратно
3) Эти попытки привели к катастрофе

Однако на вопрос, как можно ПОПЫТАТЬСЯ вернуть СДУ в основной режим работы в полете - т.е. какие физические действия могли ПЫТАТЬСЯ предпринять пилоты, вы отвечаете
ПМСМ, в полете - никак.
 
Э... Вы уверены что Як-130 так легко угробить, всего лишь отжав кнопку перехода на резерв?