Я - не преподаватель авиационной медицины. Просто посмотрел, что есть в сети по этому поводу. Ваш пример с одноместным самолетом не по теме комментария. Вопрос был о том: в многочленном экипаже полагается ли КВС исключительно на доклады членов экипажа, слепо выполняя команды, или как лицо, ответственное за все, проверяет их своевременность и достоверность?
Если "да", все это увеличивает время его реакции. А в целом по управлению самолетом надо учитывать, что (в данном случае штурман) отслеживает скорость, поскольку преждевременность команды недопустима, он убеждается, что считал показания скорости с прибора правильно, затем, проговорил их (это тоже время совершения действия), затем команду (сигнал) принял КВС (прогнозируемую, ожидаемую) - (тут вопрос: проверил ли?) и начал выполнять действие, заложенное в мышечной памяти.
Обо всех этих нюансах - ниже в насобранном материале. А весь разговор сводится к тому: сколько времени проходит с момента достижения самолетом (физически) скорости, на которой возможен подъем ПОШ, до физического же момента начала ее подъема.
--------------------------------------------
Время реакции зависит от вероятностного прогноза. Таким образом, вероятностное прогнозирование сигналов вызывает (заранее, еще до появления сигнала) подготовку к действию, или преднастройку, именно тех двигательных органов, которые должны реагировать на ожидаемый сигнал. Благодаря преднастройке и достигается большая быстрота реакции. Кроме этого, для реакции очень важна роль значимости сигналов. Всякое мало-мальски сложное поведение человека опирается на его прошлый опыт, точнее — на хранимую каким-то образом информацию об уже прожитом, т. е. на память. Только благодаря памяти живой организм способен «заглядывать в будущее» — строить вероятностный прогноз и использовать его для организации действий.
Память и вероятностное прогнозирование являются лишь частью большой системы (будь то живой организм или техническое устройство). Здесь в каждый момент любому событию
А, В, С..., которое может произойти, приписывается определенная вероятность
Р(А), Р(В), Р(С) и т. д. Учитывая этот вероятностный прогноз, а также значимость прогнозируемого события, исполнительные системы осуществляют преднастройку — подготовку к действиям тех органов, которые должны будут работать в прогнозируемой ситуации для достижения заданной цели (или для удовлетворения потребностей организма). Степень преднастройки каждого исполнительного органа тем больше, чем вероятнее и чем значимее наступление того события, при котором потребуется работа этого органа.
Время простой реакции, то есть время от момента появления сигнала до момента начала двигательного ответа, впервые было замерено в 1850 г. Обычно оно равно: на свет 100-200, на звук 120-150 и на электрокожный раздражитель 100-150 миллисекундам, т.е. тысячным долям секунды.
Критерием быстродействия является время решения задачи, т.е. с момента реагирования оператора на поступивший сигнал до окончания управляющих воздействий. Обычно это время
Топ прямо пропорционально количеству перерабатываемой человеком информации.
Посмотреть вложение 591650
где
а – скрытое время реакции, т.е. промежуток времени от момента появления сигнала до реакции на него оператора; обычно
а = 0,2…0,6с;
b – время переработки единицы информации; b
= 0,15…0,35с;
Н — количество перерабатываемой информации, ед.;
Vоп-средняя скорость переработки единицы информации или пропускная способность.
Пропускная способность характеризует быстроту оператора постигать смысл информации и зависит от его психологических особенностей, типа задач, технических и эргономических особенностей систем управления. Обычно пропускная способность составляет 2…4 ед./с.