... Может быть мне одной кажется, но право находиться по-правую руку, а лево, соответственно по левую. Так куда самолет начал делать поворот на сорок пять, в право или влево. Если ему, как раз в этом месте, надо было вправо, то что он делал влево? А как раз туда он и полетел и довольно целенаправленно. ... Вы мне прямо скажите люди, что он влево забыл делать? ...
Почитаем еще разок действующие правила на аэродроме Сочи (URSS).
- - - -
На стр. AD 2.1 URSS-15 ... Диспетчер ОВД передает пилоту индекс ВПП для взлета, схему выхода после взлета (SID), код опознавания ВОРЛ (Squawk), в случае изменения заявленного во флайт-плане маршрута: новый транзитный маршрут или точки маршрута до выхода на трассу.
AD 2.1 URSS-16 ... Процедуры взлета при использовании одной рабочей ВПП.
При работе одной ВПП 06/24, при наличии встречного ВС.
При взлете с ВПП 24 использовать SID ВПП 20:
− после взлета по прямой набирать высоту (150) м D 5.6 ADL, затем выполнить левый разворот для вписывания в назначенный SID для ВПП 20.
Взлет ВС разрешен при нахождении встречного ВС, заходящего на посадку, не ближе 40 км.
Процедуры наблюдения ОВД в границвх диспетчерского района Сочи.
Ответственность за обеспечение установленных интервалов между воздушными судами и назначение безопасного эшелона возлагается на соответствующие органы OВД.
Радиолокационные наведение и порядок следования.
Радиолокационное наведение в диспетчерском районе аэродрома Сочи осуществляется тем органом OВД, который осуществляет непосредственное управление движением ВС. Для регулирования потока движения ВС диспетчеры органов OВД дают указания на занятие определенных эшелонов (относительных высот), а также устанавливают экипажам курсы следования в целях обеспечения интервалов, необходимых для выполнения посадки с учетом характеристик ВС.
AD 2.1 URSS-17 При потере радиосвязи после взлета с ВПП 24 (если на высоте (150) м связь с «Сочи−Круг» не установлена) КВС на D5.6 ADL выполняет правый разворот с выходом на R249° ADL, устанавливает МК 249°. Далее полет выполняется по заданному SID или заход на посадку по схеме захода.
- - - - -
Вопрос о нахождении встречного борта (цифра 40 км) обсуждался уже не раз. Тем не менее, где он был на момент взлета Ту нигде не фиксируется. Т.е. на момент указания экипажу SID BINOL 2A встречный борт мог быть действительно за 40 км. Но на момент взлета? И если каким-то образом в экипаже его "засекли", то, возможно, и попытались отвернуть влево, чтобы воспользоваться SID ВПП 20.
Вот как-то однобоко всегда получается при оценке вариантов: КВС то, КВС это... Куда смотреть должен, куда не должен... А экипаж где? Вот кто-то под руку сказал, как палку в колеса, и...понеслось. Вместо связи с Кругом, который должен разруливать в таком случае, молчком давай сами: ночь на дворе, свет-то видно, но поди угадай: как далеко он! Опять эта пресловутая "ситуационная осведомленность".
Вот тут обратили внимание на то, что диспетчер осталась на своем рабочем месте после того, как стало ясно, что борт упал. А диспетчер круга? Он должен был быть источником информации об удалении встречного борта и своевременно ее обновлять. И принять управление взлетевшим бортом, чтобы контролировать его местонахождение и развести со встречным, если надо было бы. Маленький нюанс: "Круг" озаботился невыходом борта на связь. Но разве при наличии установленного по указанию УВД ответчика он не видел, что отметки от борта нет?
Конечно, минутой раньше или позже было бы замечено исчезновение борта, ничего бы в данном случае не изменилось: спасать было некого. Но это ясно сейчас, а тогда, в такую погоду и время года на счету была каждая минута.