nikodim, маленькая ремарка по дистанции разбега, так для чистоты эксперимента.
цель всех наших изысканий - это скорость отрыва. она укажет на массу. прямых данных скорости нет. только косвенные. длина разбега как раз косвенно может свидетельствовать о скорости отрыва.
в литературе даны скорости отрыва для различных масс, а также длина разбега при нормальных условиях, отсутствии ветра и при нулевом профиле, при максимальной тяге всех двигателей. для самолетов ту-154 для масс 98-100 т длина разбега составляет от 1270 до 1380 м, в зависимости от модификации самолета и источника писанины. длина разбега в первую очередь зависит от ускорения самолета, а ускорение более всего зависит от избытка тяги и массы самолета. чем больше тяга и меньше масса, тем больше ускорение. чем больше масса, тем меньше ускорение. эксплуатационные факторы в первую очередь влияют на избыток тяги и соответственно на ускорение.
в сочинском случае, эти факторы не влияют на увеличение дистанции разбега. уклон впп к морю увеличивает ускорение, добавляется вектор силы тяжести, стало быть дистанция разбега уменьшается. температура воздуха ниже чем при нормальных условиях не приводит к уменьшению тяги двигателей, то есть дистанция тоже не будет увеличиваться. аэродром не высокогорный...
найболее интересен момент с попутным ветром. попутный ветер однозначно увеличивает путевую скорость. но как оказывается, практически не приводит к пропорциональному увеличению дистанции разбега. при попутном ветре ускорение самолета выше, и он разгонится до большей путевой скорости за меньшее время. дистанция разбега увеличится незначительно. но тоже в зависимости от массы. при меньших массах минимально увеличится, при больших массах чуть больше увеличится, но не пропорционально росту путевой скорости.
а вот при встречном ветре дистанция разбега уменьшается почти пропорционально уменьшению путевой скорости. ускорение самолета при встречном ветре уменьшается. у Бехтира дано только уменьшение длины разбега при встречном ветре и ничего не сказано об изменении дистанции разбега при попутном.
в сочинском случае при попутном ветре, дистанция разбега должна быть примерно одинакова с дистанцией разбега при отсутствии ветра, если не было превышения массы самолета. то есть для примерных расчетов надо брать приборную скорость, а не путевую. или же считать ускорение для нормальных условий и отсутствия ветра и отсюда находить время разбега, а потом реальное среднее ускорение.
на практике же сложилось, применение экипажами более высоких скоростей отрыва для соответствующих масс на 5-10 км/ч, с соответствующим этому увеличению дистанции разбега. это объясняется как желанием иметь запас скорости, так и снижением эксплуатационных характеристик самолета. это тоже надо брать во внимание при проведении расчетов.
и даже если учитывать отрыв с малыми углами, старт не с тормозов, а также другие факторы влияющие на увеличение дистанции разбега, натянуть 1780 м дистанции разбега для масс не превышающих 98-100 т не представляется возможным. имхо.