Клуб Авиаторов Западной Европы

Реклама
Кривой ключ.

Эту историю рассказал мне один товарищ, выпускник ДВВАРТУ.


Прилетел как-то на Чкаловскую американский транспортный самолет С-130 Геркулес, привез то ли инспекцию, то ли наблюдателей. По прошествии времени собрались лететь обратно. Запускаются и тут же вырубаются – проблемы с одним из двигателей. Всех выгрузили. У самолета осталось два американских механика и наш переводчик. Командование дивизии выделило двух техников ТЭЧ (самолет стоял рядом с ТЭЧ) с задачей обеспечить работу американским коллегам ТОЛЬКОНЕОБХОДИМЫМИ СТРЕМЯНКАМИ.
Амеры раскрыли капот (мотогондолу) двигателя. Достали несколько ящиков инструмента. Инструмент – песня! Все хромировано, никелировано, десятки ключей, головок, насадок, переходников, отверток и всего-всего… Принялись за работу. Наши, обеспечив ход работ нужными стремянками, курят невдалеке на травке.
Проходит час… Проходит второй… Результат нулевой. Проходит третий… Все уже заколебались ждать. На исходе четвертого часа наши уже устали курить и стали понимать, что своевременное окончание рабочего дня подугрозой срыва. Тут переводчик обращается к нашим техникам: «Что-то у них не клеится! Может, глянете?!» Подошли. Глянули. Оказалось, что необходимо снять и заменить какой-то датчик, который находился на корпусе двигателя за его обвязкой (проще – в труднодоступном месте). Весь штатовский инструмент не катит.
Тогда один наш технарь говорит другому: «Вася, принеси из инструменталки кривой ключ на 32». Через пять минут Вася несет «самодел» – обрезок обычного рожкового ключа, приваренный к хитроизогнутой ржавой арматурине с т-образной законцовкой из такой же ржавой железки. Пару движений наших умелых рук – и датчик снят. Не менее шустро на место был поставлен новый датчик.
Американские механики с нескрываемым восхищением рассматривали это русское чудо – творение технической мысли под названием «кривой ключ на 32».
 
Последнее редактирование:
Погода решила взять реванш за тёплый декабрь. Уже больше недели у нас метель и снегопад. И по прогнозу ещё неделю такой погоды.
На снимке: "Ворта солнца" - окресности Пятигорска.
 
необходимо снять и заменить какой-то датчик, который находился на корпусе двигателя за его обвязкой (проще – в труднодоступном месте).
Такое часто бывает в авиации. Механики частенько вспоминают "добрым" словом за подходы Яковлевцев, Антоновцев, конструкторов двигателей. Поэтому исскуство гибки ключей живет в нашем техническом народе. Когда я проходил службу в армии в 83 году, то начальство поручило подать рацпредложение, согласно соц обязательствам эскадрилии. Пришлось придумать ключь для откручивания пробки с мерной линейкой маслобака двигателя. Коллеги были в восторге от эскиза этого ключа. В общем, поставленную задачю я выполнил.
Хотя по идее, нужный американский ключь должен был разработать конструктор двигателя.
 
нужный американский ключь должен был разработать конструктор двигателя.
За годы моей службы в авиатэч у нас было разработано и внедрено около полусотни различных ключей и приспособлений.Основная масса их выпала на долю ТУ-128,на МИГ-31 кляли конструкторов и разработчиков за то,что приходилось для самой простой проверки,например,противопожарной системы,пятиминутной работы,30-40 минут откручивать-закручивать винты(всё,естественно,вручную) на люке подхода.Люк 60на60см,а кроме маленького блока противопож.системы там ничего не было установлено.Инструмент,разработаный на заводе,не выдерживал никакой критики,поэтому техсоставу и приходилось проявлять чудеса смекалки и изобретательности,благо эта смекалка компенсировалась 10-15 рублями разионализаторской премии,в то время приличные деньги.
 
Разработчикам инструмента, с этим инструментом, на стоянку зимой в Семипалатинске. И, я думаю, всё стало бы на свои места.
 
Реклама
Инструмент,разработаный на заводе,не выдерживал никакой критики
Инструмент в СССР был конечно плоховатый. Это начинаешь понимать сейчас, когда появляется иностранный инструмент. Больше болтали о производительности труда, чем занимались делом. Встречались отдельные предприятия, которые делали для себя неплохой специальный инструмент. Наши клепальщики хвалили Кумертавский инструмент, вертолетный завод, где выпускали Камовские вертолеты.
В принципе, на Су-15 у нас проблем при опреативном тех. обслуживании не возникало. Из инструмента требовалось только силовая отвертка и пассатижи с контровкой. Отвертки были хорошие, Т- образные со сменным жалом. До сих пор о ней вспоминаю с нежностью и грустью. Пока прервусь, жена выгоняет из-за компьютера, готовится на завтра в школу.
 
О свободе слова и реальной жизни.
Но очень скоро практически все сняли сенсационный ролик. Почему? От комментариев отказываются, а в частных беседах говорят о звонке «сверху». Сейчас посмотреть выступление В.Януковича на выездном заседании Комитета экономических реформ можно разве что на YouTube.
Так же круто разобраться с текстовыми материалами оказалось сложнее. И тогда грянуло, мягко говоря, неожиданное объяснение. Оказывается, это Янукович поразил соотечественников знанием идиша!
За субботу официальные СМИ распространили версию: проблемное слово, которым президент обозвал «оранжевых» предшественников, по-еврейски означает разгильдяи или растяпы. В более жесткой форме - нищие попрошайки. Еще одна трактовка – «шлеппер» на идише значит неорганизованный, неудачник. А в английском слово schlep («шлеп») переводится как болван…

Надо думать, украинцам таки придется согласиться, что их лидер – большой знаток языка Шолом-Алейхема. А еще, как настоящий полиглот, неравнодушен оказался к «мове» Вильяма Шекспира. Ну типа был такой кобзарь в тумане Альбиона.

Подобные оправдания в последнее время становятся обычным делом. Например, в новогодней телепередаче аккордеониста и депутата правящей Партии регионов Яна Табачника «Честь имею пригласить» на центральном телеканале «Интер» прозвучал гимн воров – знаменитая «Мурка». А фишка истории в том, что сыграли на всю страну криминальное танго вовсе не приблатненные шансонье, а первый зам Генпрокурора выходец из Донецка Ренат Кузьмин и еще один видный депутат-«регионал», экс-генпрокурор Святослав Пискун. А когда новогоднее похмелье прошло, народу объяснили – это была некая первоначальная версия «Мурки». Просто «жестокий романс», в котором ревнивый мужчина застрелил неверную жену.

---------- Добавлено в 12:41 ----------

О пенсионной реформе в России.
В экспертном сообществе существует несколько точек зрения на проблему повышения пенсионного возраста. «Дело в том, что сегодня мужчины выходят на пенсию в 60 лет, но при этом средняя продолжительность их жизни — 62 года, — отмечает директор Института социальной политики и социально-экономических программ ГУ-ВШЭ Сергей Смирнов. — Увеличение для них пенсионного возраста на год — это цинично, несмотря на любое экономическое обоснование».
По словам экономиста, в случае повышения пенсионной планки для женщин — другой сюжет. Так, по его мнению, эта идея не должна вызвать резкого отторжения. «Средняя продолжительность жизни женщин в России — 70 лет, но они выходят на пенсию в 55 лет, при этом, у них страховая часть пенсии меньше, чем у мужчин. Это связано с декретом и больничными», — отмечает Сергей Смирнов.
Эксперт считает, что в нынешних условиях, когда пенсия зависит от отчислений в ПФР, властям имеет смысл не повышать пенсионный возраст, а минимизировать свои социальные обязательства. «Уменьшать выплаты не за счет ПФР, а за счет перекладывания части ответственности на самих граждан», — говорит Смирнов.
Заместитель директора Независимого института социальной политики Лилия Овчарова разделяет мнение Кудрина о повышении пенсионного возраста, но аргументы у нее иные: «Я отношусь к тем экспертам, которые давно заявляли о неадекватности нынешнего установленного пенсионного возраста. Показатель средней продолжительности жизни в нашей стране низкий, потому что высок уровень детской смертности. Это — тревожный демографический показатель, но он не относится к пенсионным расчетам».
По ее словам, нынешний пенсионный возраст был установлен еще в 30-е годы, но тогда люди начинали трудовую биографию на семь лет раньше. Лилия Овчарова подчеркивает, что сейчас общество стоит перед выбором: или рано выходить на пенсию при низком уровне самой пенсии, или поздно, но при высоком уровне пенсии. «В целом, власти должны были ставить вопрос о повышении пенсионного возраста еще 15 лет назад, общество нужно было подготовить, — рассуждает экономист. — Если, например, сейчас правительство примет решение увеличивать пенсионный возраст с 2012 года, то это вызовет социальную напряженность в обществе».
 
По поводу удобств обслуживания- к сожалению не могу сравнивать, на иномарках поработать не приходилось. А вот другу пришлось потрудиться на СААБе и его отзыв резко отрицательный. По собственным воспоминаниям Ан-24 (по АиРЭО) трудностей не представлял, а вот Як-40- заметно хуже. К нему и ящиков со специнструментом было немеряно...
 
При обслуживании Су-15 в эскадрилии у спецов проблем не возникало. У нас, СДэшников была одна операция, это осмотр лопаток компрессора, которая представляла определенную сложность и требовала некоторых акробатических навыков. Сверху воздуховода двигателя на дзусах открывался лючок размером 50х20 см., и в этот лючок нужно было залезть изогнувшись, потому что диаметр воздуховода был порядка 60 см. и втянуть в него ноги. Зимой это можно было сделать только в свитере. Лежишь в этой трубе ногами к воздухозаборнику, носом к лопаткам двигателя, светишь фонариком и осматриваешь передние лопатки компрессора проворачивая ротор. А в это время другие спецы включают в кабине эл. питание и за стенкой врубается преобразователь. И ты лежишь и представляешь, как какой то мудак в кабине включит нечаянно запуск двигателя ... А таких движка два на самолете. У меня с моими габаритами не сразу получилось влаз и вылаз из этого лючка. В авиацию я попал с весом 110 кг, и менее чем за два года имел вес 83 кг при росте 188. Ту форму, что я заказал пошить в Североморске в феврале, я забрал в октябре и ее пришлось сразу ушивать, кроме того что менять кант с черного на голубой. Так что работа техника самолета очень полезна для здоровья. На свежем воздухе и в движении. Приседания, подьемы на высоту, ползание. До армии на заводе у меня было повышенное артериальное давление, из-за чего не прошел медкомиссию в КГБ. А в полку мерял давление, хоть в космос посылай, 120х70.

---------- Добавлено в 20:35 ----------

В 82 году в полках начали производить доработки Су-15х при выполнении регламентов. Приехали бригады из Новосибирска, которые и выполняли эти доработки в ТЭЧи. Мой самолет был после ремонта, когда я его принял. Было это в июне 82 года. С Североморска я приехал в Кемь в начале мая, месяц околачивали груши (играли в карты и попивали винцо) в гостиннице с еще двумя свежеиспеченными двухгодичниками из Московского энергетического института. У них была ВВС овская военная кафедра оказывается. Специалист по ядерным реакторам становился СДешником, а электронщик- радио или прицел. Опять жена выгоняет, прерываюсь господа.
 
Из-за отказа управления стойки шасси не смог вылететь из московского аэропорта Домодедово в Красноярск пассажирский Boeing-737. В результате инцидента, который произошёл в 7:27 по московскому времени 28 февраля, никто не пострадал. Самолёт с рулёжной дорожки был отбуксирован тягачём на стоянку для проведения ремонта.
Старший помощник Западно-Сибирского транспортного прокурора Наталья Криницкая отметила, что по факту инцидента проводится проверка. Она уточнила, что самолёт выполнял регулярный внутренний пассажирский рейс по маршруту Домодедово (Москва) — Емельяново (Красноярск). На борту самолёта находилось 9 членов экипажа и 101 пассажир, уточняет «Интерфакс».
Ранее сообщалось, что отказ управления стойкой шасси произошёл после приземления самолёта Boeing 737–800 №VQ-BDZ ОАО авиакомпании «Таймыр». Информагентства при этом приводят совершенно противоположные версии чрезвычайного происшествия и даже указывают разное время события, сходясь лишь в одном — пострадавших нет.

---------- Добавлено в 19:25 ----------

Продолжу рассказ о доработках и тех. обслуживании Су-15. В общем в июне 82 года руководство эскадрилий узнало о нашем существовании, и нас стали втягивать в армейскую авиационную службу. Построения, обеспечили тех обмундированием, стали втыкать в наряды. Помню ярко свое первое знакомство со своим самолетом. Техник звена подводит меня к последней в строю эскадрилии боевой машине, 39 борт (три чертовы дюжины). Стоит бедолага как сирота, без заглушек воздухозаборника, из ниши передней стойки свисают троса продольного управления как вожжи у пьяного ямщика. Ни чехлов, ни водила. Как его с ремонта пригнали, так и стоял. Троса управления при ремонте видно изготовили новые, но по технологии их положено перед сборкой вытягивать, т.е. держать под нагрузкой около часа. Чтобы в эксплуатации не было такого вытягивания. Это я узнал уже после армии, когда работал в цехе на рем. заводе, где тоже производили ремонт, по сути изготовление новых тросовых систем.
Поэтому и начал я с натягивания тросов. Натянул их тендерами, законтрил, осмотрел по максимуму самолет. Начались полеты. Заглушки занимал с нелетающих, водил вообще не хватало, часто ломались по местам крепления к передней стойке шасси. После пары вылетов под контролем незаметно выполнил самостоятельный вылет. С чем нас двоих поздравили по громкой во время выполнения полетов. Отгулял отпуск и с августа по февраль налетал 50 часов. Самолет пошел в ТЭЧ, а там доработки. Суть одной из доработок была установка более тяжелых загрузочных устройств на систему управления самолета. Чтобы летчик якобы лучше ощущал нагрузки, которые он дает самолету. Я хорошо помню выражение пилота, после первого полета с этими доработками. Был самолет, а сделали бревно. Так он резюмировал эту доработку. Такое отношение у нас к людям вообще.
Также эти спецы что то дорабатывали по гидросистеме, но делали они это довольно топорно. Поскольку меня как безлошадного кидали из наряда в наряд (помдеж. ДСЧ) то в ТЭЧ попадал я редко. И в один день вижу, стоит самолет с отстыкованным хвостом, трубопроводы гидросистемы на шпангоуте раскручены, не заглушены. тут же что то сверлят и зенкуют со стружкой. Мы фильтра гидросистем ультразвуком промываем, а они пилят не заглушив штуцера. Потом один гидронасос накрылся перед полетом. И мужики эскадрильские его на морозе меняли лежа под самолетом. Я тогда прикрывал другое звено, а борт передали молодому двухгодичнику из Москвы. Он сейчас живет в Жуковском. Вот так работали Новосибирские доработчики.
 
Вот так работали Новосибирские доработчики.

Мало, но иногда рассказывал о военной приёмке мой дядя- военпред Северного завода. Завод в то время выпускал ракеты к С-200. Соблюдение технологической дисциплины было под постоянным контролем. Но не посылать же военпреда с доработчиками?:)
 
Но не посылать же военпреда с доработчиками?
Просто нужно иметь совесть и культуру производства, и помнить, что самолетом управляет человек, а он жить хочет. А не хлестать водяру каждый день, как это у нас делается. Если бы он менял бы сам вышедшие из строя агрегаты на морозе по плечи в гидрашке, или на посадке не вышли бы у него шасси штатно, или рули заклинило, то наверно бы понял, зачем эти требования.
Я уже писал, что славянские народы уничтожают алкоголем. По данным мировой статистики годовое потребление алкоголя в России и Украине превышает 16 литров на человека. Это алкоголя, а не водки. Точкой невозврата для страны считается 8 литров. В одной лекции я слышал, что в центральной России рождается более 60 % детей психически неполноценных. Школы для нормальных детей закрываются, нет набора, а школы для дебилов открываются.
Кстати при царе батюшке потребление алкоголя было на уровне 3-4 литра. Зашкаливать этот показатель стал с 90х годов. Период расцвета "демократии".
 
Сегодня 80 летие Горбачева.
Судя по тому, что к Михаилу Сергеевичу Горбачеву, чье 80-летие отмечается 2 марта, респонденты социологических служб относятся не слишком хорошо, он — подлинно историческая фигура. Например, к товарищам Сталину и Брежневу наше население относится очень неплохо: 51% опрошенных Левада-Центром в декабре прошлого года считают, что Иосиф Виссарионович принес стране больше хорошего, чем плохого, 20% полагают, что брежневская эра была временем благополучного развития страны, еще 20% — что было очень хорошо, потом, правда, начался застой. При этом 60% уверены, что эпоха перестройки принесла больше плохого, чем хорошего, 59% придерживаются такой же точки зрения по поводу эры Бориса Ельцина.
Вот Леонида Брежнева нельзя отнести к разряду исторических фигур. Скорее, имел шансы стать таковой, но не стал Алексей Косыгин. А Никита Хрущев — историческая фигура по простому критерию: конец сталинизма, оттепель.
transparent.gif



Если к политику и/или лидеру относятся хорошо — значит, масштабом не вышел. Если плохо — значит, затевал реформы, преобразовывал страну, честно заработал недоброе отношение подведомственного населения.
Время вообще все расставляет на свои места: как выяснилось только за последний год, 1990-е не были «лихими», а историческими, и масштабными личностями оказались Борис Ельцин, Егор Гайдар, Виктор Черномырдин. Длить застой — тяжелый крест, но на исторические свершения этот «функционал» не тянет. Поэтому вряд ли Владимир Путин и Дмитрий Медведев войдут в историю как выдающиеся деятели. Выдающиеся — это те, кого не поняли и не полюбили современники.
Ельцин и Горбачев — фигуры разительно противоположные. Но в историю вошли вместе, потому что горбачевская перестройка и ельцинские реформы, несмотря на разницу в первичном целеполагании — единый процесс общественно-политической, экономической, ментальной, психологической, бытовой трансформации коммунизма, движения от социалистического уклада к капиталистическому. Движения решительно неизбежного и объективного. И в этом смысле на месте Горбачева и Ельцина могли оказаться другие персонажи. Но ведь оказались именно они. И личностно окрасили процессы руинирования биологически исчерпавшего себя социалистического уклада и закладки фундамента нового, рыночного.
Личный вклад Горбачева в историю состоит в том, что ему хватило политической воли начать преобразования. Все остальное сделала сама история. Личный вклад Горбачева в том, что он — хотел этого или нет, но, скорее, хотел — дал гражданам страны свободу. А уж распорядиться ею они должны были сами. Личный вклад Горбачева состоит в том, что начал он преобразования вовремя, иначе СССР развалился бы раньше 1991 года и с большей кровью в процессе отделения национально-территориальных кусков. Никто, ни один «кремленолог», не мог тогда предсказать крушения империи. Так ведь никто из профессиональных арабистов в дурном сне не мог увидеть то, что происходит сегодня в арабском мире.
Личный вклад Горбачева — это и то, что четверть века назад было названо «новым мышлением». Михаил Сергеевич стоял у истоков «поворота рек» в геополитике, нового миропорядка. Масштаб того, что он сделал, масштаб его личности, масштаб ожиданий — как водится, завышенных — объемнее того, что ждали от Барака Обамы. «Горбимания» никуда не делась, она эмигрировала с территории бывшего СССР и осталась за границей. И это не проблема Горбачева, что мировой масштаб сделанного им не осознан в пределах России. Это наша проблема, наша беда, переходящая в вину, что мы не можем понять смысла произошедшего.
Горби — масштабная личность хотя бы потому, что по всем признакам — воспитанию, биографии, бесконечно долгому пребыванию внутри советской номенклатуры, личным идеологическим убеждениям — он не мог сделать того, что сделал. Ему труднее было перестраивать себя, чем любому из граждан огромной империи. Трудно было рубить управленческий сук, на котором он сидел, и начинать политику гласности. Трудно решиться на политические преобразования. Еще труднее — на экономические. И эти сомнения дорого стоили экономике: степень шоковости терапии начала 1990-х прямо зависела от потерянного для экономических реформ времени в конце 1980-х. Но исторический масштаб измеряется крупными решениями, а не броуновским движением. Крупное движение — это отказ от империи, от строя, который существовал долгие десятилетия. Крупное движение — это либерализация цен и приватизация, новая Конституция, новое государство. Мелкие шажки, свойственные ветеранам броуновского движения, — это распилы и переделы, сопровождаемые откупом от надоедливого населения. Но откат населению «комиссии» от передела нефтегазового пирога в обмен на молчание широких трудящихся масс — это не крупное историческое движение. Откат он и есть откат.
Горбачев и Ельцин ничего не откатывали народу. Они, возможно, и правда думали, что пройти через трансформацию можно с меньшими издержками, в том числе и для самих себя, бывших территориальных секретарей КПСС. Но по большому счету они знали, на что шли, и ради чего шли: страна не могла оставаться прежней в 1985 году; она не могла не быть реформированной в 1991-м. С реформами в массовом сознании связано все плохое, но ведь никто не задумывается над тем, что без них было бы гораздо хуже.
Сегодня в России нет лидера масштаба Горбачева. Большинство думает, что это хорошо. На самом деле — это опасно для страны. «Безгорбачевье», вакуум ответственного лидерства — это матапроблема страны, находящейся внутри политического и управленческого кризиса. Вакансия Горбачева открыта.
 
Один мой наставник, ныне покойный, во время войны занимался получением и перегонкой американских самолетов, вроде аэрокобр. В самолеты американцы ложили гуманитарную неофициальную помощь- еду, шмотки. Когда это пронюхали особисты, то самолеты стали встречать они, обыскивать и все забирать.
Так вот он рассказал один случай, когда на одном самолете барахлил двигатель. Ну наши техники по привычке разложили инструмент, приготовились его ковырять. Тут подскочил американский сержант на джипе, осмотрел наличие пломб на движке, зацепил водило за джип и утащил самолет в американскую зону. Наши опешили, самолет то уже вроде был принят, а его украли. Пока они звонили особистам и поднимали шум этот сержант притащил самолет обратно. Наши глянули. а там движок стоит уже другой. За пару часов они заменили двигатель. Это говорит о многом. На самолете типа Як-52 (360 лошадей) поменять двигатель надо минимум пару дней вдвоем-втроем хорошо попахать.
Ресурс у этого американского двигателя был две тысячи часов, а все обслуживание заключалось в периодическом проворачивании тарельчатого масло фильтра. Когда наши попытались эти движки ремонтировать, то из него хлестало масло по швам. На этом попытки прекратили. А инструмент у американцев был отличный.
 
Реклама
А F-22 уже эксплуатируется 10 лет-и это они называют прорывом?

Второй истребитель 5 поколения поднялся в воздух

2322784.jpg

Второй образец новейшего российского истребителя Т-50
Фото: РИА "Новости"


Его испытательный полет продолжался около часа

Александр ИГОРЕВ — 03.03.2011
Второй образец новейшего российского истребителя Т-50 взлетел с аэродрома Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения имени Гагарина (КнААПО).
- Полет продолжался 57 минут. Пилотировал истребитель заслуженный летчик-испытатель России Сергей Богдан. Все задачи, намеченные на первый полет, были успешно решен, - рассказали «Интерфаксу» на заводе-производителе. - Устойчивость и управляемость
honda.gif
самолета в воздухе получили хорошую оценку. Все системы и двигатель самолета работали безотказно.
Первый полет истребителя пятого поколения Т-50, который называют еще ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации) состоялся 29 января 2010 года. Помимо технологии невидмости «стелс», эта машины обладает всем набором современного оборудования, позволяющего летать и днем и ночью в любую погоду на сверхзвуковых скоростях.
385597.jpg
Эта машины обладает всем набором современного оборудования
Фото: РИА "Новости"Как сообщали ранее разработчики, на Т-50 установлены новые бортовые навигационные станции и высокоэффективная автоматизированная система обороны. Ожидается, что первые поставки ПАК ФА в войска начнутся в 2015 году.
 
Назад