Конкуренты ПАК ФА

Добавлю про два киля - только уже у F-14. Будучи перехватчиком, эта машина, в общем, не предназначалась для ближнего боя и, следовательно, не так уж нуждалась в высокой маневренности. При её создании рассматривались разные варианты - в том числе и однокилевые. Здесь решающим оказалось размещение в подпалубном ангаре с его ограничением "по потолку". Поэтому килей сделали два.
Для иллюстрации, каким бы получился один киль, можно посмотреть на F-111. Этот самолёт изначально был "слугой двух господ", то есть делался по совместному ТЗ ВВС и авиации флота. То самое "ограничение по потолку" привело к тому, что F-111 получил киль невысокий, но с очень большой хордой. На картинках это сразу бросается в глаза.

Возвращаясь к F-14. Позже выяснилось, что во многом за счёт этих двух килей самолёт обладает весьма приличной маневренностью.
Я читал материалы по сравнительным воздушным боям: в БВБ "Томкэт" уступал F-15 и F-16 - но вот F-18 переигрывал достаточно уверенно.
 
Ну вот я приблизительно это и имел в виду. Не важно какие причины приводят к определенным решениям формы, важно что в результате это приносит одни и те же знания. От продувки ли в А/трубе или во время эксплуатации. Ведь именно эксплуатация выявила проблемы крыла толстого профиля на сверхзвуке. В итоге на новых самолетах и у них и у нас крылья имеют тонкий профиль. То есть в итоге опыт один и тот же.
 
Не совсем так. В основном здесь сработала та самая "малозаметность".
Крыло по типу Су-27 по задней кромке при сопряжении с фюзеляжем и в комбинации с передней кромкой ГО образует "карман", систему уголковых отражателей с острыми углами, которые хорошо "светят" в радиодиапазоне.
Поэтому трапецивидное крыло имеют (если мне склероз не изменяет) все "стелсы" - включая не только Су-57, F-22 и F-35, но и китайский J-20. Особенно сильно это было выражено у "неудачного конкурсанта" YF-23.
Хотя я не совсем прав: исключением можно считать J-31, у которого крыло "почти традиционное".
 
а что дает диагональное расположение килей и почему это не использовали на Су-27?
 
Для развала килей (то, что вы называете "диагональным расположением") есть два резона.

1. Аэродинамика / маневренность. Выше говорилось о необходимости сохранения путевой устойчивости на больших УА и о том, что её обеспечивает взаимодействие вихрей, сходящих с наплывов, с килями. Это работает лучше, когда вихри проходят по внутренней стороне килей. Если кили стоят непосредственно на мотогондолах, то их приходится "разваливать" - как это сделано на F-18.
А вот у F-15 и Су-27 кили вынесены на балках далеко от плоскости симметрии самолёта - поэтому вихри проходят по внутренней стороне килей и без развала.

2. На всех самолётах-"невидимках" (Су-57, F-22, YF-23, F-35, J-20, J-31) развал килей сделан, в первую очередь, для снижения заметности - в противном случае кили вместе с верхней обшивкой ХЧФ (хвостовой части фюзеляжа) образуют, опять таки, систему уголковых отражателей, которая в определенных ракурсах резко повышает величину ЭПР (эффективной поверхности рассеивания).
 
Это рассчитывается или устанавливается опытным путем?
Может я неправильно вопрос понял, но если правильно, то для двух перпендикулярных плоскостей (собственно, уголкового отражателя) все работает примерно так, ничего рассчитывать не надо все уже давно рассчитано:
 
Это рассчитывается или устанавливается опытным путем?
Технология РЛ-малозаметности началась как теория - с небольшой статьи в журнале "Советское радио" в начале 60-х. Соответственно, и счётные методы там достаточно развиты.
Однако, как и при работе с любой сложной физической системой (наряду с аэродинамикой, термодинамикой, прочностью...) счётные методы высокой гарантии не дают. Поэтому сначала считают, а потом проверяют в натурных экспериментах - в свободном пространстве либо в безэховой камере.
 
...ничего рассчитывать не надо все уже давно рассчитано
Это замечательно - вот только "классические" уголковые отражатели в конструкции самолётов не встречаются - там нет плоских поверхностей и редки именно прямые углы.
Собственно, первые "невидимки" - экспериментальный Have Blue и созданный на его основе F-117 делались "гранёными", дабы по возможности использовать то, что "уже давно рассчитано".
Однако такой подход не дал ожидаемой эффективности, да и с аэродинамикой там было, мягко говоря, не "Ах!". Поэтому вернулись к плавным обводам, а там, как уже было сказано, "классики" практически нет.
 

Интересно, а где-то найти эту статью можно?

Гм, говорят не статья все же а целая книга была..
В 1962 году в издательстве «Советское радио» вышла книга П. Я. Уфимцева под названием «Метод краевых волн в физической теории дифракции» тиражом в 6500 экземпляров
 

Да, просто стало интересно как такое наша секретность пропустила. А автор оказывается успел на супостата потом и напрямую поработать. Вряд ли в 60х он предполагал что вот это все воплотится в B-2 при его участии... Интересная история

#автоудаление
 
а разве "угол падения=углу отражения" тут не действует? Почему бы банально не выровнять все элементы конструкции снизу в одну плоскость? Что причиной, кто виной?
 
...как такое наша секретность пропустила.
Так ведь среди энтих ребят серьёзных специалистов (в том числе и) по радиофизике не водилось. Для них предел возможностей - передача вероятному противнику кодов системы госопознавания.
А тут - "игра ума". Да и хрен с ним, пущай играеца...
 

Напомнило историю как в ПМВ на цензуре работали девушки которые по инструкции жестко вымарывали любые названия местности или частей. Зато свободно пропускали вещи типа "а взрыватели у немцев со слишком большой задержкой, снаряды уходят в грунт и взрываются без последствий"

#автоудаление
 
так это ж классика: "у англичан ружья кирпичом не чистят" (с) Лесков. Левша
 
У F-117 почти так и было.



А если вы посмотрите на нижнюю поверхность фюзеляжа F-22, то убедитесь, что это и там постарались сделать.
Однако наличие внутреннего отсека вооружения не позволяло использовать схему "низкоплан" (точнее, позволяло, но уж больно бы тяжелой получилась при этом конструкция). Для F-117 это не критично - самолёту-"диверсанту" (а он именно таков по тактике применения) высокие ЛТХ, в общем, не нужны.
Но F-22 - истребитель. Поэтому на нём "растянуть" плоскость ещё и на крылья не смогли.
 
Boeing is about to kick off an exhaustive effort to transition the U.S. Navy’s carrier air wing to the “Block III” Super Hornet...
These changes will allow the Super Hornet to fly alongside the Lockheed Martin F-35C carrier variant as the backbone of the Navy’s carrier air wing into the 2040s and beyond, says Dan Gillian, Boeing F/A-18 and EA-18 program manager.
New aircraft will begin rolling off the production line in 2020.

Boeing близок к началу поставок в авиацию флота тактического истребителя Super Hornet Blok III...
Внесённые в конструкцию изменения позволят самолёту эксплуатироваться наряду с Lockheed Martin F-35C в качестве основной силы палубных авиакрыльев военно-морского флота в 2040-е годы и далее, говорит Дэн Джиллиан, менеджер программ Boeing F/A-18 и EA-18.
Установочное производство нового самолета начнется в 2020 году.


В переводе на русский язык это означает, что программа поставок F-35C в очередной раз "сдвинулась вправо".

Можно вспомнить, что F-18E/F создавался для поддержания численности парка палубной авиации до реализации программы А-Х / A/F-X (плановое поступление на вооружение - 2008 г). Однако программа А-Х приказала долго жить (как и A-12 Avenger до неё), поскольку ВВС сумели втюхать свой F-35 в качестве «трехвидового». Начало поставок F-35 затянулось, что и продлило жизнь F-18E/F.
"В прошлый раз" плановый период эксплуатации Super Hornet'а ограничивался 2030-м годом (примечательно, что до этого же времени US Marine Corps продлил срок эксплуатации своих AV-8, на смену которым должен прийти F-35B). Теперь этот срок, похоже, увеличат - причём сразу на 10+ лет.
А это означает, что с F-35 "что-то не так".
Можно предположить, что амы решили в опережающем темпе гнать экспортные поставки. Здесь два несомненных плюса: 1) пополнение своего бюджета; 2) борьба с "детскими болезнями" во многом пойдёт за счёт союзников ("Не следует желать того, чего не знаешь" (с) ).

Однако замедление темпов поступления F-35 в вооружённые силы США может привести к тому, что он не то, что морально устареет, а станет не слишком эффективным в потенциальных боях с "наиболее вероятным противником". О чём я в ближайшее время постараюсь написать.
 
К вопросу об отражающих поверхностях. Какие плоскости самолета (если смотреть в лоб) играют на руку РЛСу самолета? Ведь для приема отраженного сигнала должен быть перпендикуляр. Или самолетные рлс в лоб летящих не "видят" и ориентируются по сигналам с земных?