Конкуренты ПАК ФА

- С "Военного паритета":

hlcopters.com, 23 ноября

Компания Northrop Grumman получает признание специалистов за революцию в производстве военных самолетов с помощью человеческой изобретательности и передовых цифровых технологий оснастки в рамках интегрированной сборочной линии (Integrated Assembly Line - IAL) для производства центроплана стелс-истребителей F-35.

Авторитетное издание Aviation Week удостоило Northrop Grumman своей 63-й ежегодной премии лауреата в области оборонного производства за увеличение производства центропланов с шести до 15 единиц в месяц. Центральная часть фюзеляжа является основной конструкцией F-35 Lightning II, которая образует значительную часть внутреннего отсека вооружения самолета и внутреннего запаса топлива.

"Наша интегрированная сборочная линия спроектирована и построена для производства в очень быстром темпе. Когда объект объединяет талант, технологию и чувство ответственности – это формула победы для наших людей, наших клиентов и, в конечном счете, для вооруженных сил. Команда IAL продолжает расширять границы и задавать темпы производства военных самолетов с помощью наших интегрированных цифровых возможностей", сказал Гленн Масукава, вице-президент и руководитель программы F-35 Northrop Grumman.

Линия IAL играет значительную роль в подходе компании к производству военных самолетов, одновременно обращаясь к видению заказчиком прогресса и инноваций для создания самолетов следующего поколения. В августе 2020 года компания поставила 700-й центроплан.

Передовые производственные возможности IAL используют цифровые инструменты для производства высококачественных центровых фюзеляжей в срок. В июне 2019 года IAL начал достраивать центральный фюзеляж каждые 30 часов.

Lockheed Martin является лидером отрасли по программе F-35, а Northrop Grumman играет ключевую роль в разработке, модернизации, поддержании и производстве истребителей. В дополнение к производству центропланов фюзеляжа F-35 и обшивки крыла для самолета, компания разрабатывает, производит и обслуживает несколько сенсорных систем , авионику, системы миссии и программное обеспечение планирования миссии, учебные программы пилотов и техников, возможности моделирования радиоэлектронной борьбы и малозаметные технологии.

Northrop Grumman решает самые сложные проблемы в космосе, аэронавтике, обороне и киберпространстве, чтобы удовлетворить постоянно меняющиеся потребности заказчиков по всему миру. 90 000 сотрудников компании ежедневно определяют возможности использования науки, технологий и техники для создания и предоставления передовых систем, продуктов и услуг.
 
Реклама
1606900304410.png

1 декабря Kongsberg Defense & Aerospace (KDA) опубликовала сообщение для фондовой биржи о заключении второго (дополнительного) контракта с Японией на поставку крылатых ракет JSM (Joint Strike Missile) для истребителей F-35A. Его общая стоимость составила 74,5 млн. долл. При этом воспользовались положением о возможных опционах, включенным в первый контракт от 11 ноября 2019 года на поставку КР JSM стоимостью 49,5 млн. долл. Таким образом, общая стоимость заказа составила 124 млн. долларов. Ранее этой осенью в японских СМИ появилось несколько сообщений от осведомленных источников в министерстве обороны, что первые ракеты они планируют получить в апреле 2021 года.

JSM – единственная крылатая ракета, которую самолеты F-35A/C могут нести внутри отсека вооружения. При этом она выполнена с применением технологий малой заметности, а система наведения позволяет с высокой точностью поражать как морские, так и наземные цели на дальностях до 200 км по маловысотному профилю полета и до 550 км по комбинированному.

Командование ВВС планируют провести интеграцию JSM на своих F-35A в 2022-2024 годах, завершив ее в 2025-м с объявлением о достижении самолетами полной боеспособности FOC (Full Operative Capability).
 
Дорогое превосходство F-35: США рискуют остаться без боевой авиации
Из вошедших в Тор-10 американских истребителей половина не летает

К достаточно печальным выводам пришло американское издание «Military Watch», проанализировав недавно опубликованный правительственный отчёт о состоянии ВВС США. Из этого документа следует, что истребительная авиация вооруженных сил страны практически небоеспособна из-за износа или недостаточного техобслуживания. Истребитель пятого поколения F-35 Lightning II («Молния»), который позиционируется американцами как лучшая боевая машина в мире, довольно сложен в эксплуатации и требует тщательного и частого обслуживания, которое является не дешевым удовольствием.

В десятку американских истребителей попали и те, которые уже не только не выпускаются, но и не эксплуатируются, как, например, сверхзвуковой двухместный истребитель с изменяемой геометрией крыла F-14 Tomcat, который был официально выведен из состава ВС США в сентябре 2006 года (поступал на вооружение с 1974 года). Попал в Тор-10 и самолёт А-10 Thunderbolt («Удар молнии»), известный ещё как «Бородавочник», который является штурмовиком. Эта воздушная машина была разработана ещё в начале 1970-х годов, однако при наличии множества модификаций и в случае замены крыла срок службы А-10 может быть продлён до 2028 года.

В список действующих «старичков» попал и многоцелевой истребитель F-16 Fighting Falcon («Сражающийся сокол»), самый массовый американский истребитель, которых с 1976 года было выпущено более 4 500 единиц. F-16 экспортировался в 25 стран, в ВВС США «соколов» было поставлено 2231 машин, последние из которых поступили на вооружение в 2005 году. С тех пор этот истребитель производился до 2017 года только на экспорт.


Остаются на вооружении и истребители семейства F-15. В модификации F-15 Eagle («Орёл») C и D это истребитель завоевания господства в воздухе, а F-15 Strike Eagle («Ударный орёл») это истребитель-бомбардировщик. Эти предназначенные для завоевания господства в воздухе самолёты четвёртого поколения, начали поступать на вооружение с 1976 года. Как утверждают создатели и эксплуатанты, F-15 ни разу не был безвозвратно потерян в воздушных боях, сбив при этом около 100 самолётов и вертолётов противника. Предполагается, что в модернизированном виде «орлы» останутся на вооружении ВВС США до 2025 года.

Многоцелевой истребитель пятого поколения F-22 Raptor («Хищник») перестал производиться с 2011 года, всего было выпущено 187 серийных самолётов, из которых 18 потерпели крушения либо потеряны безвозвратно. С 2012 года на эксплуатацию F-22 были наложены существенные ограничения из-за сбоев бортовой системы генерации кислорода, которые так и не удалось устранить. Пилоты жаловались на удушье в кабине, в итоге «хищным птицам» запретили подниматься выше 6,7 тысяч километров и совершать дальние полёты. F-22 является к тому же самым дорогим истребителем в мире — его производство, с учётом НИОКР, составляло 379,5 миллионов долларов. В приличную сумму обходится и эксплуатация этого самолёта, поэтому летают они крайне мало.


В ближайшие 3−5 лет действующие американские истребители планируется выводить из эксплуатации. И хотя тот же F-16, а также штурмовик А-10 (самые массовые самолёты в ВВС США) по данным американского правительственного доклада хотя и находятся в «удовлетворительном состоянии», они будут уступать место истребителю пятого поколения F-35. Как отмечает издание «Military Watch», из-за этого боеготовность ВВС существенно снизится, в том числе из-за колоссальных средств на их обслуживание. Ну и на собственно само производства F-35А, где за одну единицу для ВВС США придётся выложить 83,4 миллиона долларов. F-35 В (с коротким взлётом и вертикальной посадкой) обходится 108,1 млн, а F-35С (палубный истребитель) в 93,3 млн.

Сами американцы свою «Молнию» стараются не критиковать, более того F-35 в Соединенных Штатах всячески расхваливают и позиционируют как основной боевой истребитель. F-35, в разных количествах, стоит также на вооружении ещё семи стран. Всего с начала производства (мелкосерийного) в 2006 году сошли с конвейера 585 единиц воздушных машин, которые помимо американской корпорации Lockheed Martin собираются на итальянском заводе FACO в Новаре. Издание National Interest назвало F-35 «самым передовым в мире многоцелевым истребителем, который при полной боевой нагрузке может превзойти самолёт любой другой страны мира».


Тем не менее, репутация этого американского истребителя все еще остается довольно сомнительной. Не лучшим образом повлияла на имидж самолета крушение F-35А 9 апреля 2019 года, когда истребитель ВВС Японии перестал выходить на связь и упал в океан. Ранее, в сентябре 2018 года, потерпел крушение F-35 В из состава 501-й учебной эскадрильи корпуса морской пехоты США в Южной Каролине. Пилот успел катапультироваться. Сопутствовала эксплуатации F-35 и череда аварий, в том числе с возгоранием двигателя. Неподтвержденным остался случай с поражением и повреждением F-35 ВВС Израиля в небе Сирии в конце 2017 года, который приписывают воздействию ракеты комплекса С-200 российского производства. Израильская сторона утверждает, что это было столкновение с птицей.

У F-35 уже при активной эксплуатации было выявлено 966 критических недостатков. 111 дефектов относятся к первой категории сложности (могут привести к гибели, тяжелой травме, профессиональным заболеваниям, а 855 — ко второй (неисправность отдельных элементов конструкции и бортовых систем). При этом чиновники Пентагона исправляли отчетность, занижая количество недостатков первой и второй категории нисколько не заботясь об улучшении окончательного инженерного проектирования.

Одним из критических недостатков F-35 является, например, и неисправность аварийной системы. При катапультировании пилота комплекс радиолокационного опознания не отправляет автоматический сигнал на радар наземного контроля и диспетчеры не получают информацию о происшествии. Еще один серьезный дефект обнаружился в системе управления вооружением — пилоты не могут подтвердить координаты наземной цели, что уменьшает эффективность и точность бомбометания. Эксперты полагают, что каждый отдельно взятый недостаток не препятствует эксплуатации самолета, однако в совокупности дефекты могут повлиять на безопасность полетов и «значительно увеличивают вероятность того, что воздушное судно не сможет выполнить требуемую миссию».


Не высказывают особых восторгов по навязываемой им военно-воздушной технике производства США и в ряде стран НАТО. Как, например, Германия, которая отказалась от закупок F-35 и вызвала этим на себя поток резкой критики как со стороны Пентагона, так и производителей, компании Lockheed Martin. Ее вице-президент Джонатан Хойл высказался в том духе, что Берлин сделает «шаг назад», который помешает ей быть на одном уровне с ее партнерами по НАТО. При этом признал, что у Германии самый большой оборонный бюджет в альянсе, но отказавшись от истребителей пятого поколения, она уже не будет соответствовать другим странам, работающим с этими самолетами. Откреститься от американского истребителя F-35 пытаются также Великобритания и Италия, не смотря на то, что у этих стран есть уже некоторое количество подобных самолетов (15 и 10 соответственно), а в планах закупок Лондона значилось приобретение 138 таких воздушных машин, а Рим был готов закупить 120 F-35 разных модификаций. Вероятно, что их программы перевооружений будут свернуты.

Сами же США сейчас просто вынуждены вкладываться в производство F-35, так другие авиационные проекты были заморожены именно в угоду «Молнии». И чем заменить доживающие свой век истребители F-15 и F-16, штурмовик А-10 и другие воздушные машины, в Пентагоне не знают. Даже если поверить американцам на слово и признать F-35 «самым передовым в мире многоцелевым истребителем», он не настолько универсален, чтобы в одном виде заменить и истребители завоевания воздушного пространства (он уступает в манёвренности российскому Су-57), и истребители-бомбардировщики, и штурмовики. Плюс, как отмечают в самих США, это крайне дорогой в обслуживании самолёт, который разорит бюджет Пентагона.

 
Наш внутренний рынок самолётов вовсе не столь велик как рынок авто, а производство "еропланов" куда сложнее.
Авиаторщина
Главное из 20-летнего прогноза поставок самолетов от Cirium:
• Миру потребуются 43 315 новых самолетов на сумму $2,8 трлн в течение следующих 20 лет, а России - более 1,7 тыс самолетов (4% всех поставок).
Достаточно велик. Есть за что побороться.
На выпуск 10-20 бортов в год выйти не проблема, даже без доп. подготовки. А больших потребностей в данном классе пока не просматривается.
Про SSJ тоже самое говорили. А потом пришел "Азимут". Страна большая, маршрутов можно раскатать море. А здесь новый, экономический, скорее всего недорогой в эксплуатации и (!) гарантированно с гос. поддержкой, самолет. Наверняка, найдутся те, кто сумеет выстроить бизнес-процессы, основанные на эксплуатации Ил-114.
 
Про SSJ тоже самое говорили. А потом пришел "Азимут". Страна большая, маршрутов можно раскатать море. А здесь новый, экономический, скорее всего недорогой в эксплуатации и (!) гарантированно с гос. поддержкой, самолет. Наверняка, найдутся те, кто сумеет выстроить бизнес-процессы, основанные на эксплуатации Ил-114.
Таликов говорил о потребности в 300+ бортов. Я конечно не знаю, из чего эти цифры вытекают...
 
Как я понимаю. Попытка на пальцах понять во что Ил выйдет пассажирам? Примеры - Ан148 не региональный но обошелся в 1, 0 - 1,2 млрд руб. В процессе освоения работал в лучшем случае в 0. Хотя летал интенсивно. Регионал так не может. Регионалов много не понадобится. Сейчас Ан у забора не вернув всех денег
1. Эксплуатация была бы прибыльной если бы авиакомпания получила не 6, а 15 самолетов, как она и планировала это, 6 + 9 опцион. Кроме этого, содержать участок трудоемких регламентов с оборудованием для обслуживания и надстройку руководства ради шести самолетов , достаточно расточительно. А вот размазать все это на 15 самолетов это уже совсем другое дело. Но Аэрофлот взял в дочки и заблокировал опцион. Так же не забываем что этот тип ставили на раскатывание новых ,пока еще не популярных направлений, Минск, Ереван и т.д. , что естественно сказывалось на его загрузке особенно в зимний период. Но убыток на нем был меньше, чем если бы на эту линию с её пассажиропотоком ,встал бы А319.
2. А у забора Ан, чисто по политическим причинам, самолет тут абсолютно не при чем, поэтому об этом и упоминать не стоит.
 
Последнее редактирование:
Про SSJ тоже самое говорили. А потом пришел "Азимут". Страна большая, маршрутов можно раскатать море. А здесь новый, экономический, скорее всего недорогой в эксплуатации и (!) гарантированно с гос. поддержкой, самолет. Наверняка, найдутся те, кто сумеет выстроить бизнес-процессы, основанные на эксплуатации Ил-114.
ССЖ производится со средним темпом 20 шт/год.
С Ил-114 выйти на эти объёмы не проблема, даже на существующих производственных мощностях - был бы спрос.
А за 10 лет, при наличии спроса, предприятие можно развить до любых размеров.
 
224 погибших, 186 военных самолетов потеряно. Пилоты беспокоятся о том, что будут «следующей аварией»

Военные авиационные происшествия унесли жизни 224 пилотов или членов экипажа, уничтожили 186 самолетов и обошлись более чем в $11,6 млрд с 2013 года — и многие авиаторы считают, что эти цифры будут продолжать расти, обнаружила комиссия Конгресса, созданная для расследования этих аварий.

Двухпартийная Национальная комиссия по безопасности военной авиации была создана Конгрессом "для оценки причин, способствующих неудачам военной авиации" после серии смертельных военных катастроф в 2018 году.

Комиссия провела конфиденциальные интервью с тысячами военных пилотов, сопровождающих, членов летного и наземного экипажей и изучила данные об авариях за пять лет с 2013 по 2018 год, чтобы лучше понять, почему происходили небоевые аварии.

Макклатчи получил копию доклада комиссии, который был обнародован позже в четверг.

"Вы хотели бы думать, что через 18 месяцев мы пришли с некоторыми рекомендациями серебряной пули", - сказал генерал армии Ричард Коди, председатель комиссии, в интервью McClatchy. "Но это целая куча вещей, которые выходят из равновесия."

Что они неоднократно слышали от пилотов и сопровождающих, так это то, что ситуация не улучшилась.

"Мы побывали в 80 разных местах, в 200 разных подразделениях",- сказал Коди, который за свою 36-летнюю военную карьеру налетал более 5000 часов на армейских вертолетах.

“Они все беспокоились о том, что будут подразделением, с которым произойдет следующая авария. Почти каждое интервью.”

На закрытых, откровенных встречах члены комиссии спрашивали членов службы: как вы думаете, что станет причиной следующей неудачи? Ответы, которые они получили, встревожили их.

"На вопрос о следующей неудаче было нетрудно ответить на одной морской базе, где младший морской пехотинец рассказал комиссии, что его подразделение повторно использует расходные фильтры стоимостью $5 на самолетах. У подразделения, пояснил он, все еще есть задачи, даже если нет денег на покупку новых фильтров", - сообщили в комиссии.

Сокращение обучения также повлекло за собой потери и может нанести ущерб авиационной безопасности в будущем, сообщили пилоты комиссарам.

"Это кажется необратимым", - сказал командир эскадрильи флота комиссарам. "У меня все больше неквалифицированных людей для обучения нового поколения, которые затем будут менее квалифицированными для обучения следующего поколения."

Кумулятивным эффектом стала деморализованная военная авиация, заявил в беседе с журналистами заместитель председателя комиссии Ричард Хилинг.

"Пилоты были деморализованы тем, что не могли достаточно летать, сопровождающие были деморализованы тем, что у них не было запчастей", - сказал Хилинг, бывший член правления Национального совета по безопасности на транспорте.

МОИ ДЕТИ НЕ ЗНАЮТ, КТО Я ТАКОЙ.

Непредсказуемое финансирование вкупе с взаимными требованиями к военной авиации в ответ на вторжение "Исламского государства" в Ирак и Сирию, российская агрессия в Европе и призывы увеличить присутствие в Азиатско-Тихоокеанском регионе для противодействия Китаю нанесли ущерб, говорится в докладе.

Сокращение бюджета на 2013 год, известное как секвестр, сократило персонал, летные часы и техническое обслуживание депо и потребовало от авиационного сообщества делать больше с меньшими затратами. В последующие годы тысячи опытных авиаторов и ремонтников ушли с военной службы в коммерческую авиацию, несмотря на то, что им были предложены значительные бонусы за удержание.

Их отъезд еще больше увеличил нагрузку на тех, кто остался.

"Мы видим человеческий фактор и увеличение числа несчастных случаев", - сказал другой старший сопровождающий ВВС. "У них нет опыта, и они устали. Они устали и взывают о помощи. Ответ — Заткнись и крась."

“Мои дети не знают, кто я такой”, - сказал один летчик морской пехоты. “Они не знают, когда я вернусь домой. Это приводит к выгоранию и отвлечению внимания во время полета.”

Новые пилоты, набранные для пополнения авиационных рядов, тоже платят эту цену, потому что они получают меньше учебных летных часов и имеют меньше опытных пилотов-инструкторов, доступных для обучения, говорится в докладе.

Несмотря на увеличение финансирования за последние несколько лет, немногие пилоты получают летные часы, необходимые для того, чтобы оставаться опытными, сказали они комиссарам. Вместо этого военные службы в значительной степени полагаются на отказ от этих требований.

“За исключением инструкторов и оценщиков, все в моей летной компании отказались от минимумов”, - сказал один армейский пилот комиссарам.

Пилоты не получают достаточного количества летных часов отчасти потому, что сокращение рабочей силы вынудило их взять на себя административные задачи, а отчасти потому, что увеличение финансирования не сразу приводит к увеличению количества доступных истребителей из-за времени, необходимого для строительства и ремонта самолетов.

В интервью журналистам в 2018 году во время череды аварий бывший министр обороны Джеймс Мэттис предупредил, что потребуются годы, чтобы увидеть улучшения.

“Когда вы говорите: "Я хочу F-18 Super Hornet", они начинают его строить. Он придет к нам только через много-много месяцев. Но это реальность, когда вы начинаете гнуть металл и делать больше, чем щелчок мышью”, - сказал Мэттис в то время.

ОТСУТСТВИЕ БАЗОВЫХ НАВЫКОВ


Ремонтники, которые ремонтируют и поддерживают самолет в боевой готовности, сообщили комиссии о возросшей зависимости от тренажеров, чтобы восполнить недостаток практических занятий или тренеров.

Некоторые новые сопровождающие не смогли даже определить основные инструменты для открытия самолетов, потому что компьютерная учебная программа, используемая для их выпуска, “удалила панель одним щелчком мыши”, сообщили комиссары.

“Выходя из школы, большинство [новых сопровождающих] не знают разницы между крестообразной головкой и стандартной отверткой”, - сказал комиссии старший сопровождающий Корпуса морской пехоты.

"Сейчас мы обучаем основным инструментам",- сказал комиссарам другой офицер ВВС. "Многие не знают, что такое трещотка. Если вы попросите набор храповиков, они принесут розетку."

Министерство обороны получает самую большую долю дискреционного бюджета США. В 2020 финансовом году Пентагон получил более $ 718 млрд, увеличившись с $686 млрд в оборонном бюджете на 2019 год.

Однако в течение 13 из последних 18 лет Конгресс не смог принять бюджет к началу нового финансового года, вместо этого приняв постоянные резолюции, которые сохраняют финансирование на уровне предыдущих лет, пока они работают над окончательным законодательством, сказали комиссары.

Но продолжающиеся резолюции не покрывают ежегодный рост расходов, таких как заработная плата и медицинское обслуживание военнослужащих. Чтобы покрыть разницу, Пентагон часто тянет от военной авиации, а это означает, что программы подготовки пилотов и технического обслуживания должны затягиваться до тех пор, пока полный бюджет не поступит месяцами позже, заявили комиссары.

"Несвоевременное финансирование, независимо от суммы, не может обратить вспять последствия месяцев недостаточного количества летных часов, недостающих деталей и отложенного технического обслуживания. Время — это все", - сказали они.
...==>

Ссылка:
https://www.mcclatchydc.com/news/nation-world/nationa..
доклад Military Aviation Safety https://www.militaryaviationsafety.gov/newsroom/NCMAS..
 
224 погибших, 186 военных самолетов потеряно. Пилоты беспокоятся о том, что будут «следующей аварией»
Военные хотят больше денег.

Хотя заявления по поводу "крестовой отвёртки" великолепны. Вряд ли это связано с финансированием - скорее "применение прогрессивных методик обучения"
 
Реклама
В России турбовинтовой самолёт с МВМ 23 т вполне сможет стоить столько же, сколько турбореактивный с массой под сто тонн.
Вы перепутали - это в США убогий Ф-15 вдруг оказывается дороже Ф-22.
А в РФ таких примеров не просматривается
 
Активное серийное производство продукта вроде как снижает его стоимость.
Да. А вот когда на мизерную серию пытаются навесить все издержки, начинаются чудеса ценообразования.
Вы перепутали - это в США убогий Ф-15 вдруг оказывается дороже Ф-22.
Это вы перепутали, вероятно, с F-35.
F-22 стоит дороже любой модификации F-15. Однодвигательный F-35A - да, дешевле двухдвигательного F-15EX. Как раз благодаря большой серии, о чём справедливо писал 61701
 
Интересно бы было посмотреть аналогичную статистику по РФ.
 
Интересно бы было посмотреть аналогичную статистику по РФ.
за прошлый год ЕМНИС потеряно 3 самолёта
"тушка" при посадке
Су-57 до передачи с завода
третий не помню

Но ведь вы сразу заговорите про интенсивность полётов и все разговоры о "сравнении" уйдут в переливание вакуума...
 
Sergey-nn, разумеется объективное сравнение - на количество лётных часов. И я не уверен насчёт трёх.
 
Это вы перепутали, вероятно, с F-35.
F-22 стоит дороже любой модификации F-15. Однодвигательный F-35A - да, дешевле двухдвигательного F-15EX. Как раз благодаря большой серии, о чём справедливо писал @61701
Так это пока только договор заключают. К моменту поставки цена явно вырастет ;)
Однако и это НЕ важно : "стелс" заявляемый как самый крутой и самый дорогой истребитель мира вдруг оказался "ноздря в ноздрю" с доисторическим F-15. А наезды по ценам ..... правильно - на Россию :wall:
 
F-35 никто как самый дорогой истребитель не позиционирует.
Договор на F-15EX уже заключили.
F-15EX - не доисторический самолёт. Если так оценивать - то Су-35 тоже доисторический. Отличий у F-15EX от F-15A куда больше, чем у Су-35 от Су-27 (например, система управления).
А F-22 - намного дороже.
 
Sergey-nn, разумеется объективное сравнение - на количество лётных часов. И я не уверен насчёт трёх.
Для этого данных катастрофически недостаточно что по "нам" что по "ним".
Если катастрофы посчитать еще ожно, то налёт - увы
Однако не думаю что цифры будут отличаться принципиально.
 
Хотелось бы фактов, а не додумок. Но это просто пожелание: вдруг кто-то этим увлекается и может сообщить что-то конкретное?
 
Реклама
F-15EX - не доисторический самолёт. Если так оценивать - то Су-35 тоже доисторический. Отличий у F-15EX от F-15A куда больше, чем у Су-35 от Су-27 (например, система управления).
А F-22 - намного дороже.
это уже обсуждалось в "конкурентах ПАК-ФА"
"рамочный" контракт предусматривает 22,9 млрд баксов на 144 самолёта. Из этого цена машины около 150 млн.
по другим источникам самолётик будет стоить около 130 млн.
Цена Ф-22 144 млн баксов
И да, Ф-15ЕХ это серьёзно модифицированная машина, но и цена получилась.... весёлая
 
Назад