«Молния» идёт в отказ: почему российские С-400 смертельно опасны для F-35
Способность С-400 обнаруживать и сбивать американские истребители F-22 и F-35 давно обросла легендами. Пока одни страны получают угрозы из-за приобретения российских систем ПВО, другие пытаются разобраться, почему С-400 опасны для американских машин, в малозаметность которых вложены миллиарды долларов.
Цифровой портрет
Ракеты — это последний аргумент, который расчет С-400 применяет в споре с залетевшим в запретную зону объектом. Мало кто знает, но базовая версия С-400 по умолчанию настроена на работу с малозаметными целями. Главный секрет комплекса, который пытаются раскрыть уже много лет, скрыт внутри всевысотного обнаружителя 96Л6Е.
РЛС 96Л6Е в развернутом положении. Фото: lemz.ru
Если малозаметных целей много, и нужно определять их с точностью до метра, в дело включается РЛС 59Н6. Оба радиолокатора работают в режиме «ускоренной обработки» цели. Еще до того момента, как из пускового контейнера с грохотом вылетит зенитная ракета, все параметры цели будут обработаны и сохранены.
Радиолокационная станция 59Н6. Фото: Рособоронэкспо
Особенность бортовых компьютеров С-400 состоит в том, что прямо внутри комплекса находятся жёсткие диски, на которые сохраняется цифровая копия с «портретом» каждого объекта. Если цель для комплекса новая, то её скорость, курс и особенности полёта вроде уровня отражения сохраняются и используются операторами, если комплекс «встречает» такую же цель ещё раз.
Зенитная ракетная система С-400. Фото: Wikimedia / Aleksey Toritsyn / CC BY-SA 3.0
Американцы считали, что F-117 невозможно обнаружить. Пока не встретили С-125
Первые американские «стелсы» — бомбардировщики F-117, долгое время позиционировались американской пропагандой как абсолютно невидимые самолеты. Проблема состояла в том, что стелс-технологии эффективны лишь в ограниченном «коридоре» возможностей. Если вся система ПВО противника работает в Х-диапазоне (8−12 ГГц), то нет никаких проблем — летай себе и применяй ракеты. Но если РЛС врага работает на ультракоротких волнах (30 МГц — 3 ГГц), которые как раз используются и в С-400, и в других российских системах ПВО, то ни о какой малозаметности нельзя говорить в принципе. Суть работы российских локаторов, если не вдаваться в детали, такова: несколько РЛС с разных направлений «обстреливают» воздушное пространство тысячами небольших импульсов, из-за чего движение цели можно наблюдать в реальном времени в виде яркой точки на обзорном экране.
В дивизионе С-400 может работать по несколько таких радаров. Они обмениваются данными друг с другом, поэтому все параметры цели отслеживаются даже теми расчетами, которые изначально даже не знали о прибытии цели в зону поражения.
Если проводить параллели со слоганом из старой рекламы, то С-400 это идеальное средство от очень быстрых и назойливых самолетов. Способность российского комплекса определять даже самые маленькие цели, например, беспилотники или крылатые ракеты у поверхности земли, уже стала камнем преткновения в НАТО — США отказали Турции в покупке истребителей F-35. Официально причиной отказа стала «несовместимость комплексов ПВО и истребителей пятого поколения», но на деле все обстоит несколько иначе.
Главный страх американских военных — это «утечка» параметров истребителя в Россию. При этом нужно понимать, что турецкие комплексы С-400, которые были куплены официально по оборонному контракту, данные никому и никуда не передают. У российских военных даже нет доступа к турецким (и любым другим) комплексам ПВО за рубежом.
Помимо продажи самого оружия, все офицеры со стороны покупателя проходят серьезное обучение. А навыки, которые они приобретают в России, в дальнейшем позволяют работать с С-400 без помощи извне.
Впрочем, американские военные это знают, а их беспокойство связано не столько с боевыми возможностями С-400, сколько с информацией, которую эти системы могут добыть для турецкой стороны. Как раз на этом моменте самое время вспомнить, что С-400 тщательно фиксирует все параметры целей и сохраняет их для дальнейшего анализа военными специалистами.
А теперь открываем любой авиационный справочник и видим, что Турция долго, дорого и не вполне успешно пытается создать собственный истребитель пятого поколения. Частично технологии для его создания были добыты во время подготовки производства F-35 (части шасси и гидравлических систем собирали в Турции, но затем производство было закрыто из-за санкций). Другую часть технологий турецким военным пришлось додумывать самостоятельно.
С-400 и учения с применением F-35 (и авиации НАТО вообще) дали туркам бесценный опыт: «снятые» с истребителей пятого поколения параметры помогли ведущим аэрокосмическим компаниям страны понять, как надо и как не надо делать современные боевые машины для войны в воздухе.
Россия не знает всех секретов американских самолетов. Но это пока
К сожалению для российских военных, собранные турецкими С-400 данные об американских самолетах отечественным войскам ПВО ничем не помогут. Данные с экспортных комплексов не передаются и не могут передаваться. По этому поводу американским военным переживать не стоит.
Зато по другим поводам переживать нужно совершенно точно. Например, полеты американских истребителей недалеко от Камчатки всякий раз отслеживаются российскими комплексами ПВО. 477 боевая группа ВВС США, размещенная на Аляске, известна российским «зенитчикам» чуть ли не поимённо.
Кроме истребителей F-35, которые время от времени появляются в районе тихоокеанского побережья России, операторы С-400 активно изучили особенности истребителей F-22, конструкция которых до сих пор охраняется американским правительством так же, как и коды для ядерного оружия.
С учётом того, что дальность обнаружения целей у комплекса ПВО следующего поколения С-500 увеличится примерно на 250 километров, а максимальная высота обнаружения цели составит около 180 километров, гриф top secret на чертежах с американскими F-22/F-35 превратится в секрет Полишинеля и будет доступен каждому, а информацию о появлении американских истребителей расчеты С-500 будут получать уже в тот момент, когда машина будет отрываться от взлетно-посадочной полосы.
Как из этой ситуации будут выходить американские военные, пока непонятно — заменить F-22 и F-35 попросту нечем, а заказы на эти машины не позволят отказаться от производства машин в следующие несколько лет. Боязнь российских С-400 и С-500 похожа на действие противоядия или вакцины — там, где появляются российские ракеты, практически сразу исчезают американские истребители.
Способность С-400 обнаруживать и сбивать американские истребители F-22 и F-35 давно обросла легендами. Пока одни страны получают угрозы из-за приобретения российских систем ПВО, другие пытаются разобраться, почему С-400 опасны для американских машин, в малозаметность которых вложены миллиарды...