От завиральных сказок доморощенных американофилов к суровой правде
ПЕНТАГОН ОТДАЕТ ПРИОРИТЕТ БЫСТРОМУ ВОЗВРАЩЕНИЮ F-22 К РАБОТЕ, А НЕ ЕГО НАДЕЖНОСТИ, КАК ПОКАЗЫВАЕТ ОТЧЕТ
ВАШИНГТОН – За три дня до того, как у F-22 возникли проблемы с шасси и он разбился во время тренировки, в докладе Правительственного Управления подотчетности говорилось, что Министерство обороны должно уделять приоритетное внимание обеспечению надежности и безопасности полетов этого реактивного самолета.
F-22 Raptor был одной из семи программ приобретения, включая F-35 Lightning II и Объединенную легкую тактическую машину, в которой приоритет отдавался графику и стоимости, а не включению критических методов надежности, что привело к тому, что системы оказались не такими надежными, как обещалось, говорится в отчете.
Программа F-22, важнейший компонент миссии Глобального ударного командования ВВС по проведению операций ядерного сдерживания и глобального удара, не имела руководителя программы, ответственного за надежность и ремонтопригодность, “потому что она не была приоритетной областью”; преследовала нереалистичные требования к надежности, поскольку она плохо адаптировалась к новым технологиям, таким как стелс и интегрированная авионика; и скрыла сотни известных проблем надежности, выявленных в ходе проектирования и разработки, до тех пор, пока не начались проблемы надежности.
“Без сосредоточения высшего руководства на более широком спектре ключевых методов обеспечения надежности Минобороны рискует поставить менее надежные системы, чем обещано боевому истребителю, и потратить больше, чем ожидалось, на переработку и техническое обслуживание основных систем вооружения”, - говорится в докладе.
Одной из самых больших проблем для F-22 является его ремонт, чтобы он оставался невидимым для радаров, так как незначительный износ сделает самолет видимым для вражеских радаров, что приведет к поражению основной цели самолета, сказал Лорен Томпсон, военный аналитик из Лексингтонского института.
“Если есть две части планера, которые не подходят друг к другу идеально, шов может отразить энергию радара и выявить его местоположение”, - сказал Томпсон.
Небольшой парк F-22 – около 180 – затрудняет обслуживание самолетов, сказал Томпсон, потому что детали для починки истребителя труднее найти.
В 2019 году Lockheed Martin получила пятилетний контракт на $7 млрд (520 млрд. рублей, примерно по 3 млрд. рублей на 1 Ф-22 ) на ремонтные работы F-22, которые в основном сосредоточены на ремонте поврежденных стелс-покрытий.
"Локхид Мартин" не ответила на просьбу прокомментировать работу агентства по техническому обслуживанию F-22.
С 2010 года эксплуатационные проблемы в F-22 выросли, что привело к несчастным случаям во время учебных операций, говорится в отчете Исследовательской службы Конгресса. С тех пор ВВС зафиксировали по меньшей мере 25 “физиологических инцидентов”, когда пилоты F-22 сообщали о нехватке кислорода во время полета.
16 января во время плановых тренировок на Объединенной базе Лэнгли-Юстис самолет F-22 Raptor потерпел аварию при посадке, вызванную неустановленной неисправностью шасси. Пилоту не пришлось катапультироваться, он был доставлен в госпиталь базы в рамках стандартной процедуры. Расследование продолжается.
В 2018 году F-22 совершил аварийную посадку на совместной базе Элмендорф-Ричардсон на Аляске после того, как пилот, не получивший серьезных травм, понял, что произошла неисправность шасси.
В 2012 году F-22 разбился в четверти мили к востоку от взлетно-посадочной полосы авиабазы Тиндалл после того, как натертый электрический провод привел к внутреннему пожару и заставил пилота катапультироваться незадолго до падения самолета. F-22 был вторым в своем роде в том же году, который потерпел крушение на базе.
Возобновление производства F-22 облегчило бы обслуживание флота, сказал Тони Левинсон, специалист по аварийному восстановлению F-22 и F-35 уже более 10 лет.
- Самолеты все время ломаются, даже гражданские, - сказал Левинсон. “F-22 похож на летающий ноутбук, поэтому он будет чувствителен ко всему: к вашей окружающей среде и тому подобному”.
Левинсон сказал, что самым большим ограничением при обслуживании F-22 была работа со вспомогательной силовой установкой, которая обеспечивает энергию для запуска реактивного самолета. Наиболее распространенными проблемами, которые он помнит, были перегрев и выключение устройства.
Three days before an F-22 suffered landing gear problems and crashed during training, a Government Accountability Office’s report found the Department of Defense should prioritize making the jet reliable and safe to fly.
dc.medill.northwestern.edu