Ну вот, искал-искал про страхи пассажиров и нашёл где поделиться. Раньше была вроде ветка про страхи пассажиров. Ну вот и я решил поделиться. 1975 год. Рейс 983 Внуково-Сухуми. Летит Ту-154 простой, это мой второй полет на Ту-154, первый был в 1973 году. Примерно середина августа, думаю 16-17 число. Борт СССР-85028, мой любимый, потом мыл его на практике, учась в МИИГА. Снижаемся в Сухуми. Кто там ещё помнит, заход в Сухуми ещё намного круче чем в Сочи. Левый крен чуть ли не 45 градусов. Я сижу на месте 24А между крылом и двигателями. Неотрывно гляжу в окошко. Смотрю на неподвижные, как кажется с высоты, волны Черного моря белыми бурунами накатывающиеся на берег. И вдруг мне кажется, что в этом сумасшедшем крене самолёт потерял скорость. Душа ушла в пятки, будто мы в самом деле остановились. Матушка на соседнем кресле не поняла наверное что происходит. А я понял, может и ошибся конечно, что вот-вот упадём в море. Но пилоты молодцы. Турбины взревели чуть не до взлётного, НК-8-2 не подвели. Машина начала набирать скорость, вдавило в кресло, и почему-то ярко запомнилось, что сразу вывалились шасси, хотя крен ещё не убрали. Потом механизация. Ну а приземление в Сухуми на Ту-154 запомнилось на всю жизнь. Самолёт реально "летучий". Колёса зависли наверное в 20-30 см от бетона, и никак не "хотели" к нему прижаться. Наверное полполосы прошли, пока наконец прижались. Потом грохот реверса, резкое торможение, мелькающий пейзаж за иллюминатором наконец остановился. СССР-85028 ещё был в старой первой окраске, красная линия под иллюминаторами. А навстречу нам вырулил суперсовременный Ту-154А с тёмно-синей полосой по окнам. Номер не запомнил конечно.
Ну и второй страх. На третьем курсе МИИГА была технологическая практика. В 1979 году ездили в Саратов на Саратовский авиационный завод. Там тогда только осваивали производство Як-42, и завершали производство Як-40, шли какие-то машины по спецзаказу с диванами, видимо для высших должностных лиц. А меня определили в цех 20, где собираль отсек Ф1 (носовая часть с кабиной пилотов) и киль Як-42. Собирали тогда киль 05.03 и в стапеле 06.03 (6-я машина третьей серии). И вот, когда в конце 1980-го года Як-42 начал летать из Быково в Краснодар (кажется единственный рейс 1035, если не путаю), естественно возникло желание полететь на новом самолёте. В начале января 1981 года взял билет. Подхожу к самолёту и вижу заводской номер: 11030603 (надеюсь что не перепутал), та самая машина СССР-42524, киль которой мы собирали в Саратове. Вот ведь как удивительно, Господь дал полететь на самолёте который сам же и собирал! Но Як-42 честно мне не понравился. Для размещения контейнеров пол пассажирского салона поднят высоко по сравнению с Ту-154, иллюминаторы смотрят соответственно вверх, из них плохой обзор. Кресла единые на трёх пассажиров, типа диван. Стали взлетать, а я сидел у окошка. Смотрю - левый элерон задран вверх, что себе думаю, пилоты с тормозов не сняли? Конечно душа в пятки ушла, начали разбег, а элерон вверх торчит. Ну, думаю, сейчас оторвемся и на бок завалимся, уже помирать готовился. Но, слава Богу, в конце разбега элерон в горизонт встал и мы благополучно взлетели. А вот в Краснодаре нас почему-то мурыжили долго, посадку не давали. Несколько раз пролетали над Краснодарским морем, баржи там стояли. И болтаночка была приличная, хотя небо ясное. Потрясло тогда наш борт знатно. Не знал я тогда, да и не мог знать, что скоро Як-42 снимут с эксплуатации на пару лет после катастрофы. Как оказалось, механизм привода стабилизатора был неверно рассчитан, и в одном из полётов стабилизатор просто оторвало. Но мой родной СССР-42524 жив, кажется стоит где-то в Жуковском, хотя и не летает уже. Вот такие две истории.