Космос - история и личности

На авито предлагают купить 17Д11 — орбитальный маневровый двигатель «Бурана 1.02».
По крайней мере, так написано в объявлении. ₽ 3 млн.
 
Чудеса советского космического стимпанка:

Этот вращающийся глобус был установлен на первых «Союзах» и показывал советским космонавтам их местонахождение на орбите. Являясь электромеханическим компьютером, этот прибор использовал крошечные шестеренки для всех своих расчетов, хотя у него есть электронная плата с реле для управления.






По щелчку переключателя в положение МП, глобус начинает быстро вращаться, показывая текущее место посадки. Это вращение контролируется поворотным рычагом, который перемещается между двумя концевыми выключателями (limit switches на фото). При этом один концевой выключатель может перемещается с помощью ручки при изменении угла к месту посадки.





Чтобы вернуться к отображению положения на орбите, используется крохотный двигатель на постоянном токе (которому необходимо инвертировать напряжение). Это достигается с помощью переключателя, подключенного по схеме Н-моста. Концевые выключатели останавливают двигатель в соответствующем месте. Силовой транзистор управляет током двигателя.




 
Еще два реле управляют подсветкой табло «место посадки», сообщая космонавтам, что земной шар больше не отображает орбитальное положение. Свет электролюминесцентный, питание ~100 вольт переменного тока. Такая подсветка более надежна и экономична, чем лампы накаливания.





Плата электроники не является печатной платой, а построена с двухточечным соединением. Для него используются тонкие белые провода, плотно связанные вместе и прошнурованные.



Когда глобус вращается, потенциометр сообщает положение на внешнюю схему.



Более подробный разбор устройства можно найти в блоге Кена:
или в переводе на русский:
 
а как этот глобус узнает, где сейчас находится аппарат над поанетой?
 
Прибор - мама, не горюй. Если какие-то изменения вносить, надо весь переделывать. Не то что сейчас - Глонасс, компьютер, дисплей, программы.
 
а как этот глобус узнает, где сейчас находится аппарат над поанетой?
Процитирую материал, ссылку на который я кидал выше:
 
элементная база: П217 - ОС - отобранный специально, Д237А - для особо надежной аппаратуры, зеленые резисторы (не нравились они мне))) - ОСМТ - специально отобранные по температуре, каплевидные диоды (что-то, типа КД209) - я думал, что они появились в 80-е годы, энкодер интересный.
 
Ходит история, что надпись СССР на шлеме Гагарину нарисовали прямо в автобусе, пока на старт везли, когда кому-то вдруг пришла в голову мысль, а вдруг Гагарин сядет где попало, и его там за шпиёна или инопланетянина примут.
 
RomanS, это было ещё при запуске первого "Ивана Ивановича" - СССР на шлеме и табличку "макет" в шлеме поверх морды лица.
 
Реакции: SDA
Табличку "макет" на лицо положили, чтобы приехавшие на вызов врачи Скорой помощи случайно не оживили "Иван Ивановича"
#автоудаление
 
Последнее редактирование:
У Ивана Ивановича надписи на шлеме, вроде бы, как раз не было.

 
Решил написать про Дженни Мэй Ховард.
В "Mission Operations Directorate" она работала специалистом по управлению двигательных установок "Booster Systems Flight Controller".


После старта миссии STS-51-F (29 июля 1985 года),через 3 минуты 31 секунды отказал (тогда об этом не знали ) один из двух датчиков температуры ТНА центрального двигателя ,через 2 минуты и 12 секунд отказ дублирующего датчика.После этого (на T + 343s)последовало автоматическое отключение RS-25 и руководитель полета Брайан Перри дает команду на борт Шаттла к переходу в режим ATO (Abort to Orbit).За всю историю полетов Шаттла это был единственный случай перехода в этот режим,который позволяет безопасно выйти (хоть и на более низкую) орбиту .



Два оставшихся двигателя начинают работать на 104% мощности.
На восьмой минуте полета происходит отказ (тогда об этом не знали) датчика температуры ТНА на правом двигателе,а дублирующий датчик стал показывать параметры температуры близкие к предельным.Отключение второго двигателя,на этом участке выведения,приводит к переходу в режим LOCV (Loss Of Crew and Vehicle) т.е потери экипажа и корабля.
В этой критической ситуации Дженни дает рекомендацию экипажу на немедленный перевод двигателя в "limits to inhibit",т.е блокировку автоматического выключения второго двигателя.Получается что она взяла на себя полную ответственность за возможный взрыв корабля и гибель людей.
После этого корабль успешно выходит на орбиту,правда на более низкую высоту (вместо 385 км,на 265 км).Затем,используя OMS (Orbital Maneuvering System) орбиту подняли до 321 на 312 км.

Кстати затем Дженни Мэй Ховард попыталась войти в отряд астронавтов (отбор проходил 29 марта 1987 года).В четвертой группе претендентов (из 117 человек) смогла выйти в финалисты 12 набора (на позицию специалиста полета).Недельное медицинское обследование не смогла пройти(кстати меня всегда удивляло,почему не провести это обследование ДО отбора в отряд).

 
Почему на одном двигателе всегда наступает кирдык?
На 300+ секундах полёта высота очень большая. Даже с аэродинамическим качеством утюга Шаттла есть время сбросить бак, поманеврировать, погасить скорость и притереться куда-нибудь.
Или совсем совсем нельзя?
 
Последнее редактирование: