На прошедшей авиационной выставке HeliRussia-2025 в Москве
показали легкий пятиместный вертолет АП-55, разработанный компанией «Авиа-Проект». Его собирают на Кизлярском электромеханическом заводе (КЭМЗ). Машина привлекает внимание современным дизайном и соосной схемой несущих винтов, характерной для вертолетов КБ Камова. Однако ключевой вопрос остаётся открытым — в вертолёте используется иностранный двигатель Rolls-Royce Model 250, что в текущих условиях ставит под сомнение перспективы проекта на серийное производство.
Разработка АП-55 началась еще в конце 2000-х годов под руководством Бориса Губарева, известного конструктора, участвовавшего в создании вертолетов Ка-50 и Ка-226. Первый макет был представлен в 2009 году, а к 2012-му подготовили рабочую конструкторскую документацию. Однако затем проект замер на несколько лет, пока в 2020 году КЭМЗ не объявил о начале сборки прототипа.
В 2021 году макет вертолета демонстрировался на МАКС, но только сейчас, в 2025-м, появились сообщения о стендовых испытаниях и планах по летным тестам. При этом официальных данных о сроках сертификации и начале серийного производства нет.
АП-55 позиционируется как легкий многоцелевой вертолет с взлетной массой 1,36–1,55 тонны, крейсерской скоростью 260 км/ч и дальностью до 700 км. Его ключевое преимущество – компактность (может садиться на площадку 15×15 метров) и модульная конструкция, позволяющая создавать беспилотные модификации.
Однако главным ограничением остается двигатель Rolls-Royce Model 250, поставки которого сейчас невозможны. В России уже разработан аналог – ВК-650В, который используется на Ми-34М1 и «Ансат-М». Но адаптация нового двигателя под АП-55 потребует времени и дополнительных испытаний. Несмотря на технологическую проработку, будущее АП-55 зависит от решения проблемы с силовой установкой.