ЛМС-901 "Байкал"

A.F., что-то я окончательно запутался в омских КБ!
По Вашей ссылке открывается сайт Омского машиностроительного КБ, но на страничке фигурирует знакомая "лисичка", которая красуется и на главной странице дайджеста Омского моторостроительного КБ, ссылку на который я уже приводил чуть раньше.
Как-то странно, что две разные организации имеют один и тот же логотип!
Так, кто же из них всё-таки занимается малоразмерными двигателями и кто проектировал ТВД-10?
Кстати, мой респект его дизайнеру – судя по стилистике, это лого ещё из 60-х и выгодно отличается от череды одинаковых брусков, разделённых на полосочки, доминировавших в 80-е и ранние 90-е. Впрочем, это я уже отвлёкся, засуну-ка это в спойлер.
 
Последнее редактирование:
О чем и говорю: Двигатель Шредингера 3-го порядка.
 
Двигатель ВК800 есть творение Климов и его главного конструктора Григорьева, который по его словам провел осевую линию ещё в 2000 г.
К моменту создания инженерного офиса УЗГА в СПб двигатель ВК800 был готов в бумаге.
 
В известном "любительском" буклетике про ОМКБ-мотористов, ссылку на который Вы давали, стоит логотип другого ОМКБ - того, которое машиностроительное и которое занимается топливной автоматикой (гидромеханикой и пневматикой). Создатели этого буклетика, видимо, тоже повелись на одинаковость аббревиатур и перепутали логотипы.
Логотип моторостроительного ОМКБ - не с "лисичкой", а с "турбинкой"):

Это скриншот из юбилейной книжки к 50-летию ОМКБ (изначально - ОКБ-29 главного конструктора Глушенкова).
Ну и замечу попутно, что с 2018 года АО "ОМКБ" как самостоятельное юрлицо уже не существует - оно вошло в качестве филиала в "ОДК-Сатурн" и с тех пор зовется "Филиал ПАО "ОДК-Сатурн" - ОМКБ". Почему именно в Сатурн, думаю, понятно, если вспомнить какие движки (кроме условно относящихся к теме этой ветки) разрабатывали в ОМКБ и где они строились серийно
Ну и еще. У меня сохранился скриншот с сайта НПЦ "ЛКТ", когда он считался разработчиком ВК-800С, и там в числе партнеров по программе действительно упоминалось Омское моторостроительное конструкторское бюро (ту фразу с сайта выше приводил ув. A_Z), но мне все же кажется, что это была опечатка и имелось в виду Омское машиностроительное КБ (которое с "лисичкой") - это следует в т.ч. и из порядка перечисления партнеров оного НПЦ "ЛКТ" по ВК-800С (ОМКБ там стояло между "Металлистом-Самарой" и уфимской "Молнией", которая, как известно, занимается "электрической" частью топливной автоматики, в то время как ОМКБ (которое с "лисичкой") - гидромеханической).
Так что ТВД-10, ТВД-20 и ТВ-О-100 - это разработки того ОМКБ, которое имело "турбинку" на логотипе.
ТВД-10, как известно, серийно строили только Польше (в то время как аналогичную по газогенератору ВСУ-10 для Ил-96 до сих пор строят в Омске). ТВД-20 осваивали на соседнем ОМО им. Баранова (ставшем в начале прошлого десятилетия филиалом московского "Салюта", но поскольку сам "Салют" теперь тоже уже не имеет статус самостоятельного юрлица, а зовется "Производственным комплексом "Салют" ОДК", то и ОМО стало филиалом ОДК).
Что же касается ТВ-О-100 (именно "О", а не "0" (ноль), как тут писали выше, видимо от слова "Омск" или ОМКБ) - то тут история еще сложнее. Двигатель был в основном спроектирован в Москве, на МНПО "Союз" (Ген.конструктором которого тогда был О.Н. Фаворский), но затем был передан в ОМКБ, и уже там на него и выпускалась РКД и строились опытные образцы. Иногда считается, что он был совместной разработкой "Союза" и ОМКБ, иногда - что только самого ОМКБ, а "Союз" просто помогал, но мне вот запомнилось, что было именно так: первоначальный проект был разработан в Москве, а уж непосредственно конструирование шло в Омске, там же строили ТВ-О-100 опытной партии, ставившиеся на опытный и первые несколько серийных Ка-126 румынской сборки, которые успели там сделать до известных событий с четой Чаушеску. Мне казалось (но надо бы уточнить), что и сам ТВ-О-100 серийно хотели строить то ли в Румынии, то ли еще где-то в одной из стран СЭВ. Позднее, уже при правительстве Гайдара, в ноябре 1992 года вышло распоряжение правительства о запуске с 1994 года серийного производства Ка-126 с двигателем ТВ-О-100 на оренбургском ПО "Стрела" (одновременно предполагалось строить его модификацию Ка-128 с французским Turbomeca Arriel 1D1). Но ни тот, ни другой проект, как и идею выпускать Ка-128 на Украине, реализовать не удалось. А в ноябре 1994-го вышел приказ МЧС (которое тогда возглавлял товарищ Шойгу) о закупке Ка-226А с двумя двигателями Аллисон 250 - так собственно и был создан двухдвигательный Ка-226, который сейчас претерпевает очередную ремоторизацию. Кстати, любопытно: тот самый Аллисон 250, который стоял на первых опытных и затем более 60 серийных Ка-226 производства ПО "Стрела", за 40 с лишним лет до этого послужил основой для создания С.П. Изотовым двигателя ГТД-350 для Ми-2. По крайней мере схема у обоих одинакова и, как по мне, "дикая" (оценочное суждение ), хоть товарищ nozzle со мной и не согласен))
 
Последнее редактирование:
A.F., это все, видимо, делалось, чтобы "супостата запутать"!
Супостат вообще путаться не захотел, а мы до сих пор распутать не можем...
Для особо бдительных -- это ШУТКА.
 
A.F., спасибо за столь информативный ответ. Но он породил новые вопросы!
Ну, во всяком случае, неоднозначная!
Может, ув. astoronny прояснит идею создания такого лабиринта?
Компактность? В наследство от такой схемы осталась противоточная КС?
Или это всё лишь мои домыслы?
 
Последнее редактирование:
Ну, во всяком случае, неоднозначная!
ну у американцев и не такое бывало))
взять, например, турбовентиляторный Гаррет ATF3 (F104-GA-100), у которого сопла горячего контура между компрессором и турбиной, а КВД (центробежный) вообще сзади, за камерой сгорания))


причем такие "изыски" не только испытывались на стендах, а даже серийно устанавливались (хоть и довольно ограниченно) на реальные самолеты, в т.ч. бизнес-джеты Дассо Фалькон 20G и некоторые его производные
 
A.F., википедия пишет, что "в начале было" требование военных на минимальную заметность в инфракрасном диапазоне...
Похоже, в этом случае я готов с ней согласиться - с такой точки зрения решение хорошее.
The ATF3 was first flown in the Teledyne Ryan YQM-98 Compass Cope R high altitude UAV, as the YF104-GA-100. The engine proved to have a very low infrared signature, as the hot turbine was not externally visible and the core exhaust mixed with the bypass air before exiting the engine. The pilots of U-2 high altitude chase planes reported being unable pick up the YQM-98A with either radar or IR sensors.[2] It was later used in the Northrop Tacit Blue stealth demonstrator because of these characteristics.[3]