По поводу крыла МС-21, по материалам издания Composites World.
1. Разработка:
- Аэрокомпозит (РФ): базовый дизайн концепта крыла.
- Fischer Advanced Composite Components, FACC (Ried im Innkreis, Austria): тестирование, выбор материалов и техпроцесса, финальный дизайн концепта крыла.
- Cytec (Woodland Park, N.J., US): проработка инфузионного процесса, и материалов для него.
- Diamond Aircraft (Wiener Neustadt, Austria): практическое изготовление концепта крыла.
Производственная база Аэрокомпозита (РФ):
- MTorres (Pamplona, Spain): машины для выкладки сухих углеродных лент (ATL)
- Coriolis Composites (Queven, France): машина для выкладки сухих углеродных лент (AFP)
- Stevik (Cergy, France): машина инфузии и термообработки (TIAC)
- MTorres (Pamplona, Spain): машины для финишной обработки
- Tecnatom (San Sebastian de Los Reyes, Spain): установка неразрушающего ультразвукового контроля
- Olympus (Tokyo, Japan): установка неразрушающего контроля (Omniscan)
- KUKA Robotics (Augsburg, Germany): 6-осевой робот машины выкладки, 7-осевой робот установки контроля
2. Материалы крыла:
Поставщик №1, Solvay (головной офис Brussels, Belgium), в 2015-м поглотившая компанию Cytec (головной офис Woodland Park, N.J., US).
Состав:
1. Углеродная лента Cytec PRISM TX 1100.
Лента состоит из углеродного волокна Tenax-E IMS65 P12 24K 830tex UD от компании Teijin (головной офис Tokyo, Japan). Углеродное волокно в свою очередь формируется из полиакрилонитрильного (PAN) волокна-прекурсора от подразделения Teijin Toho (пр-во Mishima, Japan). Его оксидация, карбонизация, обработка и намотка производится подразделением Teijin Tenax (пр-во Oberbruch, Germany).
2. Биндер Cytec CYCOM 7720.
3. Связующее Cytec PRISM EP 2400.
Именно материалы от Solvay/Cytec использованы в летающих сейчас опытных МС-21.
Поставщик №2, Hexcel (головной офис Stamford, Conn., US).
Состав:
1. Углеродная лента Hexcel HiTape IM7 UD (пр-во Dagneux, France).
Лента состоит из карбон-волокна Hexcel 140 AFW IM7 (пр-во Roussillion, France). Углеродное волокно в свою очередь формируется из полиакрилонитрильного (PAN) волокна-прекурсора Hexcel (пр-во Roussillion, France). Его оксидация, карбонизация, обработка, намотка производится этим же французским подразделением.
2. Биндер Hexcel.
3. Связующее Hexcel HexFlow RTM6-2.