Источник "Ъ" в авиапроме считает, что помимо инвестиционной модели МС-21 может перенять у SSJ и некоторые технические параметры. "Разумно было бы провести унификацию МС-21 и SSJ,— полагает собеседник "Ъ".— Вряд ли хорошо иметь в рамках ОАК разношерстные самолеты, нужно стремиться делать единую линейку, как это происходит у Boeing или Airbus".
На практике это означает оптимизацию поставок комплектующих для самолетов, которые сейчас по МС-21 и SSJ практически не пересекаются, установку единообразного оборудования и систем управления самолетами. Это позволит также снизить эксплуатационные расходы компаний, имеющих оба самолета, и упростит обучение пилотов. До сих пор оба проекта, хотя и реализовывались компаниями, входящими в ОАК, разрабатывались абсолютно независимо. Но на прошлой неделе было принято решение об отставке главы ОАК Алексея Федорова. Его место займет глава "Сухого" Михаил Погосян. Именно он в основном занимался проектом SSJ, который 2 февраля получил сертификат типа и вскоре может начать коммерческие полеты.
В ОАК подтвердили, что планы по унификации самолетов есть, но по следующему поколению SSJ, которое может появиться после 2015 года. Впрочем, источник "Ъ" в авиапроме полагает, что после нового назначения Михаила Погосяна процесс ускорится и изменений следует ожидать в ближайшие три месяца.
Создавать единую продуктовую линейку целесообразно в любом случае, считает глава аналитической службы "Авиапорта" Олег Пантелеев, тем более если поставщики SSJ готовы предложить более интересные условия. Но для этого новому руководству ОАК придется серьезно поработать с командой, которая делала нынешний вариант МС-21. "Это будет непросто, но сейчас у главы ОАК больше возможностей доказать актуальность своего подхода",— поясняет эксперт. Главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий считает HAL перспективным партнером с учетом того, что индийский рынок огромен и самолет размерности МС-21 будет востребован на нем, а наличие государственного местного партнера повышает шансы на продвижение российской гражданской авиации в стране. Airbus в 2010 году оценивал емкость рынка пассажирских самолетов Индии до 2028 года на уровне более 990 единиц общей стоимостью $131 млрд. Вчера Михаил Погосян уже заявил, что ОАК планирует до конца года достичь договоренностей по поставкам своей гражданской авиатехники в Индию.
http://www.kommersant.ru/doc-y.aspx?DocsID=1582197