Интересный вывод получается из японской переводной статьи о композитах в авиации
Практически каждый желающий производить углепластиковые конструкции может освоить эти технологии.
Надо просто купить материалы и оборудование.
"........ укрепить углеродное волокно можно в домашних условиях. Компаний, которые занимаются этим, бесчисленное количество
Требования авиапроизводителей по качеству намного жестче, однако в этой сфере монополизации нет.
В последнее время стали применять автоматизированное оборудование, однако ноу-хау, касающееся такого оборудования, находится в руках производителей оборудования и системных интеграторов, которые продают свои решения любым авиапроизводителям.
Другими словами, если есть технологии для применения оборудования, капитал на это оборудование и решимость применить новейшие технологии, можно получить в свои руки технологию производства карбоновых деталей для самолетов........."
А вот углеродное волокно могут производить только японцы
"Для производства углеродного волокна требуется дорогостоящее оборудование и огромный технологический опыт, поэтому сложно произвести передовое углеродное волокно. В основном этот материал производят три японские компании: Toray, TOHO TENAX и Mitsubishi Rayon, которые практически монополизировали этот рынок."
Значит при переходе на углепластиковые конструкции авиапроизводители всех стран будут находиться в зависимости от японских производителей углеволокна. Ну и от производителей технологического оборудования