"Мистические" самолёты и вертолёты

Алексей Коваль

Участник
Дорогие коллеги,

предлагаю обсудить в этом топике машины, которые существуют или существовали лишь в виде слухов, либо очень скупых упоминаний, в первую очередь — отечественные, чтобы нам не скатиться в очередное обсуждение "Аврор" и китайских "стелсов", что практически равносильно обсуждению НЛО и секретного оружия Третьего рейха :).

Не все машины, которые я перечислю ниже, являются совсем уж мистическими, какие-то вполне реальны, просто по ним практически нет информации. Надеюсь, мы сумеем совместно получше осветить "белые", ну то есть "тёмные" пятна истории отечественного авиастроения.

Итак, начнём.

1. Ту-154 с аппаратурой радиоразведки. Согласно двум имеющимся в моём распоряжении слухам, в 80-е годы на аэродроме "Раменское" базировалось порядка 5 пассажирских машин, на которых было скрытно установлено оборудование радиотехнической разведки. Эти самолёты периодически выполняли пассажирские рейсы с гражданских аэродромов в восточную и западную Европу, при этом экипажи были вроде бы из числа военных, замаскированных под пилотов "Аэрофлота". Один источник информации наблюдал их лично, другой — слышал об этом от знакомого.

2. Ту-128 с фильтрогондолами радиационной разведки. Одна из машин 350 ИАП в период базирования полка на а/б "Белая" участвовала в работе присутствовавшей там же ОРАЭ или ОСАЭ, выполнявшей полёты вдоль границы с Китаем. Со слов служившего там человека, машину неофициально называли Ту-128Р.

3. Проект танкера на базе Ил-86 (возможно, с обозначением Ил-88). Обсуждалось в виде гипотез в западных авиационных журналах в конце 80-х годов, причём, вероятно, не на основе базовой машины, а модификации типа Ил-86Д.

4. Вертолёт радиационной разведки Ка-27Е. UPD.: информация найдена в достаточном объёме, будет отдельный пост.

5. Проект ВзПУ на базе Ил-96-400Т для замены Ил-80 и Ил-80М. Официально предложен ОАО "Ил" для МО, но информации о решении заказчика пока нет. Тут хочется услышать лишь обоснованные доводы о том, насколько это правильно сейчас — создавать машину на базе формально устаревшего типа, но с большой дальностью полёта и достаточным ресурсом до 2020-2030 гг. (если сейчас построить), вместо того, например, чтобы дождаться реализации ШФ БСМС, которая под ещё бОльшим вопросом, и строить новые ВзПУ уже на принципиально новой платформе (а на период доведения машины до серии использовать модернизированные по оборудованию Ил-80М, "календари" по которым исчерпаются, скорее всего, в 2015-2020 гг.). Опять же, есть вопрос поддержки ресурса двигателей, которые после массового вывода Ил-86 из эксплуатации становятся фактически штучными изделиями. В общем, тема скорее для дискуссии, но, учитывая её деликатность, я не стал создавать отдельное обсуждение, которое получится, скорее всего, полупустым. Если кто-то рискнёт высказаться — буду признателен.

6. Самолёт ДРЛО А-100. Тут достаточно информации, официальной и неофициальной, но тем не менее, открыто опубликованной; вопрос в том, какая платформа будет использована — Ил-76МФ или Ил-476, и какие есть доводы в ту или иную пользу. Кроме того, интересно выяснить в этой связи происхождение названия "Ил-150" (Ilyushin Il-76 - Wikipedia).

7. Вертолёт Ми-8МТЮ (или МТУ?) с огромным обтекателем антенны в носовой части: Spotters.Aero - Результат поиска. Хочется хотя-бы каких-то новых подробностей (которых, в принципе, и так нет :)).

8. Вертолёт Ми-8Р (и, вроде бы, не "ГР"!). Специализированная машина радиотехнической разведки (снята с вооружения). Вроде бы всего 2 экземпляра. Никаких подробностей до сегодняшнего момента не опубликовано, за исключением фотографий с ничего не объясняющего ракурса и "воспоминаний" очевидцев его эксплуатации буквально из 1-2 абзацев.

9. Вертолёты Ми-19 и Ми-19Р. ВзПУ для командиров танковых и ракетных подразделений. Разработчик даже опубликовал характеристики комплекса: http://www.polyot.atnn.ru/prod/prod_05_01.phtml, видимо, из-за отсутствия машины на вооружении. Есть только упоминания в официальных перечнях модификаций, но никаких фотографий и схем не опубликовано. Хотелось бы уточнить внешний вид машины. Вроде бы один из Ми-19 стоял на территории Харьковского училища (какого? там есть и связи, и танковое, и ракетное — все подходят :)).

10. Специальная модификация (бывшая ЛЛ?) на базе Ми-8: Aviation Photo #1094657: Mil Mi-8 MTV-1 - Russia - Air Force.

11. Специальная модификация Ил-76 — самолёт "176". Возможно, Ил-76ПП.

12. Специальная модификация Ил-76 — самолёт "276".

13. Специальная модификация Ил-76 — самолёт "376".

14. Специальная модификация Ил-76 — самолёт "576". Информация из бюллетеня МАП (Forumavia.ru - Вопросы по реестру Ил-76), видимо, как о машине, на которую не распространяется действие бюллетеня.

15. Специальная модификация Ил-76 — самолёт "670". Информация из бюллетеня МАП (Forumavia.ru - Вопросы по реестру Ил-76), видимо, как о машине, на которую не распространяется действие бюллетеня. Скорее всего, опечатка, и речь идёт об изделии "676".

16. Специальная модификация Ил-76 — самолёт "1076". Возможно, ЛЛ с РЛС БО (76490 ?).

17. Специальная модификация Ил-76 — самолёт "1176" или Ил-76-11 (первоисточник последнего обозначения не ясен). Возможно, ЛЛ с РЛС БО (76753? ).

18. ВзПУ Ту-122 (http://volna.ru/main/39). Возможно, опечатка, а речь идёт о Ту-142МР (ну если быть более точным, о модернизированном изделии "ВПМР").

Вот. Думаю, для начала хватит. А там дальше покопаемся :).


Спасибо за ваше внимание.
С уважением — Алексей.

---------- Добавлено в 21:10 ----------

Добавим пункт

19. "Экспериментальное воздушное судно Ми-26", свидетельство о праве собственности 119 от 04.04.2001 г. (ВВС), эксплуатировавшийся НПО "Взлёт" (г. Москва, район Солнцево) и переданный в музей техники в Тольятти (фото найти нетрудно). Летающая лаборатория с большим обтекателем по правому борту (РЛС БО?). Сейчас пытаюсь получить информацию от НПО "Взлёт" через различных "третьих лиц".
 
Последнее редактирование:
Реклама
2. Ту-128 с фильтрогондолами радиационной разведки.

Насчет Ту-128 - это в специальную ветку, а вот Ил-62 в Аэрофлоте точно с такими приблудами летали.
Заборник на пилоне двигателей снизу, выключатель заслонки у штурмана.

Добавлю вопрос.

20. ЯК-40 с американским движками в авиапроме и соответственно с дальности в пару раз больше обычного.
 
21. МиГ-21 или одна из модификаций взлетала на буксире за Ан-12,

назначение неизвестно видел несколько лет назад кратко по "discovery wings channel"

из более менее похожего помнится были испытания по буксировке если правильно помню МиГ-15/17 за Ту-4 в качестве истребитей сопровождения,
но потом от этой идеи отказались
 

Да. Подходящая для темы машина, материалов очень мало! Хотя есть 2-3 опубликованные ранее фотографии, некоторые воспоминания свидетелей эксплуатации в разрозненном виде, упоминания в монографиях по самолёту.

Будет под п. 22.

Вот, обнаружил материал, согласно которому ВзПУ на базе Ан-10 был разработан Военно-научным (научно-техническим) комитетом (НТК) ВДВ: http://desantura.ru/content/articles/index.php?article=4107&SHOWALL_1=1.
Пока не ясно, можно ли поработать в направлении первоисточника, полковника Жукова Б.Г. (ветеран Великой Отечественной войны, в ВДВ с 1956 г., имеет более 300 парашютных прыжков, участник испытаний «Кентавр-1» и «Реактавр-1». В 1960 г. он получил звание «Почетный радист СССР», в 1977 г. стал «Заслуженным рационализатором РСФСР». Служил в научно-техническом комитете ВДВ в отделе опытной техники в 1962 году, затем старший инженер НТК до 1981г.),
далее цитата:
"..Много энергии потрачено на создание воздушного пункта управления (ВзПУ) на самолете Ан-10, Ан-10КП. ВзПУ Ан-10КП был изготовлен КБ авиационного конструктора Антонова О.К. (Киев) по нашим чертежам и эскизам с поставкой в КБ всех радиостанций и др. оборудования.
В работе мне помогал дружный коллектив НТК: Доронин Н.Д., Коленко Л.З., Островерхов Б.М., Шадрин М.И., Лопатин В.З., Парийский В.К., Сметанников В.И., Бражников Ю.А., Петриченко А.А., Маргелов А.В., Соловьев А.В.".

Книга, из которой сайт цитирует воспоминания участников событий: А.П. Колмаков, Ю.В. Назаренко, В.В. Погодин, "Военно-научный (научно-технический) комитет Воздушно-десантных войск", - Фонд содействия обеспечению национальных интересов "Отчизна", Москва, 2004.

Ан-10 CCCP-06178 позже CCCP-64452 - ЛЛ, но по каким программам и как выглядел?

Тоже очень интересно. Пусть будет п. 23.
 
Последнее редактирование:
Еще добавим.

24. Ан-12Б-И с "Фасолью". 7 построенных машин и ни одного публиковавшегося фото или схемы.

25. Ан-12БЛ с Х-28. Единственное опубликованное в "АиВ" фото — плохого качества (полиграфия 1995 г. на практически газетной бумаге). Нет никаких описаний и более ясных схем внешнего вида.
 
Реклама
Исправил про ВзПУ на базе Ил-96 в первом сообщении (правильно читать — Ил-96-400Т).

Ну а раз начал писать об этом проекте, приведу цитату из "Коммерсанта" (первоисточник уточнять пока не стал).

"Воздушный пункт управления Ил-96-400ВзПУ должен заменить устаревающие Ил-80, которым уже требуется восстановительный ремонт и обязательная глубокая модернизация. Новый самолет должен обеспечить полеты в зоне, расположенной на удалении 500 км от аэродрома базирования с дежурством в ней от 12 до 24 часов. По расчетам МАК "Ильюшин", Ил-96-400ВзПУ по своему потенциалу более чем в два раза превосходит Ил-80 и будет незначительно уступать по продолжительности дежурства в воздухе самолету управления США Е-4В. При увеличении продолжительности полета за счет использования в качестве базы Ил-196 боевые возможности с Е-4В станут равными. До 2015-2020 годов в ВАСО готовы построить от двух до четырех ВзПУ на базе Ил-96-400Т или Ил-196. Кроме того, разработчики предлагают на основе версии 400Т создать самолет радиоэлектронной разведки и противодействия, а также самолет дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, аналогичный американскому самолету AWACS типа E-3 Sentry. Правда, Минобороны РФ пока не разместило заказов ни на Ил-96-400СЗ, ни на Ил-96-400ВзПУ."

В качестве пояснения: Ил-96-400СЗ — самолёт-заправщик, Ил-196 — с НК-93 (который не состоится с вероятностью 99%) или другим новым ТРДД / ТВВД, причём скорее всего, это будет (если будет!) опять же версия ШФ БСМС с увеличенной дальностью.
 
Интересная ветка, спасибо.
Согласно двум имеющимся в моём распоряжении слухам
Очень хорошо сказано! :confused2:
"Экспериментальное воздушное судно Ми-26"
Могу добавить зав. № - 34001212019.
 
Ту-119 - экспериментальный бомбардировщик с ядерной силовой установкой. В 1974 году планировался первый полет, но все ограничилось лишь Ту-95ЛАЛ (з/н 7800408), созданным в 1959-1960 году. Самолет совершил 34 полета с реактором на борту весной-летом 1961 году. Использовался как учебное пособие в Иркутском военном авиационном техническом училище. Утилизирован во второй половине 80х годов.

Такой подойдет?
 
Да, за всем не уследишь...

Оказывается, "476" будет не с "Бурлаком", а с ПС-90. Собственно, мой вопрос про платформу для А-100, в том числе, подразумевал разные СУ (типа, на "Бурлак" дешевле переоборудовать парк Ил-76МД / 78М, и такая унификация (по силовой установке) экономит средства МО).
А раз это всё равно ПС-90 — вопрос снимается, ЛА из "мистического списка" исключаем, т.к. иные аргументы, кроме двигателей, очевидны в пользу "476". Вопросы организации производства в данном случае не в счёт ;).

---------- Добавлено в 15:04 ----------

Ту-119 - такой подойдет?

Дорогой Стипан (кстати, как Ваше настоящее имя? мне по реальному имени проще обращаться ;)), я бы рад расширить топик и дальше, но по машине "119" было достаточно публикаций, в т.ч. (и в основном!) тов. Ригманта со схемами, описаниями и прочая + мой хороший приятель Саша Роман, закончивший ИВВАТУ в своё время, дал мне ряд сведений по машине (впрочем, не думаю, что они в чём-то превосходят опубликованное Ригмантом).

Считаю, что машина "119" имеет ровно столько уже опубликованных сведений, сколько заслуживает.

Не обижайтесь, тут надо соблюсти рамки, чтобы мы искусственно не "раздули" топик. Более того, я сам поисключаю (см. выше, например) ряд "объектов" из обсуждения.

Тогда добытое и опубликованное здесь станет ценнее ;).

---------- Добавлено в 15:09 ----------

"Экспериментальное воздушное судно Ми-26", свидетельство о праве собственности 119 от 04.04.2001 г. (ВВС), эксплуатировавшийся НПО "Взлёт" (г. Москва, район Солнцево) и переданный в музей техники в Тольятти (фото найти нетрудно). Летающая лаборатория с большим обтекателем по правому борту (РЛС БО?). Сейчас пытаюсь получить информацию от НПО "Взлёт" через различных "третьих лиц".

В общем, дорогие коллеги, ответ неутешительный. Примерно так (не цитата, но смысл): "... сейчас специалистов (в НПО "Взлёт — А.К.) по Ми-26 нет, т.к. нет машин. Остались только по Ми-8. Поэтому продолжайте [про машину] гадать на [вашем] форуме.".

---------- Добавлено в 16:25 ----------

Вот, по п. 2 про "Ту-128Р" получены ответы в соответствущей ветке (http://aviaforum.ru/threads/14155&page=816) на нашем форуме (ранее на форуме Avia.ru мне отвечали то же самое :)).

мао
Что-то сомнение вызывает подобное.Вроде про 128 всё знаю.Даже про 128 УБЛ что-то вспоминается. Может "беляки" что вспомнят.

alex0853
Алексей, спасибо за лирику, но я тоже не знаю о подобных полетах, тем более что для полетов вдоль Китайской границы нам нужно было бы перелететь куда то на восток, т.к. ближе к нам была Монголия.

Степаныч48
В период с января 1972 по август 1981 в 350 ап не припоминаю ни одного случая, когда бы мы занимались разведкой подобного рода. Возможно бомберы на Ту 16 летали на анализ воздушных масс. Задавший вопрос, видимо что-то перепутал.
Степаныч
 
Последнее редактирование:
летать на 128Р могли не строевые пилоты, а летчики из ЦПЛС ПВО либо из ГНИКИ ВВС. Ну, и на крайняк - летчики-испытатели МАП (хотя это крайне маловероятно)
 
Дорогие коллеги, вот тут http://rfcmd.ru/wiki/index.php/Системы_спутниковой_связи_Зал_№_1 нашёл такую фотку. Вертолётная станция спутниковой связи Р-439-МДВ. Вообще-то машины под неё есть в гособоронзаказе. Мне кажется, что приведённое фото — фейк и фотошоп. А на самом деле?

Есть, кстати, предположение, что станцию можно разместить на выдвижной платформе, а-ля Ми-8Р (см. ниже).
 
Последнее редактирование:
27. Добавим в список Ми-8МТЯ. Машина с комплексом "Яхта" для ведения радиотехнической разведки и РЭБ (в данном случае — радиоперехвата и подавления различных переговоров) была построена в нескольких экземплярах (7 или менее). Применялась в Афганистане и Чечне. Три вертолёта был сбиты (2 — в Афгане и 1 — в Чечне). Существовало 2 поколения аппаратуры: первое ("Алтаец") и второе ("Атлет", "МТЯ-2").

Вот тут есть интересные факты о машине: http://www.forumavia.ru/forum/9/4/678789548410099342561229003694_all.shtml.

Пока ни одного снимка Ми-8МТЯ "Алтаец" опубликовано не было.

Единственное фото Ми-8МТЯ "Атлет" (обозначение "МТЯ-2" — условное, т.к. официально это МТЯ) было в одном из номеров "Мира Авиации" (2003-03, спасибо этому ресурсу: http://crimso.msk.ru/Site/Arts/Art3942.htm).
И, наконец, появилось 2 новых качественных снимка МТЯ-2: http://russianplanes.net/REGS/RF-93908
 
Последнее редактирование:
Реклама
8. Вертолёт Ми-8Р (и, вроде бы, не "ГР"!). Специализированная машина радиотехнической разведки (снята с вооружения). Вроде бы всего 2 экземпляра. Никаких подробностей до сегоняшнего момента не опубликовано, за исключением фотографий с ничего не объясняющего ракурса и "воспоминаний" очевидцев его эксплуатации буквально из 1-2 абзацев.

А вот и Ми-8Р!

Отсюда: http://vertoletciki.forumbb.ru/viewtopic.php?id=264&p=5.
Исправил: первоисточник тут: http://forums.airforce.ru/showpost.php?p=68347&postcount=659.

28537d1290596635-mi-8.jpg
 
Последнее редактирование:
Назад