Наша бригада совершила небольшое паломничество по городам Поволжья с целью ознакомления с состоянием трех сохранившихся Ту-144 в Самаре, Ульяновске и Казани.
Турне прошло успешно, выражаем искреннюю признательность Ю.М. Валкину, А.В.Крытову, А.И.Рябову, В.И.Низову и всем, кто нас встречал, уделял время и внимание!
У меня есть только часть фотографий, так что я выложу пока только малую толику отснятого.
Самара.
Нас встретил лично начальник учебного аэродрома СГАУ со своими немногочисленными коллегами. Мы много и интересно пообщались с отзывчивыми людьми, осмотрели собранную на аэродроме технику, и конечно, цель нашего визита - Ту-144 СССР-77108.
К сожалению, состояние самолета оставляет желать много лучшего. Краска почти облезла, внутри самолет также страдает от сырости. Тем не менее, это ближайший побратим нашего 77106 и мы внимательно его осмотрели. Лично я особое внимание уделял деталям кабины и салона, которые у нас отсутствуют.
В салоне почти нет кресел, самолет использовался для испытаний. Остались рамы с аналоговыми пишущими на фотопленку осциллографами. На багажных полках раннего образца - пульты вызова бортпроводника, аналогичные нашим!
Один двигатель снят на учебное пособие.
Открывается самолет редко, в основном для показа студентам СГАУ.
Фото прилагаются.
Ульяновск
Здесь нас встречал сам руководитель музея и его коллеги, ухаживающие за экспозицией.
Ни для кого не секрет, что Ульяновский музей Гражданской авиации - лучший в стране по состоянию экспонатов.
Для нас, разумеется, самым интересным является Ту-144 СССР-77110. Шесть лет назад самолет был перекрашен автомобильными эмалями, но до сих пор состояние краски хорошее, внешний вид очень привлекательный. Внутри самолет тоже страдает от сырости, но открывается он чаще - для экскурсий и дней открытых дверей. В салоне почти полный комплект пассажирских кресел, включая пару блоков кресел "люкс". Основная часть кресел в том же состоянии, что и у нас - то есть, со сгнившим наполнителем. Но часть перетянута по-новой и пригодны для сидения. Кабина почти комплектна, там мы тоже поснимали недостающие у нас приборчики, пультики, щитки.
Единственная проблема самолета - спущенные шасси. Однако, музею оказывает помощь Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации. С соседнего действующего аэродрома приезжает тягач, "воздушка" с азотом, все необходимое оборудование. В прошлом году проведена большая работа по покраске ряда крупных экспонатов - Ту-104, Ту-114, Ту-124, великолепная реставрация суперуникального АНТ-4 и даже Ан-2, который вообще стал лучше нового. Начата работа по установке экспонатов на плиты. Гиганты Ту-114, Ту-116 и целый ряд других теперь стоят на накачанных колесах, на твердом покрытии, остальные в процессе выкапывания. Ил-86 "Атлант-Союз" получил ранее отсутствовавшие двигатели, а коллекцию музея пополнил комплектный Як-40. В скором времени ожидается прибытие аж самого Ил-96. И все это поддерживается силами пяти-шести человек преимущественно преклонного возраста за зарплату 6-10тыр. Вот так.
От проведения параллелей воздержусь т.к. не смогу удержаться в цензурных рамках...
Казань
Нас любезно принял неизменный хранитель Ту-144 СССР-77107, зам.декана КАИ, А.И.Рябов.
Экскурсия началась с действующего стенда МиГ-23БМ. Самолет вывешен на подпорках, подключен к наземным источникам питания, гидронасосу от аэродромного подъемника, и демонстрирует работу основных систем. Все оборудование исправно, рули реагируют на движение ручки управления самолетом в кабине, шасси убираются и выпускаются в реальном времени, крыло изменяет стреловидность поворотных консолей. И все это сделано силами одного-двух человек.
Ту-144 в тесном дворике особенно поражает размерами. Состояние самолета среднее. Краска естественно, нуждается в обновлении, внутри также сыро, облицовка повреждена плесенью.
Но самое инстересное, что многие системы самолета в этих условиях сохраняют работоспособность. Машина ставится под ток от внешнего источника 208В, в техотсеках жужжат преобразователи, щелкают релюшки, загораются лампочки. Повопртом соответствующего рычажка в кабине, опускается и поднимается нос. Другой рычажок выпускает и убирает крылышки. весело машут дворники на лобовом стекле. Полный восторг, хотя и опасно в условиях сырости.
В недавнем прошлом самолет также подключали к наземной гидростанции, в качестве которой использовался все тот же гидронасос от подъемника. Этого хватало, чтобы элевоны хоть и вяло, но реагировали на движения штурвала. Изошлись слюной...