"Мёртвые" Ту-144

Неделя плохих новостей.
Руководство ЖЛИиДБ не отдает нам списанный источник аэродромного питания.
На Воронежском заводе окончательно открестились от возможно сохранившихся запчастей Ту-144.
Обещанный визит бывшего командующего Дальней авиацией М.М.Опарина, не состоялся.
Выяснилось, что ограблен музейный Ил-76М. Пропало несколько приборов. Музейщики указывают на сторожа, которого якобы уволили.

Субботник посвятили экскурсии для молодых специалистов Воронежского филиала ОАО "Иркут". Коллектив исконно был филиалом ОКБ Туполева на Воронежском авиазаводе, сопровождал производство всех Ту-144 в 1970е. Сейчас филиал передан "Иркуту". Возглавлял делегацию бывший директор В.А.Шалиткин, о котором уже сообщалось. Фото будут позже.

В субботнике поучаствовали студенты МАИ. С их помощью удалось перетащить леса с брошенной стройки ангара.


Полезное приобретение, сильно сэкономит затраты на возможную покраску в светлом будущем или иные высотные работы.
Кроме того, Сергей провел регламент компрессора, который пригодится при покраске носового обтекателя в следующем году. Сейчас исправны три компрессора - большой, средний и маленький. Каждый для свих целей.
Также Сергей изучил источник питания 12В, который нам ранее ошибочно продали как 24В. Таки трансформатор имеет обмотку и на 24В. Повезло. Будем переделывать.
 
Благодаря поступившим пожертвованиям, удалось докупить партию прожеторов. Большую помощь с их установкой оказал Игорь, имеющий соответствующие профессиональные навыки. Еще две мачты вернулись из тьмы:










Как отмечалось выше, с замороженной стройки музейного ангара мы арендовали строительные леса:




Полностью собирать пока не стали, но по прикидкам получилось две туры по ~13м. Пригодятся для высотных работ на Ту-144, особенно, если когда-то все же дойдет до его покраски.

Для восстановления третьего салона, продолжаем попытки воссоздать потолочную панель в хвостовой туалет. Первая попытка обтянуть жесткий каркас павинолом, не удалась, поверхность покоробилась из-за клея. Сейчас предприняли вторую попытку, на этот раз павинол клеили только с изнанки. Получилось сильно лучше, но из-за отсутствия опыта избежать волн и складок не получилось. Будем пробовать перетягивать еще и еще, пока не получится.



Сергей с Пашей дорабатывали источник питания.



Сейчас без нагрузки он выдает 29В. Ожидается, что под нагрузкой не просядет ниже 25, что допустимо для бортовых потребителей.
 
В минувший субботник Лёша работал на борту в одиночестве. Тем не менее, работа не останавливается:


За день удалось подровнять спинки пассажирских кресел, которые реставрировали в прошлом году. Не все были установлены под правильным углом и не все одинаково, т.к. механизм их весьма не тривиален.



Работа продолжается...
 
Продолжаем осваивать перетяжку искусственной кожей.
Злополучная панель облицовки с потолка хвостового туалета. Оригинальная за годы стоянки сгнила от сырости. Делаем реплику.


Это уже третья попытка обтянуть каркас павинолом. В прошлый раз после приклейки 88м клеем получились складки.


В этот раз потрачено еще полдня на аккуратное отклеивание и подтяжку проблемных мест. На этот раз лицевая сторона получается совершенно ровной Ура!

Сергей с коллегой Павлом закончил переделку источника питания 27В. Испытали под нагрузкой, все работает. В следующий субботник постараемся разместить его на борту Ту-144.

В то же время, пользуясь поступающими пожертвованиями, мы продолжили ремонт наружного освещения по всей территории музея. Один прожектор установили взамен сгнившего на углу ангара.



Еще один на дальней мачте освещения.


К сожалению, прожектора пока закончились, надо закупать еще.
 
Удалось приобрести источник аэродромного питания АЭМГ-60/30 в исправном состоянии. Если он не испортился при перевозке, то у нас наконец будут нормальные 200 и 115 вольт. Спасибо всем, кто жертвует нам деньги. Все идет на дело и даже 100р порой бывают решающими!
 
А что с ним могло случиться при перевозке?
 
Гаврик, да все, что угодно. Он ведь ровесник Ту-144.
В субботу как раз занимались электропитанием.

Павел закончил проверки источника постоянного тока, который пришлось переделывать с 12В на 24-27В.


Результат:


Сергей весь день посвятил приёмке АЭМГ-60/30:


К вечеру шайтан-машину удалось подключить к сети 380В в ангаре:


Пришлось соорудить новый питающий кабель, вилки, розетки, автоматы защиты...


Уже к вечеру шарманка заработала.


Все крутится, гудит, реле щелкают, но на окончательные проверки времени уже не хватило.


В следующий раз надо постараться весь день уделить этому агрегату.


Очень хотелось бы, чтобы аппарат не потребовал длительных обслуживаний и ремонтов, т.к. за зиму надо успеть закончить освещение на борту, а весной застелить ковролин и подготовить третий салон к показу.
При этом все острее возникает задача ремонта одного из Внуковских трапов. Помощников пока не предвидится, а имеющихся сил явно не достаточно. Тем более, надо еще и с прожекторами закончить, с наступлением зимы территория музея погрузилась во тьму.
 
Вчера наконец запустили мотор-генератор. Все в порядке, выдает и 115В и 200В. Регулятор напряжения древний, нуждается в постоянной регулировке.



Сегей обещает переделать регулятор на современной элементной базе.



Но в целом, есть надежда, что на следующий год Ту-144 продолжит оживать.



Переводы от наших жертвователей потрачены не напрасно, спасибо всем, кто нам помогает!



Также наконец закончили обтяжку потолочной панели для хвостового туалета. После многочисленных шишек удалось добиться отличного прилегания дермантина!



С помощью Лёшиной легковушки отбуксировали трап от самолета, иначе с появлением сугробов стремянку мы не подставим и на борт не попадем. К сожалению, все идет к тому, что и эту зиму наши старенькие трапы проведут под открытым небом. Волонтеров приезжает мало, а те что есть заняты перестановками в экспозиции. У бригады Ту-144 из трех человек нет сил на освобождение ангара №7. Загонять трапы в ангар без масштабных перестановок руководство не дает. А трапы год за годом гниют. Будут ли они безопасны для посетителей в следующем году или через год - большой вопрос

P.S.
Благодаря все тем же пожертвованиям, удалось приобрести еще 7 прожекторов. За субботник полностью восстановили две мачты освещения - за Ми-12 и в отстойнике за Ил-62. Одну мачту помог оборудовать сторож, вторую делали с Лешей!




 
Спасибо всем, кто продолжает переводить посильные пожертвования. Всё получаем, будем информировать по мере расходования по назначению! По крайней мере, Монинский Ту-144 ни разу не мертвый.

В субботу Андрей расфасовал еще мешок силикагеля на борт для осушки. В дополнение к мешочкам Эдвина, сшил еще из подручных материалов.




Кстати, еще на ДОД ко мне подходил кое-кто из руководства музея и сообщил, что у него есть еще силикагель. Надо будет подойти напомнить.
 
В минувшую субботу мы разложили по салону очередную партию силикагеля в 25кг, купленную на пожертвования наших читателей. На прошлой неделе, Андрей взял на себя повышенные обязательства по снаряжению мешочков!




Также наконец продолжили работу по оживлению освещения в 3ем салоне.





Также вчера за счет поступающих через интернет пожертвований, закупили и установили прожектора на последнюю оставшуюся мачту освещения.





На этом, работа по восстановлению мачт освещения закончена. Все 100% прожекторов горят. За исключением двух мачт, которые мы ликвидировали несколько лет назад при перекатке экспонатов. Их весьма не хватает, но восстановить без строительной техники не получится. Также вышли из строя все прожектора на ангаре, которые освещали вандалоопасное направление. Их волонтеры не заменят, т.к. ангар требует ремонта силового шкафа, напряжения нет, работать с аварийной проводкой опасно.

В связи с восстановлением прожекторов, возникает вопрос по электропитанию, которое мы берем от мачт. Нагрузка на кабельную сеть возросла, и какой остается запас, неизвестно. Особенно это актуально по подключению АЭМГ-60/30 и большого компрессора.
 
  • 4 янв, 2016 в 20:54

Морозные новогодние субботники.
С утра традиционная зарядка с лопатами.


Ну и собственно, продолжение реставрационных работ. На минувшей неделе, благодаря поступающим пожертвованиям, закупили кнопку-лампу центрального сигнального огня КСЦ-1.



Штука редкая. На Ту-144 их было две, обе украдены, но одну удалось найти ранее в ремфонде. Применяются также на Туполевских бомбовозах и больше, наверное, нигде. Найти в продаже - редкая удача, пришлось отдать неприличные деньги. Зато еще двумя дырами в приборке меньше.

В кабине закончили монтаж блока питания на 27В. Установили в этажерке взамен разграбленного навигационного оборудования. Теперь с питанием бортовых потребителей постоянным током станет полегче.



Также закупили оставшиеся лампы дневного света и дросселя, которых не хватило в прошлый раз на 3й салон. Монтаж основного освещения почти закончен.









В хвостовом туалете примерили вновь многострадальную потолочную панель.



Все подошло, встало на замки, теперь надо думать, чем покрасить дермантин. Оригинал явно светлее, почти белый. Грязные подтеки и плесень надо будет летом отмывать.

Также в 3ем салоне попытались подобраться к одной из сломанных вандалами солнцезащитных шторок на иллюминаторе в хвосте. Для этого надо демонтировать облицовочную панель. Столкнулись с закисшими винтиками, в следующий раз надо будет аккуратно высверливать.

А снаружи занимались монтажом нового распределительного электрощита для подключения наземного источника питания.


Здесь еще предстоит поработать.



Музей строит планы о покраске Ту-144 этим летом. Денег, которые они готовы выделить, хватит разве что на краску. Работать будет та же бригада с бывшего ЛИК фирмы Яковлева, что красила мелкие экспонаты ВОВ в предыдущие сезоны. Чтобы хоть как-то мотивировать их на более качественную работу, хотим предложить непосредственным исполнителям гонорар наличными. Некоторая сумма у нас остается с имеющихся пожертвований, но этого мало. Очень нужно собрать как можно больше средств. Для всех, кто готов помочь, реквизиты указаны на заглавном посте!
 
  • 13:14

В минувшую субботу Леша с новеньким волонтером Павлом продолжали работы на борту.
Немного почистили снег с крыла.


Расфасовали очередную партию силикагеля.


Установили недостающий крепеж в кресла третьего салона.



Учитывая начавшиеся снегопады, сбрасывать сугробы с крыла придется еще не раз. Очень надеемся, что и Павел и другие волонтеры не утратят интереса и однажды бригада пополнится еще одним0двумя постоянными участникми.
 
Продолжаем борьбу со снегом. Очень уж его много в этом году.


Площадь крыла Ту-144 составляет 500м2. А чтобы попасть на правую плоскость, надо еще протащить стремянку вокруг самолета по сугробам.

Ну и силикагель продолжаем расфасовывать, благо он у нас еще остался.
 
Из-за не ослабевающих морозов, работать на борту практически невозможно. Все задубело, провода трескаются, лампы не прогреваются. Сергей переключился на вкручивание лампочек в ангаре (больше некому), а мы устроили очередной снежный аврал.


Второй субботник подряд приходится сбрасываь с крыла полуметровые сугробы.


Снега столько, что потом можно просто скатиться с элевона в снег, утонув по-пояс. Летом такой аттаркцион стоил бы перелома ног.




После очистки решили сделать еще пару обрезиненых скребков с длинными ручками для сбрасывания снега с покатых кромок.


Также осмотрели Су-25, что стоит возле Ту-144 и будет мешать малярам, если музей действительно надумает красить Ту-144 этим летом. Укатить его просто так не получится - колеса спущены, шины бескамерные, разумеется разбортированы. Самолет надо поднимать , обжимать покрышки удавкой из троса и пытаться их накачивать, как делали в прошлые годы на других бортах. Так вот, по результатам осмотра, нам так и не удалось найти места установки гидроподъемников. Может,кто-то может подсказать, куда его надо домкратить?
 
В минувшее воскресение продолжили работать на борту.


Главное событие - Сергей с помощниками наконец закончил подключение светильников в 3ем салоне!




После обеда дневное освещение 3го салона ожило по обоим бортам! Ура!!!





Параллельно занялись ремонтом шторок на иллюминаторах. По левому борту многие шторки целенаправленно выдирались вандалами при разграблениях борта. Для ремонта приходится разбирать облицовку салона, ремонтировать механизмы, а некоторые шторки нуждаются в полной замене. Сложнее всего было с последним иллюминатором, где облицовка прижата декоративным молдингом аварийной двери. Молдинг на винтиках, винтики приржавели. Несколько удалось вывернуть на предыдущих субботниках, оставшиеся высверлили, нарезали новую резьбу и заменили после ремонта шторки:





Аналогичным образом восстановили еще две шторки. Для некоторых, однако, без приобретения аутентичной ткани на замену, не обойтись. Надо будет искать.





Кроме того, наш новенький Алексей повесил в гардероб вешалки для одежды (требовалось снять штангу), которые с 2011г лежали в салоне ждали своего часа.

 
В субботу Сергей продолжал доделывать освещение 3го салона. Устанавливал последние лампы, закреплял балласты, прибортировал провода.





С закрытыми крышками светильников (левый борт по полету) салон теперь выглядит так:


А с включенным светом стало совсем уютно:


Управление светом осуществляется с пульта бортпроводника, выведено через специальные контакторы на штатные тумблеры. Горит режим дежурного и основного освещения, также теперь работает подсветка туалетов, гардероба и технических отсеков.
Остается установить еще куцые короткие лампы по 15Вт в самом начале салона, и закончить правый по полету борт. Силами нашей немногочисленной бригады, впрочем, это займет еще немало времени.

Тем не менее, салон приобретает уже приличный вид. Летом надеемся уложить ковролин, и салон можно открывать для показов. Правда для этого еще нужно отреставрировать пассажирский трап. И уложить бетонные плиты под хвостовой частью самолета. А там сгружены МиГи из бывшей Академии. Все на спущенных колесах, которые еще предстоит как-то ремонтировать.