"Мёртвые" Ту-144

Друзья, завершил более чем двухмесячную работу над давно обещанными воспоминаниями о полете на сверхзвуковом пассажирском самолете Ту-144. Получился довольно большой рассказ в девяти частях. Конечно, у меня была мысль опубликовать его с некоторыми редакционными изменениями в одном из изданий или интернет-ресурсов (Проза.ру, в ЖЖ, на сайте авиационной истории и др.). Но поскольку обещание было дано участникам Авиафорума, решил выложить материал именно здесь, в том виде, в каком он получился. В рассказе речь не только о конкретном полете, тут достаточно личных воспоминаний и разных отступлений. Мне кажется, это было бы нелишним для тех, кто интересуется авиацией среди молодежи и не только. Некоторые данные приведены со знаком вопроса, возможно кто-то знает или помнит лучше. Только вот название этой ветки про Ту-144 мне не очень нравится, лучше уж было назвать «Живые…». Если у администрации не будет возражений, хотелось бы сделать отдельную ветку на «Черном ангаре» или где посоветуете, которую так и назвать «Воспоминания о полетах на Ту-144», или что-то в этом роде. Рассказ планирую публиковать по частям (всего 9 глав). Большая просьба не «разбивать» материал комментариями и вопросами, пока он не будет опубликован весь, иначе не получится связной картины. И еще просьба не обижаться, если долго не отвечаю на комментарии, просто очень много дел.
 
Последнее редактирование:
То, о чем так долго мечтали большевики, свершилось!
В субботу мы покрасили нос.



Это было не легко, но мы справились.



Красили подаренной два года назад авиационной полиуретановой эмалью. Собственноручно работать с ней пришлось впервые. По неопытности, первый замес получился слишком жидким, добавили много разбавителя и по правому борту наделали подтеков. Часть смыли сразу же, часть решили оставить до полного высыхания. Если в этом году еще будет теплая суббота, сошлифуем их заподлицо и задуем проблемные места повторно. Краска еще осталась.



По правому борту ошибок уже не повторяли.


Результат:



Руководство музея снова заговорило о покраске Ту-144 в этом году. Ждем развития событий. Отдали заводские чертежи покраски на сканирование. Постараемся передать их малярам в надежде, что они хоть немного к нам прислушаются. Полагаю, для этого понадобятся деньги Желающие поддержать нашу работу денежным пожертвованием, могут найти реквизиты тут.
 
Несмотря на суету по сохранению/переносу музея, Рособоронэкспорт принял решение вновь оказать спонсорскую помощь музею, как это было в предыдущие годы. Как уже сообщалось, руководство музея приняло решение на полученные средства покрасить Ту-144. Ура!

Но на этом хорошие новости кончаются. Сумма, которую РОЭ выделяет в этом году, к сожалению, вдвое меньше минимально необходимой. Из-за курса валют, авиационные лакокрасочные материалы подорожали в разы (собственно, вдвое и подорожали сообразно росту доллара/евро). Подрядчиком выступает все та же бригада с ЛИиДК фирмы Яковлева (Жуковский), которая красила экспонаты музея в прошлые годы. В этот раз даже они ужаться в нужную сумму не могут. Самолет будут красить частично. Сначала объявили, что это будет только фюзеляж, теперь вроде как "натянут" на все верхне-боковые поверхности. Условия для работы маляров пока отсутствуют, хотя теплой погоды остается все меньше....

В минувшую субботу в авральном порядке мы со своей стороны начали подготовку к предстоящей покраске. Бригада начнет работу 8 августа. На проживание их видимо разместят в нашей бытовке. Участие волонтеров свелось к доставке стремянок к самолету. У двух пришлось чинить колеса, т.к. после использования музейщиками они оказались спущены. У всех одна проблема - повреждены золотники, остатки которых забиты в штуцера. Высверлить не получается, сверла ломаются и тоже остаются в штуцерах. Пока меняем дутики из ремфонда, но поврежденных все больше, надо с ними что-то делать.



Пришлось помучиться с буксировкой:




Самое высокое место на самолете - киль (12.5м), ни одна стремянка не достанет. Поэтому, еще в прошлом году мы одолжили на замороженной стройке нового ангара сборные леса. Вчера подвезли их к самолету и собрали пробную секцию.





Кто и как будет собирать эти леса, не понятно, но точно не мы. Земля внизу неровная, грунт мягкий. Очень хотелось в течение лета подложить несколько плит, которые нужны также и для трапа к хвостовой двери, но этому препятствуют сгруженные там МИГи. В общем, мы сделали, что смогли. Может и не будут киль красить вовсе.

Сергей с помощью Владислава лихорадочно занимался монтажом нового электрощита на мачте освещения. В нем новая проводка с безопасной разделкой, подходящие автоматы и несколько розеток, включая мощную 32-амперную для подключения большого компрессора для покраски и генератора АЭМГ в будущем.



Ну и под вечер уже в полном изнеможении решили выкатить вперед Су-25, который мешает подкатить стремянки к носовой части. Т.к. сроки работ неизвестны, решили самолет временно поставить на плиты, оставшиеся после переезда МиГ-9 в ангар, чтобы не врос в грунт в случае затягивания. Остаток субботника потратили на их корчевание и перетаскивание.



Успели только затащить на траву перед Су-25. Остальную работу по перекатке штурмовика оставили на следующий субботник (если еще будет актуально). Музейщики обругали нас матом за то, что испортили плитами газон.

Ну и на сладенькое, опустили нос и выпустили крылышки если вдруг их тоже решат облить покрасить. Видео будет позже!
 
Дима, ну это не самый худший вариант... Если родная краска держится нормально, то это вполне достаточное условие. Понятно, что "как яичко" таким образом не получится, но краска на краске держится нормально. Другое дело - есть вероятность того, что самолет ободранным будет стоять до следующего тепла...
 
Не, им же отчитаться за бабки надо в этом году. Обольют обязательно. Где достанут там и обольют.
 
Не разграбили бы его под эту дудочку, а то кончится наша 10-летняя опупея бесславно...
 
Чтобы посадить бескамерную покрышку на обод нужна пневмо пушка. Это обычный небольшой рессивер из которого выходит труба с шаровым краном диаметром 30-50мм сплющенная немного на конце.
Такая штука есть на любом грузовом шиномонтаже, её сперва накачивают до 8 примерно атм, затем подсоединяют шланг от компрессора к штатному месту накачки колеса, а из пушки резко стреляют в зазор между покрышкой и ободом.
Очень эффектная и эффективная процедура. Сжатый воздух с резким звуком и создавая вокруг туман врывается во внутреннее пространство колеса и заставляет запрыгнуть закраины покрышки на полки обода. Только пушку нужно крепко держать.
Однако, в полевых условиях, можно устроить небольшой взрыв в покрышке, для этого либо напустить туда пропан из бытового газового баллона, либо налить бензинчику и подождать.
Главное потом точно и быстро кинуть туда спичку.
Эффект как от пневмо пушки, но нужна определённая сноровка.
 
Никита77, это мы все знаем! Вместо спички используется жгутиг бумаги, и нет проблем - без разницы, чем поджигать, можно и зажигалкой, горит поактивнее чем спичка или зажигалка, и безопаснее - руки подальше от колеса и взрыва.

Проблема в том, что резина, которой несколько десятков лет... на самолете 3М накачали колеса до рабочего давления, так после n-летнего стояния "на ободах" колеса расправлялись неделю. Т.е. с ободов самолет встал, но окончательную форму колеса приняли лишь к следующему субботнику, если не к последующему. И это уже накачаная резина! Как Вы думаете, реально ее раздуть ресивером или взрывом?
 
Последнее редактирование:
Это все уже обсуждалось неоднократно. В отличие от грузовиков, тут еще и диски легкосплавные со съемной ребордой. Опасное это дело, без реального практического опыта проводить такие эксперименты. Не дай Бог, выбьет кусок реборды, покалечит кого-нибудь, и экспонат потом уже не восстановишь. Короче, стремно это в условиях музея. Лучше мы потихоньку, с обжатием. Проверенный способ.
 
21 августа в музее прошел очередной День Открытых Дверей. Ту-144 по традиции привлекал наибольшее внимание посетителей. Предшествовала этому большая работа по подготовке самолета к приему посетителей. Еще с прошлого открытия под дождем в салон нанесли много грязи с улицы, которую пришлось усиленно пылесосить Жениным строительным пылесососом:


21.08 стал первым ДОДом, когда мы сделали несколько пробных экскурсий для посетителей в 3й салон. Еще не все восстановлено, отсутствует хвостовой трап, но мы решили попробовать и провести несколько групп для накопления опыта. Для этого уборке пришлось подвергнуть и его:


На свои места были припаркованы продуктовые тележки, вывезенные ранее с Туполевской базы:


Начали помывку панелей пола перед укладкой ковролина в 3й салон. Многие композитные панели сильно испачканы остатками гнилого поролона, который годами сыпался из кресел и растаптывался ногами. Отмывается крайне трудно. Приходится отвинчивать каждую панель, снимать с самолета и с обильным применением чистыщих средств, драить жесткими щетками. Результат (было - стало):



Ну и на сладенькие, фотографии с самого дня открытых дверей:





Команда добровольных экскурсоводов:
 
Как можно видеть из предыдущего фотоотчета, самолет находится в стадии покраски. Ранее уже сообщалось, что красится он на спонсорскую помощь Рособоронэкспорта силами бригады маляров с ЛИиДК фирмы Яковлева. К сожалению, условия для них созданы самые неблагоприятные. Выделенных средств не хватает и на половину стоимости подобной работы, если ее делать как подобает. Поступление денег во второй половине августа сдвинуло сроки работ за пределы благоприятного теплого сезона.



О смывке старой краски за отпущенные деньги речи вести не приходится. Кое-как избирательно. где смогли достать, ее вышкурили шлифмашинками, местами выскоблив шрамы до металла, но в основном только заматовав верхний слой. Из-под грязи, кстати, проступило множество интересых технических надписей, которые к сожалению, будут закрашены:


К сегодняшнему дню, поверх старой ливреи маляры нарисовали синие полосы и символику Аэрофлота. Краску почему-то взяли матовую, что делает ее малоотличимой от старой. Красили под дождем, капли которого благополучно отпечатались на поверхности и не оттираются ( ?! обещают потом помыть расворителем ?!). К хвосту новая полоса уехала вверх от оригинальной.




Киль, понятное дело, не достали вообще. Переднюю часть фюзеляжа снизу потерли наждачками и загрунтовали до стойки шасси, дальше денег не хватило.



Чем красят неизвестно. Вроде как, полиуретановая краска польского присхождения, но точно не авиационная. Будем следить за процессом дальше...


P.S. Летний визит министра обороны, как и ожидалось, не принес ничего хорошего. Вскоре после заявлений С.К.Шойгу о сохранении и развития музея, стали приходить тревожные телеграммы, на этот раз по линии главкомата ВКС, которому музей никак не подчиняется. Создана некая внештатная (!) "лаборатория" при бывшем 13м институте, которая должна заниматься разборкой экспонатов с последующей "мактеной" (!) сборкой в парке "Патриот" в Кубинке. Сам парк об этом ничего не знает, подготовки не ведет, и главкомату ВКС не подчиняется. В качестве исполнителей приказано выделить несколько техников с Чкаловского аэродрома. Даны указания (!) предприятиям промышленности, которые также не подчиняются никаким Главкомам ВКС, оказать содейстие перебазированию. Предприятия промышленности ответили эспертными заключениями о нецелесообразности демонтажа своих экспонатов. Монинские аксакалы во главе с мэром инициировали несколько писем и публикаций в защиту музея, вопрос принят на рассмотрение аж в администрации Президента РФ. С некоторыми документами можно ознакомиться в соответствующей теме нашего форума. Одним словом, налицо признаки некоей подковерной борьбы где-то в верхних сферах министерства обороны. Мы в этом деле лишь непосвященные наблюдатели.

Хуже всего, что на этой нехорошей волне по "переносу" музея, экспозиция вновь обострилась ситуация с грабежами. Пока подождем публиковать подробности, но обстановка весьма напряженная
 
А кто контролирует маляров, почему полоса вверх ушла? Договор какой-нибудь есть?
 

Волонтеры к этой покраске отношения не имеют, увы.
 
Володя выложил симпатичное фото недокрашенного Ту-144:



В обеспечение покраски, на минувших субботниках мы откатили из-под хвоста Ту-144 второй МиГ-29, чему предшествовала немалая подготовка.





Пока, впрочем, маляры куда-то делись и покраска уже 2 недели не ведется. Погода, надо сказать, этому и не способствует. Ждем первого снега.
Мы готовимся снова лезть "на крышу" обследовать электропривод передних крылышек, где по неизвестной пока причине, упало сопротивление изоляции.



В салоне наконец подогнали по месту, покрасили и установили недостававший молдинг в дверном проеме 3го салона. Донор взят с утилизированного Ту-154:



Также сняли и отмыли от налипшего поролона еще несколько панелей пола из 3го салона, на которые весной настелим ковролин.

Но самое главное, что Сергею удалось оживить все концевые выключатели открытия дверей и люков. Теперь на ДОДы в кабине будет штатно работать соответствующая индикация. А в осталбное время смонтируем сигнализацию с автономным питанием. При открытии любого люка или двери будут включаться видеокамеры, сирена и запись с передачей данных в Интернет. С последним концевиком пришлось повозиться. Он оказался забит мусором и древней смазкой. Вскрыть крышку оказалось целым подвигом из-за неудобного расположения винтов. Два из них пришлось срезать алмазной фрезой (каленые). В субботу как следует прогрели механизм феном, пролили керосином с гидрашкой и все заработало.


Кустарный вариант сигнализации заработает в самое ближайшее время. Полноценная охранная система в стадии закупки. Любые пожертвования на это дело приветствуются.
 
Спасибо всем, кто продолжает переводить посильные пожертвования! Всё получаем, сейчас все собранные средства идут на охранную систему.
 
Покраска монинского Ту-144 почти закончена. Но к сожалению, именно почти. Перед снегопадом самолет выглядел так:




В принципе, нарядно. Но с правого борта киль так и не докрасили. Теперь уже, видимо, весной, если сподобятся.
Красили они вот такой краской:


Вроде, написано, полиуретан. По рекламе все здорово. Но это точно не авиационная краска и цена ее на порядок, а то и два, ниже. Что за зверь на самом деле, могут сказать только специалисты. Если таковые есть среди читателей, просьба высказаться в комментариях!

Основной вопрос, конечно, в слабенькой подготовке поверхности, и в покраске глубокой осенью, при температурах чуть выше нуля и частых дождях. Сколько сохранит нарядный вид это ЛКП - неизвестно. Будем есть посмотреть.

Внутри тоже продолжаются реставрационные работы.
Как и обещалось, заработал щиток со световой сигнализацией открытых дверей и люков.

Закуплено оборудование для охранной системы. Его уже протестировали на столе. Будут и контактные датчики и датчики объема, движения, скрытое видеонаблюдение, сирены и отправка данных по интернету. Поможет ли это против бездействия руководства музея - вопрос. Но это максимум, что мы можем на своем уровне.

В салоне, нашли донора для изготовления декоративного лючка в "люксе". Лючок в облицовке потолка был полностью утрачен и все эти годы заменен на самодельный эрзац. Как выглядел оригинал - неизвестно. Подобрали нечто близкое от Ту-154Б. Будем разбирать, переклепывать, переделывать под нужные размеры.

К сожалению, Женя так и не смог напечатать на своем 3D-принтере ручки для шторок иллюминаторов, которые нуждаются в замене. Если кто может в этом помочь, это будет очень кстати. Модель в SolidWorks готова. Детали должны выглядеть так:



Ну и напоследок, решили обслужить капоты двигателей. Мотгондолы на Ту-144 не герметичны, серху в них затекает дождевая вода и скапливается внутри. В старые времена в капотых были просверлены дренажи, но они оказались слишком тонкими и быстро забиваются. Пришлось снова воевать с прикипевшими замками, вскрывать, устранять следы коррозии и делать дренажи больше.