"Мёртвые" Ту-144

В минувшую субботу полностью смонтировали новые перила взамен спиленных. Остается только покрасить, чему пока препятствует холодная погода.

332149_800.jpg

Почти закончили монтаж сдвижных дверок на верхней площадке. Буквально несколько винтиков остается, которых просто не хватило.

332357_800.jpg

Как уже упоминалось ранее, правая дверка взята с донорского трапа, где она была левой. Для переноса крепежей на правую сторону, ее пришлось полностью переклепать.


333418_800.jpg

Использовали како бычные, так и вытяжные авиационные заклепки и пневмоинструмент. Испытываем острый недостаток качественных сверел, а главное — зенковок на 90 и 120 градусов. Стоят эти расходные по сути материалы, не мало, да и в продаже встречаются не часто! Если кто может помочь, мы будем крайне признательны!

333779_original.jpg

Теперь остается дождаться тепла и покрасить вновь установленные детали. Сам трап покрашен хорошо.
 
Реклама
А для этого дверку пришлось полностью расклепывать, чтобы потом склепать заново
Извиняюсь, а почему/для чего пришлось перелицовывать дверцу? Просто полозья с одной стороны на другую переставить нельзя было?
 
Это и требовалось сделать. Только полозья приклепаны впотай к обшивке дверки и стрингеру внутри. Чтобы перенести на другую сторону, нужен доступ к другой стороне с изнанки. И новый стрингер в другом месте. По сути, это означает расклепать дверку и склепать ее заново. Что и было сделано.
 
Работы продолжаются. Основная часть по новому трапу закончена. Ждем тепла, чтобы покрасить вновь установленные перила. В субботу, ребята начали переделывать резиновый бампер на верхней площадке, предохраняющий от суодарения с самолетом. Родной сгнил, меняем на самодельный. Фотографий к сожалению, не сделал, может кто из коллег пришлет позже...



На борту тем временем, подогнали с помощью напильника отфрезерованную Вадимом заготовку для муляжа переключателя на приборную доску бортинженера (рассказ об это йдетали был выше). Теперь будем анодировать, красить и собирать муляж.

Также занялись ремонтом электропривода кресла левого летчика, который вышел из строя еще в прошлом году.

333894_original.jpg

Разрегулировался механизм концевых выключателей, который автоматически отключает мотор в крайних положениях. Но чтобы его отрегулировать, пришлось частично разобрать привод, методом прозвонки определять, какие контакты за что отвечают, на соплях включать электродвигатель в обе стороны. Так почти весь день и провозились.

Ну и благодаря новеньким ребятам, установили лампу подсветки в наш проекционный индикатор ПИНО с имитацией карты, о котором ранее тоже рассказывалось.

334204_original.jpg

Опытным путем установили, что лучше всего экран индикатора с картой подсвечивает светодиодная лампочка для потолочных светильников из хозмага. Но работают такие лампы от 220В или от 12В. Пришлось заказать отдельно китайскую платку, которая позволяет с входных 27В постоянного тока получить на выходе 12В и запитать лампу от самолетной сети. Причем, лампа внутрь прибора не влезала, пришлось опилить ей корпус, перепаять контакты, вывести провода на штепсельный разъем в корпусе прибора, и на выключатель с его лицевой панели. Полностью закончить пока не успели, но к 9 мая все должно работать!
 
В субботу закончили монтаж сдвижных дверок на новом пассажирском трапе. Также полностью сделали резиновый буфер на верхней площадке, предотвращающий соударение с самолетом.

334339_original.jpg


334795_800.jpg

Если резина будет пачкать борт, придется обтянуть дермантином.

Также наш коллега Эдвин на собственном производстве выточил набор пуансонов и отформовал из отходов пробный плафон "ВЫХОД" взамен утраченных в пассажирском салоне.


334856_800.jpg

Высоту мы сточим, это не проблема. А вот ребра получились слишком острыми. Ндо доработать пуансон хотя бы вручную, перед тем как формовать основные варианты.
 
Как сообщалось ранее, все механические работы по реставрации нового пассажирского трапа для Ту-144, закончены. Остается покрасить вновь установленные детали: две сдвижные дверки на верхней площадке и перила.
С этой целью, на неделе были закуплены лакокрасочные материалы:
335307_800.jpg

В субботу занялись подготовкой к покраске. Большая часть коллектива выступала за максимальное упрощение процесса. Закшурить старые слои краски сверху и закрасить. Однако, несмотря на скепсис и споры, все же решили потратить время и смыть детали до металла. Для этого пришлось докупить еще 2 банки смывки на 1300р, и потратить целый субботник.
Дул сильный ветер, который сушил смывку, не давая ей разъесть краску. Приходилось намазывать детали и тут же заматывать их пленкой.
335488_original.jpg

Через несколько минут смывать струей "Керхера":
335825_800.jpg

И повторять процедуру пока не сойдут последние слои вековой краски:
336021_original.jpg

В результате получаем чистенькие детали без повреждений металла, в заводском анодировании и грунте:
336234_original.jpg

Аналогичную процедуру повторяем с перилами:
336572_original.jpg

Перила закончили не до конца. Дул сильный ветер, который мгновенно сушил нашу смывку, мешая разъесть краску. Погода портилась и мы уехали буквально за минуты до урагана.
Остается закончить смывку перил, загрунтовать и покрасить детали краскопультом.

Стоило ли оно того? Вопрос философский. Физически работа не очень сложная, только мажь, да бегай туда-сюда подноси детали. По окончании - девственно чистый металл без каких-либо механических повреждений. Опыт вышкуривания насухую на примере обтекателя РЛС, уже имеется, есть возможность сравнивать. Да и самолеты мы уже не раз шкурили:
337112_original.jpg


И даже пытались смывать, правда опять же, с применением абразивных технологий.


337264_800.jpg


Было ли это проще, быстрее, качественнее, могут рассказать сами участники работ.
Конечно, этот несчастный трап можно было бы и вообще не шкурить, а обоссать покрасить поверх баллончиками. Да и с клепкой можно было не связываться. Посадить на болты и саморезы, в крайнем случае - китайскими вытяжными закрепить. Стоит ли игра свеч - хз?..
 
Мы так и не успели покрасить перила и сдвижные дверки нового пассажирского трапа до Дня открытых дверей 9 мая. Но смыли полностью, почистили и установили на места. Детали чистенькие, блестят девственным анодированным алюминием. Браться за них можно, никто из посетителей не рискует испачкаться или пораниться. Покрасим к следующему ДОД.

В таком виде трап отправился на помывку.

337518_original.jpg


А затем — на примерку к самолету.

337968_800.jpg

Встал "как родной" (он и есть "родной").

338183_800.jpg

Уже завтра, 9го мая, по этому трапу, на борт Ту-144 пойдут посетители традиционного Дня открытых дверей. Пользуясь случаем, прилгашаем всех желающих. Вход бесплатный, экскурсии по самолету за наш счет :)
 
Однако нас конечно волнует вопрос сохранности самого трапа, в который вложено немало денег (спонсорских и наших) и сил. Под палящим солнцем и осадками, он за два лета выгорит и потребует уже более серьезного ремонта. Убрать его в ангар после 9 мая нам вряд ли позволят, а постоянно чехлить и расчехлять весьма трудоемко.

А главное, стоящий все лето у Ту-144 симпатичный пассажирский трап с расочными надписями и флагом, представляет собой хорошую приманку . В первую очередь — для администрации музея, который не дал на него ни копейки, и вообще никакого участия не принимал. Однако без сомнений, администрация будет использовать гостеприимно стоящий у самолета трап для своих экскурсий и киносъемок на борту. Кто-то с этого будет иметь пряники, а нам останется переживать и подсчитывать ущерб.

А во вторую очередь — для посторонних несанкционированных посетителей. Трап, стоящий без охраны у пассажирской двери самолета, теперь будет привлекать желающий проникнуть внутрь вдвойне.

Намедни мы уже обнаружили вскрытым самолет Бе-32, внутри которого, по совпадению, уже нечего брать после многочисленных предыдущих набегов.

Также неделю назад мародерами был взломан радиоотсек на самолете Ан-24, которые реставрирует бригада наших волонтеров. Люк в итоге закрыли, но повреждений на самолете добавилось.

338499_original.jpg

338878_original.jpg

Одновременно, некто явно полазал в нише шасси нашего Ту-144, вскрыв технологические лючки.

Одним словом, ситуация с охраной музея с годами не улучшается. Так что, как говорится, спешите видеть. Пока есть, что смотреть...
 
Батарейки заряжать негде, а вручную трап как старый, так и новый, откатывался после каждого открытия. Вот только у музейщиков хватает сил подкатить его обратно и вскрыть самолет самостоятельно. Закрыть за собой - как правило, уже не хватает.
 
Реклама
На последовавшем почти сразу после ДОД субботнике, мы по горячим следам, покрасили недостававшие детали нового трапа!

339759_800.jpg





340159_original.jpg


340369_800.jpg


На этом, работу с ним можно считать законченной. В будущем, от воздействия солнца, осадков и шаловливых ручек, он конечно, еще не раз потребует ремонта. Но пока, спасибо всем, кто помог, в том числе, пожертвованиями.
 
Краткий обзор эпопеи с пассажирским трапом. Для истории.

Итак, в ноябре 2017г на нашу страницу в ВК пришло сообщение, что в Люберцах на авторазборке стоит симпатичный аэродромный трап.

314931_800.jpg

Весьма редкий в наше время образец СПТ-114 с удлиненной лестницей. Хозяева готовы его продать за сумму около 100000р.

Основную часть средств пожертвовал Фонд помощи Яши Фоминых. Остальное пожертвовали посетители, читатели, и мы сами.

В декабре 2017г трап был доставлен в музей.

316327_800.jpg

Поскольку на разборке его уже начали разделывать на металл, то обнаружилось отсутствие части перил и ограждения верхней площадки.

Пришлось снимать срезанные остатки перил для их замены за счет ранее выкупленных Внуковских доноров, у которых лестницы низкие.

315586_800.jpg

Трансплантировать пришлось стойки, каркасы и сами поручни. Попутно провели ревизию пневматического инструмента для авиационной клепки и попрактиковались на случай, если придется клепать самолет.

323924_800.jpg

325298_original.jpg

Не все элементы подходили без переделок.

328911_original.jpg

Затем приступили к восстановлению сдвижных дверок, ограждающих верхнюю площадку.

329562_original.jpg

Одна была в комплекте, хотя и не подходила по крепежу (видимо, с другого такого же трапа). Вторую пришлось тоже переносить с донорского трапа, попутно «перелицевав» шарниры на правую сторону!

329850_original.jpg

330074_original.jpg

Для этого, дверку пришлось полностью расклепывать, высверливая сотню-другую заклепок.

331725_original.jpg

В апреле 2018г было закончено восстановление поручней, и обе дверки.

333180_800.jpg

332357_800.jpg

Пока стояла холодная погода, переделали еще резиновую подушку для упора в самолет.

334339_original.jpg

Как только потеплело, принялись за малярные работы по новым старым деталям. Для начала смыли старые слои краски.

336021_original.jpg

Затем пришлось установить трап у самолета и провести с ним экскурсии на ДОД 9 мая 2018г.

337968_800.jpg

Ну и в сразу после ДОД, таки покрасить оставшиеся детали.

340159_original.jpg

339759_800.jpg

И наконец, установить их на места уже окончательно!

340369_800.jpg

Вот такая это была история. Спасибо всем, кто помогал и участвовал!
 
Наверное больше сюда (админы, поправьте пож. если не туда)

ВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНА ПОЛЕТОВ САМОЛЕТОВ Ту-144
ПО ПРОГРАММЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ.
9Q3u6hF9HG8.jpg

Из книги: Туполев-144 стр. 268
 
Судьба музея и Ту-144 снова повисла на волоске. Рабочего настроения это не прибавляет.

Пока маршалы решают, мы все же закончили муляж утраченного переключателя расходомера гидросистем для приборной доски бортинженера.

Как сообщалось ранее, украденную вандалами деталь пришлось внешне воспроизводить по размерам, снятым на самолете-близнеце в Самаре в 2014г. После 3D-моделирования, Вадим бесплатно выточил корпус на своем производстве на ЧПУ. Затем на одном маленьком ракетном заводике детали анодировались и красились авиационными грунтами и красками. Качество может и не супер-пупер, но так уж делает цех. Аутентичнее некуда. Фурнитуру вставляли сами из россыпи, найденной в музее.

341953_original.jpg

342119_original.jpg

В субботу переключатель занял свое место на приборной доске.

342281_original.jpg

Снаружи продолжалась работа по подготовке стоек шасси к смывке и покраске. Пока самолет не успел выгореть и облезть после покраски, хочется успеть это сделать. Пока начали снимать крепления проводки, датчики, фары и все, что будет мешать.

343005_original.jpg

Наиболее терпеливые участники нашей бригады то и дело отвлекались на вопросы посетителей.

343166_800.jpg

То сочувствующие соотечественники, то делегация из Японии, то группа из Китая... Времени и сил эти беседы, переходящие в экскурсии, занимают не мало. Большинство заинтересованных, впрочем, с удовольствием помогают в том числе и рублем (ну или йеной). В частности, из собранных пожертвований закуплена канистра авиационной смывки. В довесок на пробу бесплатно дали по флакону авиационных моющих средств с консервирующим эффектом.

18013_87b012cc948663f516cd5b9c894d3817.jpeg

343397_800.gif

Ну в самолете, пользуясь теплым сезоном, решили вернуться к укладке ковролина в третьем салоне. Чтобы его наконец уложить, надо убрать из салона все лишнее. За годы реставрации там образовался настоящий склад нужных и не нужных материалов. В субботу начали развозить все это добро по более подходящим местам хранения.

343581_original.jpg
 
12го июня в музее прошел очередной День открытых дверей. И хотя июньский ДОД традиционно самый малочисленный в плане посетителей, даже к концу дня на парковке не было мест, а машины посетителей ютились вдоль подъездной дороги и даже в прилегающем к музею перелеске. Это к вопросу о посещаемости музея. Если бы МО РФ, которому он принадлежит, хоть немного позаботилось о развитии музея, на месте разрушенного гарнизонного автобата вполне можно было устроить гостевую стоянку. Но армии это не интересно. «Передай этим прекрасным парням, во главе со старшим сержантом Лавровым, что к стирке у нас интереса совсем нет. Мы Родину пришли защищать» (С, ДМБ).

Сам ДОД был примечателен тем, что впервые на въезде в музей был развернут детский городок с батутами и карусельками на авиационную тематику. Организовывали их приезд неравнодушные волонтеры из числа местных жителей, чему предшествовали длительные переговоры.

Кроме того, во время праздника в музее прошла рекламная акция фирмы Karcher, которые также по приглашению наших ребят , при большом стечении народа, мыли самолет своим оборудованием. В данном случае, мыли Ту-104, которым занимается другая волонтерская бригада.

344048_original.jpg

Ну а на Ту-144 все прошло в привычном уже режиме.

344440_original.jpg

Экскурсии в салоне

344674_800.jpg

Осмотр салона «Люкс»

344854_original.jpg

Осмотр кабины экипажа

345218_original.jpg

Будем надеяться, этот ДОД не станет последним, и музей не будет ликвидирован или «перенесен», как выражаются в МО РФ.
 
После прошедшего ДОД, начали продолжать наводить порядок на борту. Женя разгребал скопившийся склад барахла в третьем салоне, а ребята просушили ковровые дорожки, доставшиеся нам в 2011г от Аэрофлотовских Ту-154.

345392_800.jpg

Ввиду назревшей необходимости смывать стойки шасси для перекраски, а также помывки всего самолета, мы посетили магазин противопожарной техники. Закупили 5 пожарных рукавов для подачи воды к «Керхеру» от единственного еще функционирующего на весь музей пожарного гидранта. К сожалению, рукава приходится закупать регулярно. Территория большая, длина магистралей для помывок экспонатов, тоже. Как правило никто рукава после работы не расстыковывает и не сушит, не говоря уже о правильном хранении. Поэтому из строя они выходят быстро. В этот раз постараемся держать свои отдельно.

Заодно купили новые огнетушители на борт взамен давно просроченных музейных. Суммарно получилось 12000р из ранее собранных пожертвований. Чуть позже выложим чеки.

345801_original.jpg

Ну и наконец, стартовал процесс собственно, смывки старой не аутентичной краски со стоек шасси.

346025_800.jpg

346208_original.jpg

В следующий раз надо еще докупить СИЗ взамен изношенных, а также закрыть все лишнее укрывной пленкой!
 
Реклама
В минувшую пятницу в музей приезжала комиссия по переносу экспонатов в парк «Патриот» (Кубинка). Мы, волонтеры, люди посторонние, к этому таинству не допущены. Что там решили нам неизвестно. Для себя договорились, что будем работать до последнего, пока не приедут солдаты (или кто там еще) с бензорезами разбирать экспонаты.

Так что, в субботу наши работы продолжались в обычном режиме. К сожалению, единственный на весь музей пожарный гидрант был опечатан, а ответственный за него — в отпуске. Работа по смывке стоек шасси и помывке всего самолета, оказалась невозможной. Переключились на многострадальный третий салон. Наконец, начали укладку ковролина на пол.

Сначала все еще раз пропылесосили.

346397_800.jpg

Затем, нарезанные еще два года назад полосы ковролина, начали укладывать между креплениями кресел. А поскольку третий салон самый большой, то и кресел там больше всего. Снять их все для удобства работы слишком трудоемко. Поэтому, снимали по 2 ряда, укладывали под ними ковролин, снимали два следующих ряда, а предыдущие ставили обратно. При снятых креслах и уложенном ковролине, в салоне появились даже лежачие места!

346648_original.jpg

Все технологические люки в полу прорезали и оклеивали отдельными кусками, чтобы сохранить к ним доступ и возможность открытия без снятия ковролина.

346969_original.jpg

Суммарно за день успели таким образом положить 8 рядов по левому борту.

347148_original.jpg

Работы предстоит еще много. Если МО РФ не прикончит Ту-144 раньше, то до холодов мы надеемся закончить.

Но в свете последних событий, каждый следующий субботник может стать последним с 2005г.

P.S. Как и обещали, выкладываем чеки за купленные ранее на пожертвования рукава и огнетушители. Если продолжение работ окажется невозможным, оставшиеся средства переведем на детский дом или какой-нибудь благотворительный фонд, о чем будет сообщено отдельно.

347615_original.jpg

347682_800.jpg

347949_original.jpg
 
Назад