"Мёртвые" Ту-144

В музее работает комиссия Минобороны, определяющая дальнейшую судьбу экспонатов музея. В СМИ уже появился ряд публикаций по этому вопросу. Будем надеяться, общими силами музей удастся отстоять или хотя бы, минимизировать потери. Никаких официальных решений пока нет.

Ну а мы, как и договорились, продолжаем работать до последнего. В минувшую субботу, наконец, удалось водворить на место подаренную нам внуком работника Воронежского авиазавода, историческую модель Ту-144 77106. Закончили подставку и установили модель в салоне ее прототипа.


С одного из ликвидируемых складов аэродрома «Раменское» в Жуковском, коллеги привезли отлично сохранившееся кресло «люкс»:


С его помощью можно будет отреставрировать пару-тройку оригинальных кресел такого типа в салоне Ту-144. К сожалению, поиск и вывоз подобных раритетных запчастей у нас затруднен отсутствием рабочих рук. Нужна помощь всех, кто имеет возможность в будние дни приезжать в Жуковский и помогать грузить-выгружать выбрасываемое там имущество. Если кто-то готов помочь, пишите в личку. Дни таких поездок оговариваются каждый раз отдельно.

В субботу продолжали смывку передней стойки шасси для дальнейшей покраски. Фото будут позже!
 
В субботу нас посетил энтузиаст и любитель раритетных авто времен СССР. Привез вот такое чудо техники 1974 г.в. Практически, ровесники с нашим подопечным!


Сделали фото на память:


Ну а на заднем плане, как видно, субботник шел своим чередом. С утра разложили 100-метровую магистраль из пожарных рукавов, чтобы обеспечить водоснабжение для Керхера. После чего продолжили смывать старую краску с передней стойки шасси.



В третьем салоне продолжалась укладка ковролина, ждавшего своего часа аж с 2011г.



На крайнем фото видно, как изламываются дорожки ковролина в хвосте самолета, где фюзеляж сужается. На этом этапе пока и остановились. Кресла левого борта расставили по местам.
 
После весьма смелой критики идеи переноса музея в парк «Патриот», к нам в гости приехал Рубен Есаян.


Рубен Татевосович оказался крайне интересным человеком. Из его уст мы узнали много интересного и заручились поддержкой на будущее.

Ну а на борту тем временем продолжались реставрационные работы.

Своим чередом идет смывка краски с передней стойки. К сожалению, процесс затягивается. Но это максимум, что мы можем имеющимися скромными силами.

В третьем салоне начали укладку ковролина по правому борту, где расположены сильно мешающие тройные блоки кресел. Их пришлось временно снять.



Как и везде до этого, все технологические люки в полу мы прорезаем в ковролине, чтобы их можно было открывать.

Пока доклеили до сужения фюзеляжа в хвосте. Будем продолжать.
 
Думаю, Вы правы. Посмотрю в документации. Люкс это просто наш жаргон. Посетители на современный манер называют бизнес-классом. Но как правильно заметил наш коллега, в те годы бизнесменов в СССР возили совсем в других условиях и в другие места.
 
_ПЗ_, да, бизнес-класс появился в "Аэрофлоте" только во второй половине 80-х и тогда это был (как и везде в мире) просто улучшенный эконом. Место первого он занял уже в XXI веке.
В Ил-62 и Ту-154 был первый класс 2+2 именно с такими креслами, как на фотографии.
 
Субботнее утро начали с традиционной прокладки пожарных рукавов.


Затем установили и подключили «Керхер», принесли химию, и начали продолжать смывать слои старой краски с передней стойки шасси.


Приехавший пораньше Сергей в самолете запустил преобразователь 27 — 36В от ранее купленного ВАКСа. Теперь на борту появилось напряжение 36В, которым питаются многие приборы в кабине экипажа. Идет сложный процесс восстановления порубленной проводки к некоторым из них.


А в третьем салоне продолжали укладку ковролина. Нас посетила молодая пара из Казани. Ребята попросились на экскурсию, предложив в обмен свою помощь.


Общими усилиями, уложили почти весь салон до хвостовой части, где начинает сужаться фюзеляж.


Остальное продолжим в следующий раз!
 
Он такой и был или после переезда таким стал? Если после переезда -то печаль...
 
А где обшивка салона и багажные полки тогда?
 
На этой неделе практически закончили с укладкой ковролина в 3ем салоне. Оставался небольшой участок в хвосте, где фюзеляж сужается. Там пришлось ковролин подгонять по месту.




Люки в полу прорезали, чтобы оставался доступ после укладки ковролина.


По окончании, установили по местам все кресла. Осталось обклеить люки в полу, которые прорезали. И еще остался лишний ковролин, которого возможно хватит на средний вестибюль и буфет.
 
В субботу оклеили ковролином все съемные люки в полу третьего салона. Довольно кропотливая работа, но от нее никуда не деться.


Теперь все открываемые панели в полу выглядят так:


В оставшееся время разметили участок под хвостовой частью самолета, куда необходимо положить бетонные плиты для установки хвостовой подпорки. Как сообщалось, во избежание опрокидывания самолета зимой от тяжести снега или летом от нерасчетного количества посетителей в хвосте, мы еще прошлой зимой подставили под хвост неисправный гидроподъемник от другого самолета. Но за прошедшее время он уже успел врасти в землю. Чтобы обезопасить экспонат от опрокидывания на годы вперед, под этот подъемник надо подложить бетонные плиты. Аэродромные плиты в музее есть, но техники для их укладки, нет. Сейчас у нас есть достаточное количество денежных средств с различных пожертвований, чтобы нанять подъемный кран, трактор и все что потребуется. На субботнике мы обмерили плиты и разметили соответствующее место. Будем надеяться, в ближайшее время удастся нанять технику и уложить пару плит под хвостовую подпорку.



Кроме того, мы начали чехлить наш новый пассажирский трап. Летний сезон кончился, наступает непогода. В минувшую субботу успели доставить и зачехлить только один кусок брезента. На большее не хватило сил. Постараемся закончить в следующий раз.
 
Наконец все срослось с тяжелой техникой, сбором пожертвований и свободным временем. На неделе прибыл кран, трактор и грузовик для укладки плит под хвостовую опору.




выровняли грунт, подсыпали песочка.





Затем погрузили краном аэродромные плиты из запаса в 40 метрах, доставшегося музею после ликвидации Академии и перевезли их к Ту-144.



Укладка краном с ювелирной точностью, прямо под хвост Ту-144.

Наши юные волонтеры, будущие авиаторы.



Примерили импровизированную хвостовую подпорку.
А подумав, решили положить сразу и еще одну плиту сбоку.



Это чтобы иметь возможность в будущем ставить пассажирский трап к хвостовой аварийной двери, как это сделано в Ульяновском музее. Некоторые коллеги высказывают сомнения насчет идеи доступа посетителей с хвоста. Будем все тщательно проверять и испытывать на себе прежде чем принимать решение. Главое, что теперь под самолетом совершенно надежная хвостовая опора. Никакой снег или скопление посетителей в хвосте уж точно его теперь не опрокинут!

Огромное спасибо Игорю Анатольевичу, сделавшему всю работу по сути по цене топлива.
А также Жене и Олегу за потраченные силы и время.
 
Ранее уже сообщалось, что среди прочих трофеев, нам досталось несколько запасных иллюминаторов от Ту-144. На 77106 хвостовой иллюминатор по правому борту был разбит вандалами еще в начале 2000х годов и наспех заклепан металлом.


Соответственно, сейчас появилась возможность его заменить. Начали с обследования конструкции изнутри.


Конструкция очень не простая. Сначала демонтируется облицовочная панель из салона.



Затем шторка и внутреннее стекло салона.



Затем силовая рама, прижимающая основной стеклопакет.

На этом пока остановились. Заказали еще одно ведерков авиационного герметика ВИКСИНТ. Как только заказ придет, начнем демонтаж разбитого стеклопакета. Резиновый уплотнитель вроде бы сохранился хорошо.
 
В субботу продолжили и закончили замену разбитого иллюминатора в хвосте.
Заглушку пришлось отсверлить.


Иллюминатор был вклеен на авиайционный герметик ВИКСИНТ. Аккуратненько его оторвали, сохранив резиновый уплотнитель.



Вот что оставили после себя непрошенне посетители прошлых лет:


На минувшей неделе мы получили заказанный ранее герметик. Очень не дешевое удовольствие. Упаковка обошлась в 4700р. Герметик безусловно крутой, но и технология его приготовления не самая простая. Имея опыт предыдущего раза, мы решили использовать достаточно точные электронные весы для замешивания строго нужного количества компонентов. Перемешивать их требуется строго в течение 10 минут. После этого, новый стеклопакет был вклеен на законное место.


На картинке видно, как промахнулись маляры с нанесением аэрофлотовской ливреи. Не говоря уже о том, что на крыле при косом осеннем свете позорно проявляется закралитый краской мох.



Изнутри стеклопакет прижимается силовой рамой на винтовом крепеже, и декоративным внутренним стеклом со шторкой.
 
Владислав с Андреем починили наш древний трактор. Пришлось вручную перебрать и отрегулировать ТНВД и сцепление. В минвшую субботу испытали его после долгого простоя.


Отбуксировали пассажирский трап на зиму в ангар.



В салоне также закончили работы, запланированные на теплый сезон этого года. Пол среднего вестибюля и буфета получил ковролиновое покрытие.



Теперь весь самолет застелен. Дело сделано.





К сожалению, облицовка салона в целом, не молодеет. Павинол отслаивается, теряет эластичность, изобилует мелкими повреждениями. Подложка из дублирующего поролона давно сгнила. По хорошему, его нужно поэтапно перетягивать. Но это очень большая и пока не реализуемая нашими силами работа.