"Мёртвые" Ту-144

В субботу установили фильтр электропитания на выпрямитель ВАКС.

Скачки напряжения ушли. Не больше одного вольта теперь.



Фильтр обошёлся в 10000р, б/у с Авито. Спасибо всем, кто помог собрать эту сумму.

Также в субботу оборвали остатки малярного скотча с покрашенной стойки шасси. Все стойки теперь одинаковые, смотрятся замечательно.

И немного позанимались ремонтом стремянок.

Коллеги продолжали колдовать с трапом. Подобрали толстый кабель и обжали на нем клеммы. Гидронасос и подсветку теперь можно записывать от того же ВАКС. Выбрали два не совсем убитых грузовых аккумулятора из тех, что остались от ГаЗ-66, КрАЗ и трактора. Есть шанс доехать на них до ангара своим ходом.
 
В субботу продолжали заниматься трапом.
Установили фару и зеркала заднего вида.



Никита привез пуско-зарядное устройство достаточно большой мощности, от которого записали гидронасос и тяговый электродвигатель. Мощности вполне хватает, трап ездит своим ходом на длину питающего кабеля 220В. Но чтобы доехать до ангара, лучше использовать аккумуляторы.
 
В субботу на борту закончили с электропитанием от ВАКС. Напомним, что в связи со скачками напряжения 27В, несколько потребителей вышло из строя. Пришлось покупать весьма дорогостоящий фильтр и монтировать его на выходе. Теперь пульсации сглаживаются, а потребители постоянного тока снова питаются централизовано от ВАКС.

В ангаре два Никиты занялись изготовлением аккумуляторной ямы для трапа. У нашего экземпляра на месте штатного отсека для АкБ, пустота. Видимо, результат попыток его утилизации прежними хозяевами.



Главный ремонт ещё впереди. Надо разобрать текущий гидроцилиндр лестницы, для чего саму лестницу как-то безопасно зафиксировать.
 
В субботу приступили к ремонту гидравлики трапа. Опустили лестницу на надёжную опору и начали демонтаж гидроцилиндра.



Задача эта оказалась непростой. Пришлось работать в стеснеееом пространстве и даже лежа под самим трапом.



Из доступной документации на трап есть лишь каталог запчастей, где показаны разрезы гидроцилиндра. Документации по ремонту нет. Так что, разбирать пришлось по наитию. На это ушел почти весь день.



Тяжеленный цилиндр висел на кране, а волонтеры ходили вокруг хороводом, стуча, матерясь и отвинчивая разные детали. Но все получилось.



Шток извлекли, поршень разобрали, сняли образцы многочисленных резиновых уплотнителей для поиска замены. Опасения вызывают лишь тефлоновые кольца, которые, судя по всему, больше всех и износились, вызвав течь.


На борту продолжалась работа с электрикой. Павел отключал все лишние потребители от бортовой шины 27В, чтобы обезопасить сеть, которая теперь питается от мощного ВАКС.



Весной, если будем живы, установим у самолёта наш генератор АЭМГ-60/30, от него через штатный ШРАП подадим на борт 200В, запитаем штатный выпрямитель ВУ-6, и самолёт встанет под ток по настоящему.

В салоне все больше опасений вызывает состояние облицовки. Никак не удается найти материал для перетяжки.




 
По фото материал похож на обивку потолка ВАЗ 2101-07 Можно попробовать подобрать
 
У нас есть такой серый, его использовали для перетяжки развандаленных потолочных панелей. А теперь нужен молочно-белый для стеновых панелей. А ещё фисташковые для кабины и розовый для вестибюлей.
 
Благодаря помощи сочувствующих читателей, нам удалось приобрести недостающий блок ФРП (фильтр радиопомех) для системы МСРП-12-96, которую мы укомплектовали этим летом также благодаря помощи читателей!! Речь идёт о бортовом регистраторе (знаменитый черный ящик) и его обвязке, образующей целую бортовую систему.





Теперь она вся в сборе!

Также, на борту, воспользовавшись хорошей погодой, сделали ещё один подход к механизму выпуска переднего крыла.



В отсеке электромеханизма справа стояла вода и жгуты проводов в луже.



Снимали правую боковую панель и прочистили дренаж.




Теперь скапливаться вода не должна. Когда открыли люки, все было в каплях воды от конденсата. Пока закрыли люки на зиму.



А в ангаре продолжали ремонт гидроцилиндра подъёма лестницы от трапа. Олег на неделе приобрел новые резиновые кольца уплотнений и собрал внутренний шток. На корпусе цилиндра присутствует ржавчина, которую придется как-то зашлифовать.
Если кто-то из читателей может сделать это профессионально на станке, мы будем весьма признательны.
 
В субботу коллеги доделали для трапа аккумуляторную яму. Фото будут позже. Также починили наш бензиновый электрогенератор 220В, и попробовали через инвертор, запитать от него тяговый электродвигатель. К сожалению, ничего не получилось, мощность китайского генератора слишком маленькая.

А на борту продолжали разбираться с дренажом крылышек.


Трубка идёт сверху, из отсека крылышек над кабиной экипажа. Проходит через этажерку с оборудованием и уходит куда-то вниз. По непонятным причинам, в ней образовалась трещина, из которой активно капала вода.




Возможно, прихватило ночным морозом, когда внутри скопилась вода.
Пришлось разбирать соединение и залить трещину оловом. Прочистка проволокой и продувка компрессором показала, что трубка свободна. Но куда она приходит пока не ясно.
 
В субботу продолжали ремонт трапа. Корпус гидроцилиндра, который поднимает лестницу, изнутри поеден коррозией.



Самые крупные раковины имеют глубину до полутора миллиметров, и таких достаточно много. По хорошему, надо заказывать новый корпус, но это не реально, слишком дорого.

Пока не остаётся ничего другого, как шлифовать изнутри, максимально сгладить коррозию, чтобы меньше изнашивались резиновые уплотнители.



Из мешалки для бетона и войлока сделали вот такой шомпол. На него наматывали мелкую наждачку и шлифовали изнутри электродрелью. В следующий раз ещё зашлифуем сколько получится и в конце, отполируем пастой ГОИ. Большего в наших условиях добиться не получится.



В конце дня сложили все в помещении бывшей типографии, куда нас переселил музей после сноса нашей бытовки-домика. В ближайшее время администрация планирует убрать ремзону и склад запчастей и из ангара #7, где мы работали много лет. Что-то будет сложено и заперто в два сборных ангара на новой территории, что-то в ту же бывшую типографию. Два переезда как известно, приравниваются к одному пожару.
 
В субботу продолжали ремонт трапа. Корпус гидроцилиндра окончательно зашлифовали и отполировали пастой ГОИ.





Теперь нужно собрать все обратно и проверить.

На борту занимались восстановлением отключаемых шин постоянного тока. В среднем техотсеке обрезаны ШР и отсутствует релейная коробка, включавшая питание шин при подключении аэродромного питания, ВСУ или основных генераторов. Будем использовать что-то донорское.



Питание фар переключили на ВАКС. Стали гореть ярче!



Оставшуюся часть дня посвятили "переезду", то есть, эвакуации многочисленного оборудования, инструмента и авиазапчастей из ангара #7, где все это копили годами, в небольшое помещение бывшей типографии. Трап из ангара музей тоже намерен куда-то убрать.
 
Пришла зима и субботники вновь начинаются с привычных кадров:



Благодаря помощи наших читателей, на неделе мы получили два пульта управления радиостанциями "Ландыш" старого образца, которые так давно искали. Ура и спасибо всем, кто нам помогает!!!



Один из них мы купили на остававшиеся у нас пожертвования, другой нам чуть позже подарили.



Это позволило запустить УКВ радио, которое нам тоже подарили неравнодушные люди чуть раньше! Ту-144 снова заговорил, спустя 42 года! Все оборудование аутентичное.



Параллельно продолжали ремонт трапа. После полировки зеркала гидроцилиндра и замены всех уплотнителей, приступили к сборке.



К концу дня сборка была завершена.



Потом, правда, обнаружили ошибку. В следующий раз придется ещё раз разобрать, но это будет уже быстро.

В оставшееся время занимались эвакуацией инструмента и запчастей из ангара, который администрация музея распорядилась освободить от рабочей зоны. Куда будут эвакуировать сам трап, до сих пор точно не ясно.
 
В субботу продолжали копаться в наследии древней высокоразвитой цивилизации.

Ещё раз перебрали гидроцилиндр лестницы трапа. На этот раз собрали все окончательно.



Сам трап пока стоит на прежнем месте, хотя матчасть из ангара #7 стремительно убывает.



Отремонтированный гидроцилиндр подключили к гидросистеме трапа и прогнали несколько раз на выпуск и уборку без нагрузки.
Пока все работает, давление в системе 100атм, течей нет. Но основное испытание будет в следующий раз, когда прикрутим его на место к лестнице.
 


 
Сегодняшний субботник на Ту-144 был посвящен снегоборьбе. В начале недели выпало рекордное количество снега. А в конце недели потеплело до +1 и пошли дожди. Снег слипся, но не растаял.



С утра откопали подъезд к самолёту, затем откопали стремянки и лишь потом дошла очередь до очистки крыла.



Работать было исключительно тяжело и опасно из-за скользкой обшивки под слоем снега. За субботу очистили только левую плоскость,и то лишь там где не слишком покато.



Также на неделе произошло радостное событие. Приехал купленный нами речевой информатор РИ-65-10 ("Рита").





Наша "партийная касса", целиком состоящая из пожертвований читателей, теперь опустела, зато к лету самолёт заговорит ещё активнее.

Речевой информатор представляет собой специальный магнитофон с записанными на плёнку аварийными сообщениями "пожар двигателя", "отказ..." и номером борта. При соответствующем отказе, пленка автоматически перематывается на нужное сообщение, которое женским голосом выдаётся в гарнитуры летчиков, на "черный ящик" и в радио эфир.
 
К сожалению музей приостановил проведение волонтерских субботников. Когда будет следующий сообщить не можем. Работы на Ту-144 остановлены. По всем вопросам вы можете попробовать напрямую связаться с музеем тел. 8 (496) 250-11-89, почта info@cmvvs.ru
 
Без объяснения причин, естественно?
Диверсантов боятся?