Мончегорск успешно переучился на МиГ-31, приобрели опыт стрельб, а Килповчане только начали осваивать боевое применение Су-27. Тут моряки, прослышав про возможности самолётов ПВО, предложили нашим поучаствовать в их опытных учениях. Они там что то новенькое испытывали. Задумка была такова. Из района Харловка (сев. Побережье Кольского) запускают противокорабельные ракеты по мишени на расстояние порядка 140 км. Вдоль трассы полёта стоят корабли, которые своими средствами пытаются их сбить. На кораблях развёрнуты КПУНИА. А нам задача ставилась сбивать эти ракеты с ППС. Порядок был определён, какие мы сбиваем, какие моряки. Профиль полёта ракет: после пуска набирает высоту порядка 1500 метров, затем снижается до 15 метров и на такой высоте выходит в район цели с последующим снижением до 5 метров. Средняя скорость по траектории около 440 м/сек. В общем ещё та ракета. Авиация строила боевой порядок следующим образом. Перед пуском стояли в зонах по курсу полёта ракет. Ближе Су-27 подальше МиГ-31. Ходили в зонах коробочкой по два самолёта с расчётом, чтобы один всегда был вблизи боевого курса. Основная задача возлагалась на Сушки и только если они пропустят, работают МиГи. Погода 10 баллов, слоистая, верх ровный примерно 3000 м., низ тоже ровный порядка 500 метров. И вот начали работу. Передают что пуск выполнен, самолёты встали на боевой. Лётчики с Су-27 передают что цели захвачены сразу после их пуска. Сближаются и начинают стрельбу. Первый пускает ракету с РГС, та успешно сходит, лётчик плавно начинает отворачивать, чтоб подсветить цель и освободить место второму. А ракета вдруг начинает крутиться, сходит с траектории. Второй заходит — тоже самое. Разрешают работу МиГ-31, тут всё без проблем. Пуск — сбитие. Затем отработали корабли. Моряки остались очень довольны. А у наших Сушек возникли проблемы. Во первых у самолётов выполнивших пуски оказались обожжены передние кромки стабилизаторов, у одного (видел сам фото) металл полностью прожжён и образовалась трещина длиной 40 сантиметров. Просто чудо что обшивку не содрало. Но самое главное заявили представители промышленности, просмотрев параметры пуска, мол лётчики не выдержали условия после пуска, превысили крен более30 градусов. Сорвав тем самым подсветку цели. Лётчики просто в трансе, как же так, ведь заявлено было по ТТД пуск по крену практически без ограничений. Оказалось что ограничение пока есть, но в ближайшее время проведут доработки и ограничения снимут. У командиров немая сцена, самолёты ведь стоят уже на боевом дежурстве.
Но вот штурмана наведения с КПУНИА в красках рассказали как наблюдали визуально картину стрельб. Противокорабельные ракеты шли с трассёрами. И вот говорят, движется трассёр, вдруг из облаков вылетает точка, взрыв и всё огненное великолепие падает в море, оставляя след как падающая звезда. Моряки были в восторге.