Морская авиация есть и будет! - IX

Модератор темы: ВВВ
Присовокуплюсь и я к штурманам, имею право! И приказ был, и пОрфель с печатью и треугольник, стёрка
и даже светящийся ночью ветрочет ! На первом фото я (у которого руки в карманах) еще курсант, радостный
такой, предчувствовал видно что скоро стану штурманом, счастлив !

на втором фото мой главный штурманский атрибут и хранилище ума - портфель. Летчикам такой не выдают,
считается, что им без надобности. У них все в наколеннике и в голове должно умещаться.


Третье фото - выписка , подтверждающая мой статус штурмана и основание для наливания стопарика не только
за фирменных, специально обученных штурманов, но и за себя (любимого) тоже.


Я с таким портфелем приехал на 40 летие выпуска, народу понравилось, кричали, покажи содержимое, ветрочет,нл-10, офицерская линейка ну и ещё что то🤣
 
Реклама
Извините.., Владимир Васильевич, но нам, лётчикам на ТУ-22, такой штурманский портфель выдавали каждому лётчику... Он у меня и сейчас есть в целости и сохранности, поскольку пользоваться им в полёте просто не представлялось возможным... У нас на ТУ-22 просто не было нормального пола (он был метра на три ниже кресла) и не было места, куда бы его поставить... Но главное, - мы не могли и не имели возможности пользоваться штурманскими инструментами, что были в том портфеле... Мы не могли бросить штурвал и заняться штурманскими обязанностями по контролю МС (места самолёта), отклонения от ЛЗП (линии заданного пути) и других штурманских расчётов... Мы постоянно должны были следить за приборами КРД ( контроля работы двигателями), остатками топлива, всех систем самолёта, своего положения в строю полка.., метеоусловиями в АС посадки, прогнозами за метео условиями на запасных АС, обстановкой в воздухе и ещё за много другой инфой...
Да уж вам ещё и портфеля с его начинкой в воздухе не хватало, но на земле в чем шлемку носили с аэродрома?
 
Всех, кто улавливает разницу между истинной и путевой, магнитным и условным, навигационным и метеорологическим, синусом и тангенсом, ортодромией и локсодромией;
Всех, кто знает, что "эшелон" — это не поезд, "дальний" — это не свет (как и ближний), а "круг" — это прямоугольник, (или частота, или позывной, но никогда не круг);
Тех кто понимает, почему ЛЗП — это прямая, а ЛФП — это "как бык поссал", а также всех тех, кого фраза: "ниже нижнего по приведенному минимальному" не ставит в ментальный тупик - Поздравляю с Праздником Днём Штурманской Службы!!! Здоровья, Вам и верного курса по жизни!!!!!
 
Недавно третью проверку на следующие пять лет.Визит парня с с аппаратурой и две печати в паспортах 2500 руб.
Тоже вызывал. Если счётчик не прошёл тест- денег не брал. А так, если исправен- 550 или 650 за каждый. Выдал докУмент с печатями. Контора челябинская, но у нас легитимная. Сейчас "Водоканал" что-то "мутит" со "специализированной" и т.п. конторой, "независимой".
 
штурманский портфель на Ту-22 выдавали каждому лётчику... Он у меня и сейчас есть в целости и сохранности, поскольку пользоваться им в полёте просто не представлялось возможным...
То, что пола в кабине на Ту-22 не было и портфель некуда ставить, это я понял.
Непонятно только, зачем его тогда выдавали лётчикам? Могу предположить,
что выдавали для переноски в нем плоских фляжек из НЗ со своей долей
шлемки (?):)актуально
 
Любимая водочка "Архангельская" вместо вчерашних 329 р. стала стоить 460 р.
Выход есть: прекратить закуп казенной водочки и перейти к её изготовлению из
заменителей сахара типа козьих шариков :)
 
Последнее редактирование:
плоских фляжек из НЗ
До сих пор пользуюсь..Правда, пополнели малехо после легкого кипячения воды в них и теперь вмещают по 1800..

В ресторацию ,видимо,как и все, кто имел доступ к фляжкам, входили с папочкой..
Официантки удивлялись,какие слабаки летчики - заказали бутылку шампанского и все уже в ж...
Правда, как-то по возвращению из Бирофельда, зашли в вагон -ресторан..Официант просек сразу и предупредил,что со своим нельзя.. Предложили ему - отказался..На работе не пью.. Но,если пригласите вечером в купе - приду.
Действительно,пришел! Как шейх, с гружёным подносом с закуской!..
Утром проснулись в уже стоящем на перроне поезде! Во Владивостоке.
 
Последнее редактирование:
Непонятно только, зачем его тогда выдавали лётчикам?
"Однокомнатные" все были с пОртфелями, ибо сам себе экипаж в одну персону весь сам скопом и водила и блудила, и за шпангоутом девятым! 🤓
 
Реклама
ШТУРМАНОВ ИМЕЮЩИХ ПРАВО, ШТУРМАНОВ НЕ ИМЕЮЩИХ НИ ПРАВА, НИ ПОРТФЕЛЯ, ШТУРМАНОВ НА КЛЕТКЕ КОМАНДИРА КОРАБЛЯ, ШТУРМАНОВ ВНЕ
КЛЕТКИ КОМАНДИРА КОРАБЛЯ, ШТУРМАНОВ ЗА 145 РУБЛЕЙ, ШТУРМАНОВ ЗА 165 РУБЛЕЙ И ШТУРМАНОВ КОТОРЫЕ ЛЁТЧИКИ И ЛЁТЧИКОВ КОТОРЫЕ ПОЧЕМУ- ТО НЕ ШТУРМАНА, НО ПОРТФЕЛЬ ПРИ НИХ .
Уважаемых штурманов ветки- представителей древнейшей и романтичной профессии поздравляю с праздником!
Задумался. Кто был штурманом у Одиссея? Кто был штурманом "Наутилуса"? Может сам Капитан Немо?
 
То, что пола в кабине на Ту-22 не было и портфель некуда ставить, это я понял.
Непонятно только, зачем его тогда выдавали лётчикам? Могу предположить,
что выдавали для переноски в нем плоских фляжек из НЗ со своей долей
шлемки (?):)актуально
Удивлён сообщение Сергея Борисовича (Пилотяга). Отлетал 10 лет на ТУ-22, и даже,
ни одной фотографии нет на ТУ-22, КК с портфелем. Имели наколенник и карту - 40 км
в сантиметре, которая лежала справа у форточки. На борту постоянно была шлёмка в
писсуаре, на правом борту, которая имела вид термоса для чая. При нужде, при длительном полёте, мочевой пузырь сливали прямо на люк. Часто техники ругались, когда открывали люк.
А шлёмку, до 1972 года, сливали в молочный бидон ёмкостью 60 литров. А после 1972 года,
по траве к капониру, каждый "член" экипажа, полз с 20 литровой канистрой. У штурмана
в портфеле помимо карт и борт пайка, имелся круг колбасы и пол буханки хлеба.
С 1970 года бортпаёк на ТУ-22 (и кажется, только в Саках), выдавали 4 Космические Тубы.
Которые выпускала Одесская пищевая фабрика. Одна туба - борщ (харчо), 2-ая Туба - куриный
или печёночный паштет, 3-я Туба - творог, 4- я Туба сок (виноградный, сливовый, яблочный,
клубничный). А штурманский портфель, ни на ТУ-16, ни на ТУ-22, не видел у КК или ПКК.
У штурманов и операторов, были точно. Там носили секретные коды и позывные.
Всех Штурманов, всех родов войск, Поздравляю с Праздником. Желаю всем здоровья.
 
Последнее редактирование:
То, что пола в кабине на Ту-22 не было и портфель некуда ставить, это я понял.
Непонятно только, зачем его тогда выдавали лётчикам? Могу предположить,
что выдавали для переноски в нем плоских фляжек из НЗ со своей долей
шлемки (?):)актуально

Была у меня такая плоская фляжечка, литра на два однако, если память не изменяет, удобная весшчь, когда передавал самолёт оставил последующему технику, шибко просил оставить, мол тебе в академиях она ни к чему будет, ан нет сто раз пожалел что оставил.
 
В ресторацию ,видимо,как и все, кто имел доступ к фляжкам, входили с папочкой..
Да,да,да, ходили тудой с папочкой, а там заветная фляжечка, заказывали бутылку водки или коньяка, ну а потом догонялись спиртом, на троих - четверых вполне хватало на поужинать.
 
"Однокомнатные" все были с пОртфелями, ибо сам себе экипаж в одну персону весь сам скопом и водила и блудила, и за шпангоутом девятым! 🤓
Как то прилетели в Сов. Гавань , погоды нет, ждём машину мы и экипаж, едет КрАЗ пассажирский, кто помнит, и тормозит возле нас, под колёса попали всё вещи. В профилактории, где ночевали, из штурманского портфеля осталось всё цело, главное Фляжка. Там было очень холодно.
 
А работа в этот период стояла? Или подменными обходитесь?
Работа продолжалась - я возил в Хабаровск на поверку мультиметры, анализаторы спектра и прочее по графику поверки, т.е. не все контрольно-измерительные приборы и частично контрольно-измерительные приборы оставались на местах, а вот в Комсомольск-на-Амуре манометры с бойлерной возил потому как осень, отопительный сезон должен был начаться и манометры срочно нужно было поверить... 🙂🙂🙂
 
Последнее редактирование:
Близко не знал о таком ©
23 марта 1982 года несчастный случай на Ташкентском авиазаводе.

В ходе поездки по Узбекистану Леонид Брежнев вместе с республиканским лидером Рашидовым должен был посетить Ташкентский авиазавод.
Решив, что программа посещений насыщена, визит на завод отменили, охрану с него сняли.
Однако Леонид Ильич настоял на посещении предприятия. На заводе объявили о приезде Генерального секретаря ЦК КПСС, и рабочие кинулись встречать высокого гостя. В то время, в СССР, разрыв между властью и простым народом не был ещё таким большим, при приезде первых лиц ещё не зачищали территорию под ноль, и рабочие были самые настоящие, а не переодетые сотрудники спецслужб.
В сборочном цеху собралось более 15 тысяч человек. Сотни трудяг влезли на леса, окружавшие самолёты. Когда Брежнев проходил под крылом строившегося лайнера Ил-76, народ сместился в ту же сторону, в результате стропила не выдержали, и деревянная площадка во всю длину самолёта и шириной четыре метра - рухнула! Брежнев и Рашидов оказались под завалом.


К счастью, Леонид Ильич был жив, но лежал на спине с разодранным ухом, из которого текла кровь.
Несколько охранников, не попавших под обрушение, приподняли площадку и несколько минут удерживали её на весу, пока сверху продолжали падать рабочие.
Если бы не охранники, генсека просто раздавило бы. Он отделался сломанной ключицей.
Врачи требовали госпитализации, но Брежнев отказался и следующие два дня, превозмогая боль, участвовал в праздничных мероприятиях.
Его движения были скованы, речь заторможена, со стороны казалось, что он под хмельком. Позже снимки показали, что кость сместилась, но из-за проблем с сердцем операцию делать не решились, ключица так и не срослась.
Жить Леониду Ильичу оставалось немногим более полугода.
 
Последнее редактирование:
Близко не знал о таком ©
23 марта 1982 года несчастный случай на Ташкентском авиазаводе.

В ходе поездки по Узбекистану Леонид Брежнев вместе с республиканским лидером Рашидовым должен был посетить Ташкентский авиазавод.
Решив, что программа посещений насыщена, визит на завод отменили, охрану с него сняли.
Однако Леонид Ильич настоял на посещении предприятия. На заводе объявили о приезде Генерального секретаря ЦК КПСС, и рабочие кинулись встречать высокого гостя. В то время, в СССР, разрыв между властью и простым народом не был ещё таким большим, при приезде первых лиц ещё не зачищали территорию под ноль, и рабочие были самые настоящие, а не переодетые сотрудники спецслужб.
В сборочном цеху собралось более 15 тысяч человек. Сотни трудяг влезли на леса, окружавшие самолёты. Когда Брежнев проходил под крылом строившегося лайнера Ил-76, народ сместился в ту же сторону, в результате стропила не выдержали, и деревянная площадка во всю длину самолёта и шириной четыре метра - рухнула! Брежнев и Рашидов оказались под завалом.

Во время первой поездки Хрущева в Приморье,в 1954г. была организована охота на острове Аскольд. Охотились
на ручных оленей. Из гражданского населения на острове были маячники, персонал метеостанции, члены семей
военнослужащих местных Вч / береговой обороны/.Путь высоких гостей, от пирса к месту охоты пролегал
через жилой городок. Там же находились маяк и метеостанция. Островитянки собрали букеты полевых цветов дабы
поприветствовать высоких гостей. Охрана открыла огонь. К счастью стреляли поверх голов. Ведавший охраной
генерал Серов,на всех высших постах, прославился чрезмерным рвением. Тем более 1954 год-это первый год
существования КГБ. И ведомство непрочно стояло на ногах.
Участником тех событий был радист-метеоролог Владимир Денисович К***а. /1938-1998гг./ После семилетки
закончил курсы ДОСААФ и направлен на Аскольд. В конце 90-х.я недолго работал с ним на радиоцентре.
 
Реклама
И ещё....
Этот случай часто здесь разбирали в такой ©
и от лица участника , да с картой не видел...интересно......
24 марта 1983 марта Ту-22К с ракетой Х-22 203 гвардейского ТБАП (аэр. Барановичи) залетел в Иран.



24 марта 1983 года экипаж Ту-22К № 63 в составе командира корабля майора М. Ф. Чижова, штурмана старшего лейтенанта С.М. Дроздецкого и оператора капитана В. И. Мерзликина должен был выполнить ночью полет из Моздока по маршруту ведущим ударной группы с тактическим пуском ракеты на 700-м полигоне.



Комментарий непосредственного участника событий - оператора РТСС в экипаже Чижова М.Ф.
Я , гв. капитан в отставке Мерзликин Вячеслав Иванович,1954 года рождения, оператор радиотехнических средств самолёта ТУ-22 203-го гвардейского Орловского ТБАП. Полк находился на аэродроме г. Барановичи, Беларусь.
В 1983 году был в штатном экипаже гв. майора Чижова Михаила Фёдоровича, штурман гв .капитан Дроздецкий С.М.
Есть много суждений и разговоров по поводу одного полёта выполненного нашим экипажем 24 апреля 1983 года. В полку проводились плановые учения.
Первый вылет был выполнен экипажем в составе боевого порядка полка на "отлично". Полк выполнял маршрутный полёт с посадкой на аэродроме Моздок. Это был дневной вылет 23 апреля 1983 года. После непродолжительного отдыха и доподготовки экипажей ко второму вылету на аэродром Моздок нагрянули проверяющие разных рангов и должностей от дивизионных до генералов из штаба Д.А..Естественно терзали всех и техников и лётные экипажи, ком. АЭ, ст. штурмана и ком. АП гв. полковника Татарченко В .Н.. Досталось и группе руководства полётами. Вообще перебазирование полка в полном составе на удалённый аэродром от точки постоянного базирования, задача не из простых, а здесь ещё 2 вылета максимально приближённых к реально боевым.
Второй вылет состоялся 24 апреля 1983 года. В связи с различными заслушиваниями и проверками приезжими контролёрами нашей штурманской службы, руководящего состава полка, предполётные указания проводились в сжатые временные рамки, а смена курса взлёта была доведена вообще на улице ( решение о смене курса взлёта было принято после предполётных указаний), когда экипажи устремились к своим самолётам, так сказать, вдогонку.
Второй вылет должен был состояться в режиме строжайшего радиомолчания, согласно постоянной задаче на учения.
Ну, а теперь закончив предисловие, расскажу о непосредственных событиях в экипаже в тот далёкий апрель 1983 го года.
Слышал штурман или командир корабля о смене курса взлёта я не знаю (наверное нет), я лично этого не слышал. Поэтому экипаж выполняя второй вылет, неправильно установил курс взлёта(ошибка на 180*). Поэтому весь полёт по маршруту получился в "зеркальном отражении". Полёт осуществлялся в режиме радиомолчания от запуска двигателей до посадки. Моё задание по радиосвязи было: дежурство на канале 4350 КГЦ. Никаких команд не поступало, все были как завороженные. Экипаж выруливает за своим впереди идущим и внимательно следит, чтобы не пропустить нужный борт( чужой аэродром, темнота, ночь). Далее взлёт, построение схемы отхода, радиооборудование работает хорошо(но полная тишина).
Группа руководства полётами на КДП под пристальным вниманием проверяющих.Все они собрались там, так как проверять больше некого, экипажи в воздухе. Не ясно было, кто сидел в креслах за экранами локаторов и других средств радиолокационного контроля (это пусть дополнят мой рассказ те, кто был в группе руководства на аэродроме Моздок.). Генералы в креслах, группа руководства вокруг них, кто куда смотрел и на кого?...
Короче, ГРП тоже не поняла, что все экипажи идут в одну сторону (на север), а один вдруг построил схему отхода на маршрут (на юг) в другую сторону. В РЦ УВД тоже не заметили, что один экипаж уходит в южном направлении, без заявки.
Так и летим, как обычно, каждый член экипажа делает своё дело-всё в порядке. Только ошибка уже заложена ещё на земле, и режим радиомолчания согласно полётного задания. Спустя время в Тбилисском РЦ УВД заметили самолёт нарушитель, летящий в направлений госграницы СССР. В 2 часа 48 минут 24 апреля 1983 го года РЦ УВД Тбилиси информирует КП ПВО о самолёте нарушителе. В 2 часа 48 минут принято решение поднять истребители на перехват. В 2 часа 53 минуты истребители подняты в воздух с аэродрома Сайдар. Но в это время, когда лётчики истребители искали нас, мне по заданию и тактической игре учений было положено ставить пассивные помехи из КДС-16 ТМ(программа-непрерывно интервал 0,3) это участок "Элита-Суровикино"(если бы всё было как нужно). Лётчики ИА ПВО не могли нас найти на своих экранах в прицелах. Впоследствии, один из них встречался с нами (он специально приезжал к Чижову домой), он спросил меня: "Что ты сделал, что вдруг весь экран прицела засветился множеством целей?" я ответил, что ставил помехи. А он говорит, вот поэтому я вас не сбил и пришлось доложить, что цель скрылась в горах.
В 2 часа 58 минут экипаж благополучно пересёк госграницу СССР-Иран. Нас не сбили свои, нам в каком-то смысле повезло. Во время пересечения границы СССР-Иран другие средства среагировать не успели. После пересечения границы попали точно на международную трассу, поэтому особого внимания ,с той стороны на нас никто не обратил.
Так долетели до авиабазы Ирана- Мишхед ( по словам штурмана-это точка отворота в зону). Здесь нас должны были легко обнаружить ПВО Ирана и сбить, но в этом районе и в это время было землетрясение, и мы по воле судьбы продолжили свой полёт. Они молились Аллаху и просили, чтобы их больше не трясло, а мы, ничего не подозревая, никому не молились. Здесь штурман дал команду на снижение и идти в зону, думая, что у Барановичей. Командир корабля ответил "никаких снижений , пока не пойму, где мы". Встали в круг. С командиром корабля запрашивали на 1-м, 5-м и 20-м каналах УКВ радиосвязи. Всех, кто нас слышит, чтобы определить место самолёта. Никто не отвечал. Я перешёл в КВ связь. Вышёл на "комету"( это специальная связь для определения местоположения самолётов ДА). Не отвечает, и так до десяти раз. На 4350 КГЦ тоже молчат. Я включил по команде командира корабля сигнал "Бедствие".
Штурман всё это время на вопросы не отвечал ни командиру, ни мне (может без сознания был от содеянного). Затем посовещавшись со мной, командир корабля обратил внимание в предрассветной дымке на наличие гор, и солнце в это время должно быть на востоке( было 5 часов утра), а у нас на Западе встаёт. Вот и принял решение. Относительно Солнца идём строго на Север. Мы где-то далеко на Юге. Штурман молчит, ни слова.Снова и снова запрашиваем по всем каналам и зовём на помощь всех, кто нас слышит "ответьте". Наша палочка-выручалочка "Комета" на КВ связи тоже не выходит, хоть бы разок ответила. А запрашивал её о месте положения самолёта через каждые 10 минут.
Потом, спустя месяца полтора, подошёл ко мне Начальник связи полка майор Линник и спросил " Ты этим позывным (РМВЦФ) работал в тот вылет с "Кометой"? Я ответил "Да". Они слышали тебя, но не могли понять почему оттуда. Этого не может быть и не отвечали на запросы. Думали провокация. Через некоторое время Чижова услышал авиадиспетчер с аэродрома Мары. Было очень мало топлива, давно "минимум " прошли по топливомеру. Запросили дальность до него( точки предполагаемой посадки). Он говорит " у меня экран 200 км.. Вы за экраном. Выходите на меня. Шли на него, затем начали снижение.
Пока выходили к аэродрому, была поднята пара истребителей на перехват и сопровождение, так как мы шли с Ирана и уже сменились коды опознавания "СВОЙ-ЧУЖОЙ". Один из лётчиков пары ИА ПВО в суматохе забыл включить свою систему опознавания и они гонялись друг за другом где-то рядом. А мы уже в районе 3-го разворота, 4-го и заходим на посадку.
Чуть позже Чижов М.Ф. сказал "при проходе над полосой (ВПП) видел наши самолёты со звёздами и солдата расстёгнутого до пупа и ремень на коленях, так сказать. Если бы не видел звёзд, Вас бы скатапультировал, а сам бы врезался в землю. Решение это было принято ещё когда в круг стали.
Так волей судьбы, многих ошибок и стечения обстоятельств наш экипаж остался жив, самолёт и вооружение целы. Для ПВО страны случилась "СТРАСТНАЯ" проверка незапланированная ни нами, ни кем-то ещё. Говорят тогда(когда мы искали счастья у судьбы и надеялись лишь на опыт командира корабля) в штабе у нас на аэродроме вместо прапорщика -"дежурного по штабу" какой-то генерал стоял. Да и других не счесть было ( об этом пусть другие расскажут- те кто там был).
Ну по итогам того полёта исходя из ряда приказов было наказано, отстранено от должностей, уволены из ВВС и ПВО в районе 2000 человек. Да простят они наш экипаж, как мы их простили. Видит бог не совсем мы были виноваты.
PS. А моего командира корабля гв. майора Чижова М.Ф. в течение года изводили и строгали на всех уровнях и довели до увольнения из армии. А спустя ещё год, он умер, сердце не выдержало того горя, которое он пережил. Вот и попробуй не верить в то, что за всё в ответе командир корабля, чтобы не случилось на земле или в воздухе. ВЕЧНАЯ ЕМУ ПАМЯТЬ.
 
Назад