Получается, что к тому времени правила изменили. Например, звание заменили квалификацией.
Оказалось, что тема квалификации гражданских пилотов на авиафоруме есть и давно. Но ответов нет, обсуждение и рассуждения.
Дмитрий Борисович, изменений было много. Первое «деление на классы» было введено еще приказом Главначвоздухфлота №136 в сентябре 1922 года. В формулировке того времени: «Различаются свидетельства летчиков и воздухоплавателей, причем свидетельства летчиков делятся на два класса... Для получения свидетельства 1-го класса требуется испытание на продолжительность полета по пути, указанному испытательной комиссией, длиною не менее 100 км, с обязательными посадками в указанных заранее местах и с возвращением в место отправления в течение определенного срока... Свидетельство выдается на срок один год. По истечение этого срока производится новое медицинское освидетельствование и практическое испытание».
Спустя десять лет систему заметно усложнили, введя деление пилотов ГВФ на спортивных (группы С-2, С-1), промышленных (группы П-2, П-1) и транспортных (группы Т-3, Т-2, Т-1). Требования: П-2 (одномоторные самолеты до 2500 кг) — самостоятельный налет не менее 50 часов; П-1 (одномоторные самолеты от 2500 до 5000 кг) — самостоятельный налет не менее 100 часов; Т-3 (многомоторные и одномоторные самолеты до 5000 кг) — самостоятельный налет не менее 200 часов; Т-2 (одномоторные и многомоторные самолеты от 5000 до 15000 кг) — самостоятельный налет не менее 400 часов; Т-1 (многомоторные самолеты свыше 15000 кг) — самостоятельный налет не менее 500 часов, в том числе не менее 100 часов на многомоторных самолетах. Немного подробнее об этом:
Впрочем, от такого деление довольно быстро отказались, введя вместо него уже упоминавшиеся выше «звания пилотов 1, 2, 3 и 4-го классов». Во время войны в ГВФ появился дополнительный 5-й класс, который прежде существовал только в ведомственной авиации.
Требования по состоянию на 1951 год (цитирую не полностью, только выдержки):
4 класс — присваивается после окончания нормального училища (школы) ГВФ или ВВС. Должен уметь самостоятельно пилотировать самолеты 4-го класса (полетный вес до 4 тонн) и владеть самолетовождением в дневных условиях. Перевозка пассажиров, почты и грузов разрешена только днем. Для допуска к перевозке пассажиров нужен производственный налет не менее 150 часов. Для переучивания для выполнения полетов вторым пилотом на самолетах 3-го (4-10 тонн) и 2-го (10-20 тонн) классов нужен производственный налет не менее 200 и 400 часов соответственно.
3 класс — присваивается после налета на самолетах 4-го класса не менее 1000 часов, в том числе не менее 10 часов ночью. Может выполнять полеты на самолетах 2, 3 и 4-го классов днем и ночью с грузом, почтой, пассажирами.
2 класс — присваивается после налета не менее 2000 часов, в том числе не менее 500 часов командиром корабля на самолетах 2-го класса, из которых не менее 50 часов самостоятельного производственного налета командиром корабля ночью. Имеет право самостоятельно пилотировать самолеты 4, 3 и 2-го классов. Может допускаться к производственным полетам на самолетах 1-го класса в качестве вторых пилотов после прохождения программы обучения.
1 класс — присваивается после налета не менее 3000 часов, из них — в качестве командира корабля на самолетах 2-го класса не менее 2000 часов, в том числе не менее 500 ночью.
Более поздний период 1960-х ,1970-х и 1980-х годов — увы, не моя тема. Подробной информации не имею. Могу лишь сказать, что в определенный момент количество классов для пилотов сократили до трех и снова ввели разделение на группы: видел в пилотских свидетельствах начала 1970-х годов записи типа «присвоен такой-то класс пилота транспортной авиации», «присвоен такой-то класс пилота авиации спецприменения и МВЛ». Я застал уже времена, когда было деление на пилотов линейных (3 класса), коммерческих (3 класса) и любителей.