Морская авиация есть и будет! - IX

Модератор темы: ВВВ
.
"Я помню свой первый бой, в котором из нас, сорока двух человек, осталось в живых четырнадцать. Я ясно вижу, как падал, убитый наповал, мой друг Алик Рафаевич. Он учился во ВГИКе, хотел стать кинооператором, но не стал…
Мы бежали недалеко друг от друга и перекликались — проверяли, живы ли. И вдруг:
— То-о-о-ли-ик!
Обернулся. Алик падает…
Рядом кто-то кричал:
— Чего уставился? Беги со всеми, а то и самому достанется, если на месте-то…
Я бежал, не помня себя, а в голове стучало: нет Алика, нет Алика… Помню эту первую потерю как сейчас…
Из оставшихся в живых сформировали новый полк — и в те же места. Грохот такой стоял, что порой сам себя не слышал.
А однажды утром была абсолютная тишина, и в ней неожиданно:
— Ку-ка-ре-ку-у!..
Петух какой-то по старой привычке начинал день. Было удивительно, как только он выжил в этом огне. Значит, жизнь продолжается…
А потом тишину разорвал рев танков. И снова бой.
И снова нас с кем-то соединили, и снова — огненная коловерть… Командиром нашего взвода назначили совсем молоденького, только что из военшколы, лейтенанта. Еще вчера он отдавал команды высоким, от юношеского смущения срывающимся голосом, а сегодня… я увидел его лежащим с запрокинутой головой и остановившимся взглядом.
Я видел, как люди возвращались из боя совершенно неузнаваемыми. Видел, как седели за одну ночь. Раньше я думал, что это просто литературный прием, оказалось — нет. Это прием войны…
Но там же я видел и познал другое. Огромную силу духа, предельную самоотверженность, великую солдатскую дружбу. Человек испытывался по самому большому счету, шел жесточайший отбор, и для фронтовика немыслимо было не поделиться с товарищем последним куском, последним куревом. Может быть, это мелочи, но как передать то святое чувство братства — не знаю, ведь я актер, а не писатель, мне легче показать, чем сказать.
Говорят, человек ко всему привыкает. Я не уверен в этом. Привыкнуть к ежедневным потерям я так и не смог. И время не смягчает все это в памяти…
…Мы все очень надеялись на тот бой. Верили, что сможем выполнить приказ командования: продвинуться в харьковском направлении на пять километров и закрепиться на занятых рубежах.
Мороз стоял лютый. Перед атакой зашли в блиндаж погреться.
Вдруг — взрыв! И дальше — ничего не помню…
Очнулся в госпитале. Три ранения, контузия. Уже в госпитале узнал, что все, кто был рядом, убиты. Мы были засыпаны землей. Подоспевшие солдаты нас отрыли.
В госпитале меня оперировали, вытащили осколок, а потом отправили санпоездом в другой госпиталь, находящийся в дагестанском городе Буйнакске.
Я из своего фронтового опыта помню госпиталь под Махачкалой, заставленные кроватями длинные коридоры. И громкий, словно пытающийся сдержать неуемную радость голос Лидии Руслановой: «Валенки, валенки…»
Пластинку ставят несколько раз. Мы знаем: это по просьбе бойца, который сейчас на операции. Ему надо было срочно ампутировать ногу, а в госпитале не осталось анестезирующих средств. Он согласился на операцию без наркоза, только попросил: поставьте «Валенки»…
Когда меня спрашивают, что мне больше всего запомнилось на войне, я неизменно отвечаю: «Люди». Есть страшная статистика: из каждой сотни ребят моего поколения, ушедших на фронт, домой возвратились лишь трое… Я так ясно помню тех, кто не вернулся, и для меня слова «за того парня» звучат уж никак не отвлеченно…
После ранения на фронт я вернуться уже не смог. Меня комиссовали подчистую, никакие мои просьбы и протесты не помогли — комиссия признала меня негодным к воинской службе. И я решил поступать в театральный институт. В этом был своего рода вызов врагу: инвалид, пригодный разве что для работы вахтера (я действительно побывал на такой работе), будет артистом. И здесь война вновь страшно напомнила о себе — требовались парни, а их не было… Так что те слезы в фильме «Белорусский вокзал», в квартирке бывшей медсестры, вовсе не кинематографические.
Лично я не стал бы называть войну школой. Пусть лучше человек учится в других учебных заведениях. Но все же там мы научились ценить Жизнь — не только свою, а ту что с большой буквы. Все остальное уже не так важно…"(с)

Анатолий Дмитриевич Папанов.
 
Дорогие товарищи, большое спасибо за поздравление с Днём рождения и тёплые слова!
Пока занят маленько, да и День пограничника замаячил уже, времени требует
 
Владимир Васильевич, поздравляю с Днём рождения!
Желаю сохранить отличное настроение подольше, успехов во всех делах, хорошего самочувствия и плодотворной работы для потомков!
 
Последнее редактирование:
ВВВ
Васильич , с Днем рожденья. Желаю неиссякаемых сил, креативных идей, забавных развлечений и полезных увлечений !!! Будь всегда счастливым, успешным, радуйся жизни и делай счастливыми своих близких!!! С Днём Рождения!!!
 
Поздравляю Владимира Васильевича (ВВВ) с Днём Рождения и желаю прежде всего - здоровья, т.к. без него никакие миллионы не обрадуют..! Желаю также - достатка в доме, успешного претворения в жизнь всех планов, ну и многих лет счастливой жизни..!
 
Вопрос, конечно, интересный - будет не будет?! Всё зависит от какого-нибудь закона Бернулли: скорости, давления, плотности и прочая. Закупорит, не закупорит, рванёт, не рванёт!

И для почесать любопытство:
 
Сегодня, 11 мая - 44-я годовщина гибели моего друга и однокашника Виктора Кубракова... 11-го мая 1979-го года он в составе экипажа ТУ-22М2 вылетел с АС Октябрьское на Каспий (полёт на радиус), но в процессе набора высоты обороты одного двигателя "зависли"... Он доложил РП и по его команде прекратил полёт по заданию и возвратился на точку. РП приказал вырабатывать топливо над точкой и он стал "ходить по БК". Он неоднократно просил разрешения произвести посадку т.к. не известно было от чего "зависли обороты", но РП не разрешил и потребовал продолжать выработку топлива над точкой... В итоге после 3-го прохода, взорвался кессонный топливный бак в киле (он был уже выработан и оторвавшаяся лопатка турбины пробила его и произошёл взрыв паров топлива)... Самолёт развалился в воздухе и, разрушаясь, начал падать... С большим трудом Виктор сумел включить тумблер "Принудительное покидание экипажа" (перегрузки достигали 11 крат и были - знакопеременные).., при этом сам КК в эту систему не включён... Вобщем, Кубраков спас весь экипаж, а сам катапультироваться уже не успел (при взрыве топлива в киле, тяга РП резко "ушла" в крайнее положение и зажала Виктору ногу между педалью управления РП и подножкой катапультного сидения и он пытался высвободить ногу (об этом рассказал второй пилот и на магнитофоне осталась запись голоса Виктора, где было слышно, как он пытался освободить ногу)... Самолёт упал очень близко от школы посёлка "Янтарное", после падения Виктора катапультировало и часть его лётного ботинка так и осталась в кабине... Школу посёлка Янтарное назвали именем Виктора Кубракова, сам Виктор был награждён Орденом Красной Знамени (посмертно)...

 
Последнее редактирование модератором:
Светлая память Виктору Кубракову
 
Светлая память Виктору Кубракову
Да уж.., хотел бы добавить так сказать "штрихи" к этому случаю... Я в тот день должен был перегнать свой ТУ-22 на рем.завод в Калининград и уже вырулил на ВПП для взлёта... РП сразу разрешения на взлёт не дал, а сказал "Ждать"... Я стоя на ВПП "помолотил" минут 5, а после этого, РП дал команду - "Заруливать.., на "Неглинке" (тогдашний позывной АС Октябрьского) упал "М-овский"... Я рулю обратно на стоянку, а сам соображаю: из 30 с лишним экипажей полка, там у меня - всего один однокашник.., ну не должно же хотя бы по теории вероятности "пасть эта напасть на него"... Но, как оказалось, - вопреки всяким теориям случилось именно так... А ведь мы с ним дружили и в училище все 4 года и после училища дружили семьями, - дружили наши жёны, а наши дети (мой маленький тогда Борис, 8 лет и такая же дочка Лиля) ходили в одну группу дет.сада... Мы с ним много ездили на моей "ЯВЕ-350" по Крыму, ездили к его брату, когда он приехал однажды в Ялту в какой-то санаторий... т.е. для меня (и моей семьи) это была тяжёлая утрата... Я поддерживаю связь и с его женой Татьяной и с дочкой Лилей... А ровно через 10 лет после его гибели, меня почему-то вдруг "пробило" - написать стих в память о моём друге...
Вот он...

Памяти моего друга Виктора Кубракова



Идёт на взлёт крылатая машина,
«Бетонка» проплывает под крылом
И в унисон работают турбины..,
Дождётся ли тебя аэродром..?

«Игла» стальная тянет нить по небу
В сверхзвуковом движении своём
И как бы «враг» силён, коварен не был,
Он убедится в мужестве твоём...

Сошла с пилона мощная ракета,
Сноп пламени с собою унесла.
Жизнь скоротечна, как атака эта,
Но подвигу в ней место есть всегда..!

И вот назад летит ракетоносец,
У Виктора спокойно на душе,
Вход в зону он сейчас запросит
И эшелон получит у РП...

Но вдруг приборы словно «ошалели»,
А стрелки заметались, как в бреду
И двигатель как-будто еле, еле
«Ворочает» турбину на беду...

Доклад на землю ёмок, скоротечен:
«Упали обороты одного..,
Прошу посадку срочно обеспечить
И дать свободный эшелон»..!

Но времени, как видно, не осталось,
Судьба уж прочертила Рубикон,
Машина в воздухе... взорвалась,
Вращаясь, стала падать кувырком...

И в эти страшные мгновенья,
Когда, казалось, - экипаж погиб..,
Единственное принял ты решенье ,-
Спасти товарищей своих !

А перегрузки давят многократно
И тело словно налито свинцом..,
Мгновения уходят безвозвратно,
Их нет в распоряжении твоём...

С большим трудом ты тумблер нажимаешь..,
Ценней подарка нету на земле..!
Своих друзей тем самым ты спасаешь,
Великодушно «забывая» о себе..!

И «вспыхнули» три купола на небе,
Рождённых под счастливою звездой,
А ты в горящей взрывчатой «торпеде»
Летишь на встречу с грешною землёй..!

Стоят все трое в скорбном карауле
У изголовья командира своего,
Их память в «те мгновения» вернула,
Спасти пытаясь в мыслях и его...

Но всё свершилось так уж, как свершилось,
Другого, как известно, не дано...
И я хочу, чтоб Имя не забылось
И светлый образ друга моего...





Крым. 11.5.1989 г.
 
И это не анекдот,а реальность.Ну не грела батарея в спальне у ВСЕХ жильцов,кто жил в этой квартире.Вселился наш начальник ТЭЧ и .....нашел бяку,строители в трубе оставили арматурину по внутреннему диаметру трубы,как бы и греет и не греет.В 1969 году сдали новый 7 дом и то же так же в нескольких квартирах обнаружили.И не надо учить законы Бернулли и прочие физики.
 
У нас в полку на 22м3, был подобный ОСП с зависанием оборотов и так же РП не давал посадку предлагая выработать топливо над точкой.
КК ( зам. ком. АЭ) в ответ ответил чётко и коротко : " Шасси, механизация выпущены, выполняю заход и ПОСАДКУ с прямой. Прошу обеспечить!". Сел нормально, даже не выкатился, хотя вес был более мах. доп на 15 тонн. Ни благодарности ни выговора, ибо победителей не судят.
 
Уважаемый Владимир Васильевич! С Днем Рождения Вас! Здоровья Вам на долгие годы, счастья семейного, удачи по жизни и всех
благ Вам, вашим родным и близким.