Короче пообедали, млять, на славу,
(в столовой то нас проигнорировали не смотря на талоны, сказали что всё сожрано местными, а на вас мол не рассчитывали, только завтра с утра на довольствии поставят) разводя спирт шампанским и закусывая бараньей тушёнкой с салом. После такого обеда все поотрубались, а с утра ведь наших с Красноводска встречать.
Всё примерно так, как получилось с нашим экипажем ТУ-22, когда мы, перегоняя наш ТУ-22 из АС Саки на АРЗ Калининград, ввиду снежного заряда были отправлены РП на запасной в Шауляй... Повторю свой рассказ, который я вобщем-то здесь уже выкладывал и если что - сильно не бейте за повтор...
Как я «хулиганил» по просьбе техников
В феврале 1981 мы перегоняли ТУ-22 из Саки (Крым) в Кёнигсберг (там был ремзавод ТУ-22). Пришли туда, а там снежный заряд. Пару заходов я сделал, - на курсе-глиссаде, - но РП посадку не даёт, т.к. не видит самолёт и отправляет на запасной в Шауляй (как он тогда сказал, "снежный заряд пройдёт или нет - я не знаю, а топливо у тебя кончится это точно"). Я ушёл не споря, логика - железная. Сели в Шауляе. А стояли там тогда отдельная эскадрилья ТУ-126 (русский АВАКС со здоровенной антенной на крыше) и полк МИГ-27. На нашем ТУ-22 стоит бак с СВС (спирто-водяная смесь, ну короче, - водка готовая) на 240 литров..!, Называют её у нас "шлёмка", т.к. после первого самостоятельного вылета наливают прямо в ЗШ (шлём).., в других частях - "шило". Слили мы канистру этой "шлёмки" и пошли куда? Правильно, - в столовую, т.к. лётчики говорят: "Сон и питание - основы летания". Но.., ужин уже кончился, официантки (литовки Здена, Стефа, их-то мы со штурманом запомнили.., а третью запомнил оператор...) убирают со столов, говорят, что ничего уже нет, всё съели. Ну нет так нет, хлеба нам, конечно, дали, а нам сегодня уже "лететь" только в гостиницу и мы налили по стаканчику "за взятие Шауляя" (такой стандартный тост был у нас при посадке на любой запасной). Смотрим, официантки- литовки вовсю таращатся на наши три стакана, мы им сигналим - давайте сюда и несите стаканы... Реакция - мгновенная, несут со стаканами и тарелку с мясом (есть ещё что-то оказывается). Ну мы по второму за знакомство опрокинули, всем весело, смотрим, из кухни выглядывают три или четыре поварихи, да все - не худые, улыбаются и знаками показывают, что если мы их пригласим, то сопротивляться не будут. Мы им тоже машем, давай мол сюда, к нашему "шалашу" (у нас с собой канистра 10л, да в самолёте не меряно, а на заводе - всё равно ОНО исчезнет без нашего участия). Короче, прибегают поварихи и приносят всё, чему положено быть на хорошо накрытом столе: тарелки с горячим, гора мяса, овощи, приправы и т.д... Вобщем, "отметили" мы перелёт как положено... На другой день нам дают "добро" на перелёт в Кёнигсберг (техники на АН-12 уже тоже прибыли), с "трудом" прошли доктора и на аэродром. Запускаем, даю команду "Убрать АПА" (машина аэродромного питания), но... вдруг загвоздка, убрать АПА не могут, т.к из-за большого тока при запуске и неплотного контакта ШР приварился к самолётной РАП (розетка аэродромного питания)... Они висели на нём всем тех.экипажем, дёргали, но... А самолёт-то "молотит". Говорю стар.теху - "отруби или отпили ШР ножовкой, всё равно на ремонт". Техники долго бегали к "хозяевам", просили (своего-то инструмента нет - на перегон не надо), наконец принесли ножовку и отпилили... Но, когда я запросил вырулить, то получил от РП ответ: "Ваша заявка на перелёт действует 1 час и он уже вышел (меняется воздушная обстановка), надо запрашивать снова, а сейчас - выключайте".!? Вот это положение (на русском языке называется коротко и ясно).., мы на чужом аэродроме, с отрубленым чужим РАПом, торчащим из-под крыла, и инструментов нет... Я был готов уже улететь без разрешения РП, но сознание "воинского долга" остановило.., выключил. Говорю стар.теху Ивану Козырюк, "сливай с БАКА сколько надо, зови технарей хоть с ТУ, хоть с МИГов, но РАП вынуть, разобрать, припаять снова к кабелю АПА, а главное - самолётную РАП привести в готовность, т.к. "добро" на вылет может быть хоть завтра!" На другое утро захожу в каптёрку МИГовских технарей, где расположились для ремонта наши бойцы, мне представляется "картина Репина - не ждали"... Лежат все пьяные и наши и МИГовские, под столом пустая канистра, на столе... готовые к установке на самолёт РАП и ШР, спаеный с кабелем АПА! Просто молодцы! Нашли-таки выход из сложного положения. И какой главный вывод? А такой - БАК с СВС ох как помогает решать любые "проблемы". Погоды мы ждали почти 2 недели (Прибалтика зимой - даёт возможность "расслабиться", особенно в командировке). Тут заканчивается преамбула, а сейчас - амбула. Через 2 недели получаем "добро". На вылет пришли "друзья" наших технарей и с МИГов и с ТУ (с такими "запасами энтого самого" друзья появляются моментально), стоят сбоку, пришли посмотреть, как будет взлетать ТУ-22, они оказывается не видели. Стартех на запуске говорит: "Командир, я им тут расписал, КАК здорово взлетает ТУ-22 (а взлетает он действительно здорово, ТУ22М3 и ТУ-160 - "отдыхают", т.к. взлёт-посадка у них с "прямым крылом"), они говорят, врёшь ты всё и вот пришли посмотреть, так ты уж покажи "класс", не подведи меня". Ну вот и пришлось показать... Вес-то самолёта маленький, до Кёнигсберга "рукой подать" (по лётным меркам, конечно), какие-то 200 с небольшим вёрст. При взлёте после трогания даю обоим "Полный форсаж", хотя с малым весом взлетают на "Крейсерском" и не поднимаю переднюю стойку до 350 (обычно на 300, но 350 это предел для передних колёс) и придавливаю, не даю оторваться до 450 км.час (а макс.скор.отрыва - 430 и то для полного веса 92т), затем энергично беру штурвал на себя.., да вместе с триммирующим механизмом... Вобщем, "ушёл" вверх ну очень круто... Как потом рассказали технари, "самолёт ушёл в облака колом вверх и наши друзья долго стояли пораженые". Добавлю, нижняя кромка была 800м и в облаках я уменьшил тангаж, но "эффект" был достигнут, все признали, что стар.тех не обманул их ожиданий.., это признали даже технари с МИГ-27 (тоже с "прямым крылом" на взлёте), он тоже "отдыхает"... И все сильно "зауважали" нашего стар.теха, как рассказали мне техники уже в Кёнигсберге...