Сегодня 30.05.1973 исполнилось ровно 50 лет катастрофе самолёта ТУ-16 К-10, пилотируемого ком.отряда 124-го МРАП майором Шаровым Н.В. в виду отказа АГД-1, который тогда не сигнализировался красной лампой - "Отказ АГД"... Экипаж погиб в полном составе: КК -м-р Шаров, ПКК - л-нт Перегняк, ШК - к-н Пугач 2-й штурман - л-нт Шершевицкий, ВСР - пр-к Бабак, КОУ - пр-к - Димченко... Взлетели они в паре - ведущий Ком АЭ п.п-к Акпорисов В.В., ведомым был экипаж ком.отряда м-ра Шарова 29-го мая в 22.00 на обеспечение кораблей по учениям, проходившим на КЧФ... У Шарова ППК летел впервые ночью, чего, конечно, в процессе учений быть не должно... И Вася Акпорисов обычно - такой дотошный и педантичный, в этот раз почему-то допустил такое нарушение, - первый полёт только прибывшего с училища лётчика, л-нта Перегняк ночью по учениям... При подходе к точке - АС Гвардейское уже около часу ночи 30-го мая м-р Шаров не выдержал 3-х минутный интервал, установленный для посадки ТУ-16 и немного "догнал" экипаж Акпорисова и по этой причине был отправлен РП на второй круг. Погода была самая что ни на есть - установленный минимум и именно в момент ухода на 2-й круг у Шарова на самолёте (бортовой 31) произошёл не описанный тогда в Инструкции отказ АГД... Одна из фаз малюсенького 3-х фазного двигателя - оборвалась или точнее - расконтачилась пайка проводов и гироскоп КК начал терять обороты с 30 тыс. об. в минуту.., но следящая система, с которой сигнал поступал на сам прибор АГД командира, работала исправно. Также исправно работал комплект АГД-1 ППК... Получилось так, что прибор КК стал медленно "заваливаться" (а сигнальная лампа "Отказ АГД", как я уже сказал, - не горела и поэтому КК продолжал пилотировать с-т по своему (заваливающемуся) АГД... Самолёт таким образом, согласно заваливающемуся указателю, пошёл плавно в левый крен... Он сразу стал пересекать глиссаду аэропорта ГВФ Симферополь (их глиссады очень близки).., с аэропорта позвонили на КДП Гвардейского - "Ваш самолёт пересекает нашу глиссаду"... Самолёт Шарова дальше пересёк шоссе Москва - Симферополь и продолжал увеличивать левый крен (стал "выписывать" своеобразную "улитку")... В эфире и в экипаже поднялся гвалт... Штурман Пугач, докладывает КК - "Командир, мы сильно уклоняемся влево", АГД ППК стал показывать большой левый крен.., скорость стала падать не смотря на то, что Шаров добавил обороты... Вобщем, в такой сложной ситуации и при гвалте в эфире и в экипаже Шаров не успел разобраться с реальным положением с-та в пространстве, ПКК так ничем и не сумел помочь Шарову, и поэтому Шаров не перешёл на пилотирование по дублирующим приборам (он не успел понять, что это - отказ АГД)... От момента отказа АГД до падения самолёта прошло всего 1 минута 10 сек... В последний момент Шаров понял, что самолёт в большом крене, - убрал крен, но самолёт уже настолько потерял скорость, что самолёт прошёл над высоковольтной линией, не задев самой опоры (30 м) и прямо за ней припечатался плашмя. Как посчитали позже поступательная скорость самолёта (ТУ-16) оказалась всего 190 км.час. В последний момент Шаров только успел сказать известное всем - "П..дец"... Мне эта катастрофа сильно врезалась в память по двум причинам: 1. - меня назначили "казначеем" по сбору денег с Гвардейского, а также братских полков - Октябрьского, Весёлого, Саки... и 2. меня практически заставили в морге опознавать и раскладывать по гробам почти сгоревшие останки экипажа моего же командира отряда... А мой кашник Сергей (а точнее - Хуссейн, но он всегда просил называть его Сергеем) Чабанов категорически отказался заходить в Симферопольский морг и опознавать погибший экипаж нашего с ним командира... Поэтому мне перед входом в морг дали стакан водки и сказали - "Иди.., больше опознавать некому"... Этот стакан ничего особо не изменил и я дня три практически не спал... Самолёт так впечатался в землю, что основное шасси проделали ямы почти в 5 метров, а сам планер чётко отпечатался на мокрой земле (всё время шёл дождь и мы лазили возле обломков самолёта в сапогах почти по колено в воде).