Морская авиация есть и будет! - IX

Модератор темы: ВВВ
Из дежурки, прыгаешь в кабину,
Ещё один термин взял на вооружение!

По приготовлению - всё же ввод данных производил специалист! И задолго до вылета, не за минуты, по крайней мере, как я понимаю.
А дальше всё понятно - введено, ИНС готова, по сигналу прыг, на кнопку нажал, две с половиной минуты на раскрутку гироскопов и на вылет.
Спасибо, ясно и кратко!
 
Реклама
Олег74,
Олег , с Днем рождения !!!. От души желаю выдержки и силы воли, крепкого здоровья и поддержки любимых людей, уверенности в себе и достатка в доме.Пусть не подводит здоровье и жизнь — такая хорошая и радостная растянется на долгие годы! :) :kurultai::agree:
Олег Юрьевич с Днем Рождения!!!Здоровья,бодрости духа и всех благ !!! :agree: :pivo:
 
Олег Юрьевич! С Днем Рождения! Здоровья, долгих лет жизни, удачи по жизни и всех благ.
1619583_53f21c5d57d85b035b657a3e3f74b8b3.jpg
 
Ещё один термин взял на вооружение!

По приготовлению - всё же ввод данных производил специалист! И задолго до вылета, не за минуты, по крайней мере, как я понимаю.
А дальше всё понятно - введено, ИНС готова, по сигналу прыг, на кнопку нажал, две с половиной минуты на раскрутку гироскопов и на вылет.
Спасибо, ясно и кратко!
Дмитрий Борисович. В предполетную как саранча на самолете все спецы,СДшники под самолетом.И в первой и во второй кабинах идет работа,все службы заодно.Все крутится, и вертится,и мигает, и как сказал в своё время один КРАСНЫЙ генерал КРАСИВО ЛАМПОЧКИ МОРГАЮТ.Это так называемое СОПРЯЖЕНИЕ --его результат на экране у штурмана загорелось КК--конец контроля.Это прошло -ВСЁ САМОЛЕТ- по всем службам исправен.Стоит на БД.
А насчет раскрутки комплекса не все так и просто.Гироскопы очень чувствительны и прибористы первые начинали предполетную,загорелось ИС-1 и ИС-2 вздохнули спокойно,ввели свои данные, можно и другим службам начинать работу.На БД и в Талагах и в Амдерме ИСы не отключали, и в составе техников на БД старались ставить в наряд как то ДСЧ именно спецов по курсо-навигации,он контролировал периодически курсо-навигацию,эти самые ИСы(инерционную систему).
Когда были "ВАРИАНТ" то ИСы заваливались от раскачки самолета,правда потом сделали доработки на блоках и проблема решилась,хотя случаи и были.
В 1990 году мы в Котласе пока не вошли в курс, то после каждого вылета меняли блоки,потом правда в течении 3- 4 летных дней приработалось,и до мая проблем не было.
В этой связи вспоминаю как в апреле того же года в Котласе встречали 10 экипажей из Талаг после стрельб в Астрахани и ..завтра ПАСХА и ..."ПРОКОПЫЧ у меня все нормально и пусть не трогают ничего". Эта десятка улетела и мне начальник группы МАРТЫНОВ .."ПРОКОПЫЧ, а у него все завалено",хотя мы им и помочь ничем не могли ,свои неисправные блоки отправили на ремонт в Талаги. Главное ПАСХУ встретили дома. Другие её встретили вместе с нами в Котласе.После встречи ПАСХИ несколько штурманов заменили.
 
Из чистого любопытства вопрос. Наверное к выпускникам Ачинского АТУ больше.
Где и как учили специалистов по авиационным приборам, навигационным в первую очередь?
И какая служба ими занималась в полках?
Особенно, когда появились бортовые компьютеры и нужно перед полётом в них вводить план полёта и т.д.

Сразу скажу про флот, на кораблях этим занимаются штурмана. Иногда на подготовку, предварительную прокладку и расчёты, ввод данных, запуск приборов неделя уходит.
Потому и стало интересно, сколько лётчики тратят на это?
Дмитрий Борисович, дополню ответ Юрия
Викторовича по Ачинскому ВАТУ.
Не все самолёты он перечислил на учебном аэродроме ещё были МиГ-15, МиГ-17, Як-28, Як-30,Ил-28, может их уже порезали, я ведь выпускался на два года раньше.
В нашем курсантском батальоне было 4 роты 1 рота - вооруженцы, 2 рота-электрики, специалисты по электрооборудованию самолётов, 3 рота(моя) СДешники, специалисты по самолёту и двигателю, 4 рота была смешанная, два взвода прибористы и два взвода тоже СДшники, только они изучали ТУ-16 ,Ту-22 и Бе-12 и в основном все ушли в морскую авиацию.
В каждой роте было двести(+,-) курсантов.
Прибористы изучали только приборное и кислородное оборудование самолётов.
Так что в нашем училище были все специальности кроме радистов( которых готовило в основном Калининградское ВАТУ).
В восьмидесятых годах когда появились самолёты с БЦВМ ,в училище ввели ещё специальность "электронщиков".
На МиГ-23 БЦВМ не было, она появилась только на МиГ-27.
А так всё верно рассказали Юрий Викторович и Прокопыч, также и в нашем полку было. Помню что при дальних перелётах радисты настраивали маршруты РСБН по ППМам.
 
На БД и в Талагах и в Амдерме ИСы не отключали, и в составе техников на БД старались ставить в наряд как то ДСЧ именно спецов по курсо-навигации,он контролировал периодически курсо-навигацию,эти самые ИСы(инерционную систему).
Николай Прокопьевич, не понял - это что, ИСы работали неделями?.

В каждой роте было двести(+,-) курсантов.
Ого, усиленные роты!
Как только командиры справлялись!
Я был старшиной роты в училище, 130 человек. Хотя и старший курс, но хлопотно.
А тут - 200 человек!
 
Николай Прокопьевич, не понял - это что, ИСы работали неделями?.


Ого, усиленные роты!
Как только командиры справлялись!
Я был старшиной роты в училище, 130 человек. Хотя и старший курс, но хлопотно.
А тут - 200 человек!
Да в 1974 году в нашей 3-й легендарной роте майора Данеляна (царствие ему, отцу родному, небесное) выпустились 208 офицеров, а на первом курсе было 228 курсантов. А батальон выпустил более 800 специалистов-техников. И примерно такое же количество выпускалось до нас и после нас, и всё равно технического состава в ВВС не хватало, приходилось иногда и два самолёта иметь на обслуживании.
А старшина роты у нас был с Морской авиации Северного флота, до училища служил механиком на Бе-12, хороший мужик был, строгий, но справедливый( тоже нет его уже, трагедия с ним случилась ). Я в училище был баталером или каптенармусом по сухопутному так что со старшиной в каптёрке общались тесно, это я на первом курсе в его форме.
IMG_20230616_203247.jpg


Рядом ещё один каптёр.
 
А старшина по выпуску уехал в ГСВГ служить, после пяти лет перевёлся в Сенную где служил как наш Прокопыч начальником группы СД в ТЭЧ.
И случился пожар в ангаре, говорили что проводка замкнула, и сгорели два МиГа-23 , что на регламентах находились.
А так как за противопожарное состояние ответственным был он, всё свалили на него. Уволили из армии без пенсии, он говорили сильно переживал, запил горькую, ну и вскоре нашли его в петле.
Вот такая трагедия с ним случилась, очень жаль, хороший человек и офицер был.
 
Реклама
Николай Прокопьевич, не понял - это что, ИСы работали неделями?.


Ого, усиленные роты!
Как только командиры справлялись!
Я был старшиной роты в училище, 130 человек. Хотя и старший курс, но хлопотно.
А тут - 200 человек!
Нет, неделями они не работали.Но сутки могли быть в готовности к работе. После смены с основной готовности отключали.И на полетах после посадки летчики ПИТАНИЕ НЕ ОТКЛЮЧАЛИ,что бы снова не начинать сначала все.Первый техник, а уже с ним и САУшники во вторую кабину под контроль.Систему потом довели до ума, но вначале конечно была сырая. Из практики. Мы САМОЛЕТЧИКИ в ТЭЧ имели тоже отношение к ИСам. Вся эта система САУ связана с управлением самолета и с РАУ-107(рулевой агрегат управления)он автоматически за счет сигнала или выдвигался или же убирался и соответственно менялись углы отклонения рулевых поверхностей.После ТЭЧ в Амдерме приняли самолет и в течении полумесяца не могли облетать.На земле все хорошо,все проходит,летчик в кабине,запустился ,выруливает и ИСЫ заваливались.На регламенте эти РАУ проверяли САУшники и производили, если надо регулировку,там был типа потенциометра,регулировку провели и ВИНТИК ПОТЕНЦИОМЕТРА ЗАКОНТРИЛИ--КАПНУЛИ КРАСКУ. Я это дело знал,как никак в ТЭЧ сталкивались--проверка длины штока РАУ в нейтральном положении(ЗАПИСЬ В ЖУРНАЛ ПАРАМЕТРОВ).Возникли у меня сомнения и высказал,вначале типа такого быть не должно, но потом точно ВИНТИК НЕ ЗАКОНТРЕН,потенциометр на миллиметр чуть сдвинется от вибрации ,РАУ отработал и ИСЫ завалились.
НА МИГ-31 произошло РАЗДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИЙ и в эскадрильи и в ТЭЧ. Как уже писал, мы СДшники разделились на САМОЛЕТ и ДВИГАТЕЛЬ, САПС,ПВО, САУ,ЭО,РиРНО,РЛО,БЦЭВМ, и ПАРОЛЬ--правда эта была полковая группа. Как потом говорили КАЖДЫЙ КРОЛИК ЕСТ СВОЮ МОРКОВКУ.
 
КК по окончанию указаний под самолётом даёт команду:" Экипажу занять рабочие места,"
На истребителях МИГ-15 и МИГ-17, иногда, выражались просто "вскочил в кабину и взлетел".
Коротко и ясно. А на ТУ-22, иногда, два техника помогают усаживать на парашюты экипаж,
а после руками крутят или электричеством поднимают сиденья в кабины.
И были случаи, что при подъёме экипажа в кабины, троса обрывались и члены экипажа
падали. Иногда с сильными повреждениями. У меня в экипаже, в момент показного вылета
группой , МО и Командующего Флота Адмиралу Горшкову, оборвался трос у оператора Валеры
Хитрова. Спасла стремянка. По команде РП ринулись на "Запорожце" на стоянку к другому
самолёту, а у того самолёта техники сняли колёса, ремонтировали. Вскочил в кабину и по
радио доложил РП полковнику В.А.Мышко. Тот дал команду- "захватывай самолёт из ДС".
Часовой нас чуть не расстрелял. Спас инженер полка пп Орлов. Взлетели и догнали группу
из 14 самолётов.
 
Последнее редактирование:
А батальон выпустил более 800 специалистов-техников. И примерно такое же количество выпускалось до нас и после нас, и всё равно технического состава в ВВС не хватало, приходилось иногда и два самолёта иметь на обслуживании.
Силища!
А старшину жаль. Разные истории бывают, такова жизнь.
Нет, неделями они не работали.Но сутки могли быть в готовности к работе.
Всё равно много!
Лодочные предназначены для длительной работы, месяцами не выключают. Ресурс большой.
А у авиационных ресурс поменьше, так что для меня открытие о сутках работы.
 
А на ТУ-22, иногда, два техника помогают усаживать на парашюты экипаж,
а после руками крутят или электричеством поднимают сиденья в кабины.
После доставки в кабину впору сказать - приехали! :)
 
Я сильно не буду спорить.
Принятие решения на разведку ( и указания разведчику погоды) по итогу разведки погоды летаем-не летаем и по какой плановой,не?
Летал на Разведку не единожды. Отдельным коллективом собирались-руксостав и экипаж разведчика погоды,получали маршрут-откуда может быть метеоугроза,по просьбе метеослужбы. Коды и тд. Улетали. Прогонка до указаний,раньше всех и приезжали (приходили) на АС раньше.
У нас прогонка двигателей, иногда, делалась вечером старшим техником, накануне полётов.
Вот у меня и получилось. Утром, взял КМ и весело иду на полёты. Идёт Комэска пп Н.В.Зайцев,
и спрашивает- "куда собрался голубок? Опять был в самоволке в Евпатории или Сиферополе"???
Я удивился, откуда он узнал? А "ларчик" просто открывался.
Накануне старший техник самолёта № 51 Саша Насыров, делал прогонку двигателям.
А те взяли и взорвались. Саша успел убежать, а самолёт полностью сгорел. Хорошо, что нашли мне запасной самолёт. Всё таки слетал.
 
за 4-5 мин "колеса в воздухе".
Лично наблюдал))
Во Вьетнаме тесно дружили с парнями с МиГ-23, жили в соседних бунгало. После строительства новых,каменных! домов поселили нас на одном этаже,по нашей общей просьбе. Они без вертолёта спасателя на полётах летать отказывались)) Это после того,как мы их на учениях,очень быстро, повыдёргивали из воды, всех по очереди)) До этого АСС им обеспечивал Ан-26.
После песков тоже общались.
Так о минутах.
По громкой сигнал дежурной паре- Воздух,секундомеры вкл..., через 3 минуты пара ушла. Они там порезвились конечно. Как- то рядом проходила АМГ,километрах в ста от базы,погоняло авианосца уже не помню (ковид и тяжёлое наследие от излечения)).
Так они пендосам,типо- на взлёте бить не будем)
Такие хороводы в небе крутили,загляденье.
На тот авианосец все слетали посмотреть,обматерить,бычок бросить и тд)
Вобщем Мигари пиндосов завалили,всех))
 
Реклама
Назад