Легко!
Ни разу не встречалось в документах морской авиации, чтобы как-то особенно отмечали день Святого Илии. Разумеется, военные воздухоплаватели и авиаторы - это другое дело. Но мы-то - не они!
Среди "отцов" Морской Авиации был Дудоров Борис Петрович. Он не только стал по сути первым начальником Авиации Балтийского флота, но именно по его проекту в России начали строить сеть авиационных станций и постов Морского ведомства, как на Балтийском, так и на Чёрном море. В конце концов Дудоров в 1917г. был помощником морского министра и нередко его замещал после событий февраля 1917г.
В 1930-е годы в одном из эмигрантских профильных журналов была издана рукопись Б.П. Дудорова с воспоминаниями о том, как он участвовал в создании отечественной Морской Авиации. Там он писал кое-что любопытное, что в других местах читать не приходилось.
6 сентября по старому стилю 1912г. в Гребном порту Петербурга на взморье была организована первая войсковая часть МА - Опытная авиационная станция Морского ведомства с авиационным отрядом при ней. Возник вопрос об устройстве "походной церкви". К тому времени покровителем воздухоплавателей считался Илия Пророк. Церковь Илии Пророка, например, была на Волковом поле в Воздухоплавательном парке. В каком-то смысле Илия Пророк, летавший на воздушной колеснице, был тоже... то ли воздухоплавателем, а может быть даже и авиатором, ведь колесница... ну, как бы тяжелее воздуха. Хотя вопрос спорный... Н-да.
Однако, подумав, морские авиаторы пошли по иному пути.
Патроном Морской Авиации, как пишет Дудоров, был избран сам Спаситель, точнее, образ Спасителя, шествующего по водам. В качестве художника, которому поручили изобразить этот образ, разумеется, не бесплатно, был избран Владимир Владимирович Эмме. Эмме был не каноническим иконописцем, совсем наоборот, он занимался и созданием театральных декораций, и даже оформительством различных сцен, например, при войсковых клубах и офицерских собраниях.
В общем Эмме подошёл к процессу творчески и изобразил Спасителя не только шествующего по водам, но и в качестве "ведущего" целой эскадрильи аэропланов на фоне неба. Столь вольная трактовка образа поначалу привела Б.П.Дудорова в смущение, не богохульство ли это?! Однако, протопресвитер Собора Святого Спиридона Тримифунтского в Главном Адмиралтействе отец Ставровский одобрил идею, освятил написанный образ и высказал следующую мысль: "Всё есть от Бога. И если человеку суждено теперь летать, то в Божием смотрении уже тысячи лет тому назад это было предвидено. Поэтому в символике образа не играет значения исторический анахронизм". Так писал Дудоров не дословно, но передавая смысл сказанного отцом Ставровским.
Остаётся добавить, что о самом соборе Святого Спиридона Тримифунтского в Главном Адмиралтействе можно почитать тут:
Адмиралтейский собор св. Спиридония Тримифунтского, Архитектор Гомзин И. Г., Монферран О., Адмиралтейский пр., 1
Вполне может быть, что там был образ Спаса на водах в каноническом изображении. Ой, как бы мне хотелось его увидеть.
А отца Ставровского звали Ставровский Алексей Андреевич. Увы, он был расстрелян в 1918г. Информацию о нём легко найти в интернете.
К сожалению, никакие мои усилия не помогли найти изображение того образа, написанного Эмме.
И в принципе Спаситель на водах достаточно редко изображался. В Питере была прелестная церковь в память погибших моряков, но её снесли.
И ни в одной церкви, куда бы я заходила за последние годы, не продаются образа Спасителя на водах, даже в церквях и соборах, так именующихся (например, в Мурманске и в Мончегорске, когда я там бывала)...