Воспоминания старого "Гончего пса". Часть 4
"Туношна, 1977 год, лето, ДПМУ, Су-9. Всё начиналось хорошо – взлетел, пришёл в зону, отпилотировал, с нормальным для посадки остатком пришёл ко второму развороту".
Почему-то все серьёзные ЛП (лётные происшествия) или ПЛП (предпосылки к ним) всегда начинаются тихо, мирно и ничто не предвещает тяжёлых последствий... А потом ситуация вдруг "нагромождается" всякими осложнениями... Т.е. - лётные происшествия как бы "вызревают" из казалось бы небольших осложнений и этот "нарыв" выливается в серьёзную, опасную ситуацию, часто - на грани катастрофы, а иногда и в катастрофу... Однажды наш экипаж ТУ-22 попал (опять же первоначально, как и у Выдрёнка, - не по нашей вине) в очень схожую ситуацию... Подняли нас из ДС по тревоге - наши флотводцы "присматривали" на небольшом ГИСУ (это - якобы ГИСУ- (для маскировки гидрографическое судно),за вошедшим в ЧМ (Чёрное море) американским фрегатом и вдруг в условиях мартовской непогоды потеряли его... Докладывать об этом сразу на КП ЧФ не стали, - надеялись найти его своими силами.., но тот "чухнул" от нашего "тихохода" с резкой сменой курса два три раза и хорошим спринтерским рывком... Когда поняли, что самим не найти, завопили через ретранслятор, что на горе Ай-Петри, - "Мы потеряли супостата, помогите найти"..! Тут нас ОД (оперативный дежурный) ЧФ и поднял... Но он дал нам предполагаемый район с последним МС - тот, что получил от нашего ГИСУ, а это, как оказалось, очень далеко от реального МС на момент нашего взлёта... Короче, мы долго обыскивали указанный район (а там всевозможных кораблей было не мало и каждого надо опознать, а для этого - снизиться и пройти почти вдоль борта), но " нашего клиента" там не было... Пришлось прочёсывать прилегающие районы по серьёзному и каждый раз - снижаться для опознавания... В итоге, после часа поисков, мы его обнаружили не возле Румынии, как нам доложил ОД, а ... возле Батуми... А его надо было ещё и снять, ведь 30-й ОДРАП - серьёзный разведполк и от него ждут не рассказов, а документальных подтверждений... А штурман к-н Яскин с первого захода снять не сумел (видимость плохая и уже наступили сумерки), пришлось делать повторный заход и только тогда штурман снял его как положено... А топлива мы потратили уже изрядно, ибо долго искали, каждый раз для опознавания нужно было снижаться, да и оказался супостат далеко от предполагаемого первоначального места... Стал запрашивать у своего КП возвращение верхом, но мне поступила команда - возвращаться низом из-за литерного борта, идущего по трассе Ялта - Инеболу... Вобщем, - получился сильный напряг с топливом (низом-то расход топлива больше, чем верхом) до такой степени, что пришлось перейти с автоматической выработки топлива на ручную и я включил вручную подкачивающие насосы всех баков без исключения... И это, кстати, сыграло свою "спасительную" роль потому, что на удалении 10 км до ВПП, у меня встал один движок из-за недостатка топлива... А если бы все подкачивающие насосы не были бы включены, то мог встать и другой двигатель.., а это на таком самолёте (ТУ-22) чревато всевозможными тяжёлыми последствиями (даже если бы удалось экипажу катапультироваться, то неясно, - куда упал бы самолёт, да и катапультирование вниз из ТУ-22 - тоже большая проблема, ведь безопасное покидание возможно на нём только до высоты 350 м, а ниже - не возможно... Об этом случае я на ветке тоже уже рассказывал, но вот в рассказе Выдрёнка - произошла подобная ситуация и я вспомнил свою подобную...