Pilotiaga
Тема "ЭМ игрек по гамме менять не надо" (см. пост 29.438)
Сергей Борисович всех я наверное запутал. Может не очень корректно выразился. При проектировании Т-10 очень тщательно
отрабатывались вопросы устойчивости и управляемости самолёта в диапазоне приборных скоростей ближнего маневренного
боя 450-700 км/ч. В том числе и потому, что угловая скорость крена у нас была меньше. На любом самолёте площадь плановой проекции - естественный демпфер крена. В интегральной компоновке площадь плановой проекции больше, чем при обычной компоновке с чётко выраженным фюзеляжем.
Начались лётные испытания. Отрабатываем виражи. Установившийся левый вираж. Устойчиво держит заданный крен. Шарик
в центре. Но стоит двинуть ручку по крену на "микроскопическую величину" и шарик показывает скольжение на величину 3/4.
Либо наружное либо внутреннее. Т.е. по крену изменение плюс-минус 0,1 градуса, нос самолёта гуляет влево - вправо на градусы.
Конструктор лётчикам- Чего расшумелись. Устраняйте скольжение, работая ногами. Лётчики - Нет уж товарищ учёный ты нам
объясни, почему при НЕЙТРАЛЬНЫХ ПЕДАЛЯХ и НЕЙТРАЛЬНОМ РН самолёт вращается вокруг оси игрек.
Конструктор- Мы попали в зону действия перекрестных связей. Ручка влево - Левый элерон вверх- Правый элерон вниз- момент Мx вращает самолет вокруг оси Х против часовой стрелки. При этом лобовое сопротивление левого элерона больше сопротивления правого элерона. "НЕЖДАННО- НЕГАДАННО" появляется момент Мy вращающий самолет влево вокруг оси Y.
Лётчики конструктору - Сделай так, чтобы мы не общались с вашими перекрестными связями.
Конструктор - Сейчас величина отношения моментов Мy/Mx много меньше единицы. Необходимо сделать отношение Мy/Mx много больше
единицы. Мы с трудом получили сегодняшнюю величину Му. Здесь резервов нет. Маленький резерв по доработке профиля элеронов, плюс
демпфер в боковой канал управления, плюс автоматическое небольшое отклонение РН (руль направления). Напряг у всех был.
Сделали. Отлетали. Спрашиваю лётчика "Как виражи на Т-10?" Ответ -"Му трогать не надо..." Я тут несколько утрированно
изложил обсуждение с лётным составом. Герой Советского Союза, Заслуженный лётчик- испытатель В.С. Ильюшин, выпускник Академии им. Н.Е. Жуковского прекрасно разбирался в наших инженерных дисциплинах и разработках.
Сергей Борисович спасибо тебе за интересные сообщения последние о твоём Ту-22 . Есть за что зацепиться. Напишу.
Поговорим. Спасибо всем "дискуссантам", с интересом и доброй улыбкой читал.
Всем здоровья и удачи