Морская авиация есть и будет! - IX

Модератор темы: ВВВ
, что это за центр такой?
Центр отдыха Сочи. Так и называется. Находится недалеко от моря, на Лысой горе. Автобусы часто ходят по очень узкой улочке. Нам понравилось. Объездили округу, искупался в море. Хотя прямо под окнами нашего коттеджа есть бассейн с подогревом. Если ничего не изменится, в следующем году повторим.
 
Реклама
Я уже описывал как у нас МИГ-31 с газовочной сорвался.
Понятно... Думаю, что тебе, Прокопыч, известен случай в Калининграде, когда старший техник ТУ-22 гонял движки, стоя в здоровенных (см 45 - 50 высотой) стянутых вместе колодках, и при розжиге обоих форсажей, самолёт выскочил из колодок и врубился во встречный ряд таких же ТУ-22-х..? А в самолёте работали техники... Стар.тех от неожиданности так и не смог остановить свой вырвавшийся из колодок самолёт ни основными, ни аварийными тормозами и при ударе во встречный ряд самолётов, начался сильный пожар... Несколько человек тех. состава погибли... После этого в Калининграде и у нас в Саках поступило требование от Командования: провести тренаж с тех.составом, который допущен к гонке двигателей, с обучением этого тех.состава умению - "остановить движущийся самолёт"..! По этой телеграмме у нас в каждой АЭ выделили по лётчику-инструктору для выполнения этого требования... В нашей АЭ комэска п.п-к Акопян назначил меня (зам.комэску) - выполнить этот приказ Командующего ВВС ЧФ. Поэтому все старшие техники нашей АЭ (т.е. человек 8 или даже 10) по очереди залезали в кабину лётчика (я сидел в кабине инструктора и двигатели не выключались (ведь - чтобы натренировать стар.теха - "остановить движущийся самолёт, надо сначала дать ему двигаться") и я им всем дал возможность порулить на ТУ-22 по аэродрому и потренироваться тормозить самолёт на разных режимах работы двигателей, поставить на стояночный и снять с него, тормозить с помощью аварийных тормозов... Тогда все стартехи были очень рады этим "покатушкам" и я их особо не ограничивал... Разве что комэска выразил некоторое недовольство (поворчал), что я долго с ними "занимался" (наверное, часа полтора или даже два)... Ведь им всем было очень интересно порулить на ТУ-22 по всему аэродрому, поэтому я дал им "возможность порезвиться" вволю... Потом они долго ещё эмоционально рассказывали друг другу, как они катались по аэродрому и всё такое...
 
Для всех
С трамплина на Т10-3ЛЛ мы прыгнули примерно на 10 дней раньше американцев.
Мы регулярно получали большое количество нужной научно-технической информации из зарубежных источников. В том числе и про работы по укороченному
взлёту с трамплина (для английских вертикально-взлетающих истребителей). Априори считал что для самолётов обычного взлёта трамплин не нужен. Мол
упадём камнем вниз и всё. Главный конструктор кораблей типа "КИЕВ" Маринич меня спросил - Если я на корабле той же размерности сделаю трамплин?
Мой ответ - упадём в воду. Разговор был в мае 1975 года. По моему в период времени 1978-1979 приходит информация о начале работ в этом направлении
с участием американского палубного учебного самолёта (забыл тип не полезу искать вроде Т-2). Работу проводит командование палубной авиации ВМС США.
Думаю -Зачем?
Правда я знал, что с катапультой, с оптической системой посадки и с ТРОСАМИ для аэрофинишёра всё висит на тоненьком волоске. Утрачены или их вообще
не было - технологии. Появлется около моего рабочего места М.П.Симонов в ранге Заместителя министра авиационной промышленности по опытномусамолёто-
строению. Тихо говорит - Бросай в корзину катапультный взлёт. В Саках на месте котлована для второго аэрофинишёра начинают строить трамплин. На корабле
тоже трамплин. Я ему - Михаил Петрович, наверное такой самолет лучше нас сделают яковлевцы? - Завтра к тебе приедет человек из ЛИИ. Работай с ним.Человек
из ЛИИ приехал. Легендарный Анатолий Иванович Квашнин. Один из участников создания Турболёта. На Турболёте в Тушино в 1948 году летал Ю.А.Гарнаев.
Далее Квашнин много сделал при создании первого советского самолёта вертикального взлёта и посадки Як-36.
Извините. Надо сделать перерыв. Продолжение следует.
 
Юмор без границ.
"Яша, запомни, если плохо без женщин, то это ещё хорошо.
Вот если без женщин хорошо, то тогда уже таки плохо."
...
Моисей учил, что все от Бога,
Соломон учил, что все от ума,
Христос учил, что все от сердца,
Маркс учил, что все от живота,
Фрейд учил, что все от любви.
А Эйнштейн сказал: «Все относительно»

Сколько евреев, столько и мнений...
....
 
диаметром центральной части троса
Вашу"умную мысль про диаметр центральной части троса" не совсем уловил... В центральной части у круглого сечения обычно бывает - точка...
 
Реклама
Вашу"умную мысль про диаметр центральной части троса" не совсем уловил... В центральной части у круглого сечения обычно бывает - точка...
Да, коряво выразился. :mad:
Это я про диаметр той "центральной части" троса, которая меняется по-быстрому (в случае обрыва или изношенности)
То есть - чем толще этот трос, тем "тупее" (в смысле угол "заточки") можно сделать кромку копыта, о которой речь шла (тем труднее ее сломать)...
 
Как и почему он(вертолё)т вообще летает
Это как раз понятно. Много крылышек вращаются, создают подъёмную силу.
Она не вращается относительно вала и хорошо законтрена
Вот это и поражает воображение.
Какая прочность этой штуки! Какие умные люди всё рассчитали, металлурги металл сварили, а рабочие выточили!
И ведь миллионы этих гаек сделали и нигде вал из них не вылетал, тьфу, тьфу, тьфу ...

Для справки - у кораблей были случаи. И винты с валов слетали, и валы из дейдвудов почти выпадали.
Ну, примерно потому же, почему и не складывающиеся крылья не отваливаются.., потому, что всё "рассчитано до мулиметра"...
Непонятно, Борисыч.
У нескладывающихся отъёмная часть крыла многими болтами крепится, а сам разъём фигурный.
А у складывающихся видны какие-то фиговые штырьки и шарниры. И всё!
Потому и удивление! ;)
 
Это я про диаметр той "центральной части" троса, которая меняется по-быстрому (в случае обрыва или изношенности)
Трос весь один и тот же, только центральная часть (её называют ещё приёмным тросом потому, что там обычно и происходит зацепление (она принимает гак) и поэтому она сделана быстросъёмной с двумя муфтами-заделками... Муфты устроены так, что их сравнительно легко снять (а вместе с ними и всю центральную "рабочую" часть троса, не менять же весь длинный трос запасованный под палубой в полиспасты).
То есть - чем толще этот трос, тем "тупее" (в смысле угол "заточки") можно сделать кромку копыта, о которой речь шла
Считаю, что обсуждать углы заточки "копыта" смысла не имеет.., на мой взгляд - это - пустой разговор о несущественной проблеме... Не хватало нам ещё обсуждать "угол заточки копыта", когда сразу ясно, что это (заточка) путь в никуда, а не "рационализаторское предложение"... Я уже сказал, всё уже испытано до нас и "изобретать велосипед" незачем...
Какая прочность этой штуки!
А что, Дмитрий Борисович, если бы эта гайка не крутилась вместе с валом, то Вы бы так не восхищались её высокой прочностью..? Гайка, она и есть гайка.., да необычная гайка, а специальная, из высокопрочного металла, но всё же это просто - гайка и от вращения её прочность, как изделия, не зависит. Вот у гироскопических приборов, к примеру, есть ротор, а также подшипники и много других мелких вращающихся деталей... Причём ротор гироскопа обычно имеет очень высокую скорость вращения до 20 - 30 тысяч об. в минуту и он не разрушается от такого сумасшедшего вращения..!? И никто этому не удивляется, хотя там ещё много вращающихся с такой скоростью деталей (подшипники - одни из них)... Они тоже крутятся с огромной скоростью и, тем не менее , они надёжно работают... Точно также и "главная гайка" вертолёта, крутится, но держит нагрузку... Да, она не вечная, у неё есть свой ресурс, после которого её снимают и отправляют в утиль, образно говоря. А попросту говоря - выбрасывают.., но пока ресурс допускает её надёжную работу, она - стоит и несёт нагрузку...
 
А у складывающихся видны какие-то фиговые штырьки и шарниры. И всё!
Нет не всё, Борисыч... Весь этот складывающийся узел - это кропотливо и точно рассчитанные на прочность детали силового соединения, а штырьки, которые Вы видите, это - направляющие которые ещё в сложенном состоянии выполняют функцию замков. А сами штырьки просто помогают складывающимся вместе частям точно попасть в нужные места (т.е. основную нагрузку несут не штырьки, а - усиленные лонжероны, стрингеры, нервюры узла соединения, а также специальные силовые замки соединения)...
 
Продолжен ие поста 30.577 С трамплина на Т10-3ЛЛ
Познакомился с Квашниным. Глянул на мои творческие муки и говорит- переставь пределы интегрирования. Начинай не сначала разбега, а с момента выхода в горизонт после схода с трамплина и "задним ходом" к началу разбега... Подсказал мне величины минимально потребных угловых скоростей Wx, Wy, Wz вращения самолёта на момент схода с трамплина. Трамплин и его профиль оптимизированы под Як-38 и под будущий Як-141. Ставит задачу:
выпустить отчёт с материалами подтверждающими возможность взлёта корабельного истребителя Су-27К с трамплина. Отчёт представить в МАП и МИНОБОРОНЫ.
Выдать проектантам корабля нагрузки на трамплин от самолёта Су-27К. Вместе с заказчиком (ВВС и ВМФ) доработать ТТЗ на самолёт. Катапультный старт убрать.

Началась работа. Почти 43 года я слышу и читаю истории о том что после пробных взлётов с трамплина выяснилось- трамплин не правильный. Cказки.
Профиль первого трамплина выбран правильно для самолёта Як-38. МиГ-29 и наша Т10-3ЛЛ с него спокойно взлетали. Нагрузки на шасси не были критическими.
Тем не менее через неделю ко мне пришёл аэродинамик Олег Орлов и специалист по динамической прочности Владимир Иванов. Молодые талантливые ребята.
Подобрали новую кривую для профиля.Провели математическое моделирование. Нагрузка на шасси ниже процентов на 12. Скорость на сходе чуть больше.
Но безопасность взлёта не стала выше. Наш корабль по безопасности посадок и взлётов проигрывал американским. Меньше водоизмещение, меньше размеры.
Больше килевая качка. При волнении 4 балла и выше американцы смогут летать а мы нет. Попросил ребят пойграть точкой схода с трамплина. Разная высота от верхней палубы и разные углы схода. Всё это мы выложили перед НПКБ. На скаковой аллее об этом докладывал. Кстати меня включили в заявку на патент. Но
ушёл на Буран... Новая форма родилась до начала полётов на НИТКЕ. На пятый или шестой взлёт с трамплина из "райской группы" прилетел ваш ДЯДЯ САША.
Привёл я Орлова и Иванова к генерал -полковнику А,А. Мироненко. Показали они ему свои кривые профиля трамплина. Отвлёкся от конкретики.
Яки и МиГи прислали свой отчёты в МАП и МИНОБОРОНЫ.Они с трамплина ВЗЛЕТАЮТ. Сухие молчат. Спрашиваю начальника отделения Аэродинамики (летал на МИГ-15) - У вас отчёт готов. Почему не подписываете у Генерального - Генеральный молчит, а мы не напрашиваемся. Скажет взлетает- напишем взлетает. Скажет
не взлетает- напишем не взлетает...Звоню адютанту Томашевского - запрашиваю добро на визит. Ответ-Завтра в 10:00.

Постараюсь завтра продолжить. Как скажете
 
Подсказал мне величины минимально потребных угловых скоростей Wx, Wy, Wz вращения самолёта на момент схода с трамплина.
Интересное дело..!? Разве при сходе с трамплина есть хоть какие-то потребные Wx и Wz..? Я понимаю есть какая-то Wy, т.е вращение по углу атаки, а по остальным осям разве при сходе с трамплина есть хоть какое-то вращение..?
 
Прилетели, встретил кашник, Гена Немцев. Разместил в своём кабинете, попили кофе. Вздремнем часа три, и останется столько же до окончания регистрации :giggle:
 
А что, Дмитрий Борисович, если бы эта гайка не крутилась вместе с валом, то Вы бы так не восхищались её высокой прочностью..?
Восхищался бы, Сергей Борисыч!
И разумом людей, которые дошли до состава, форм изделий и микроскопической структуры металла и добились такой прочности!
штырьки, которые Вы видите, это - направляющие которые ещё в сложенном состоянии выполняют функцию замков. А сами штырьки просто помогают складывающимся вместе частям точно попасть в нужные места (т.е. основную нагрузку несут не штырьки, а - усиленные лонжероны, стрингеры, нервюры узла соединения, а также специальные силовые замки соединения)...
Что то вроде механизма уборки и выпуска шасси получается.
А если с гидравликой что? А замки подведут?
Вот это и удивляет, как добились того, что крылья в полёте не отваливаются и не складываются.
 
Реклама
Назад