Хочу рассказаь как одно случайно услышанное или прочтенное слово приводит к таким воспоминаниям, от которых несколько дней не можешь отделаться, настолько это воспоминание о чем то таком, необычном,важном. В моем случае это воспоминание об упущенном счастьи. Не меньше. В письме от одного из наших общих знакомых, речь шла о полетах первокурсников, была такая фраза: .а кро рыгал, тех отчисляли.... Рыгал и упущунное счастье, что общего?
Осень 1948-го года. Аэродром Ново-Щербиновка. Мы, курсанты Ейскуого ВМАУ, первокурсники, заканчиваем летную программу на самолете УТ-2. Летаем по кругу, в зону, маршрутные полеты. Скоро отпуск и втрой шеврон на рукав!
И вот инструктор, лейтенант Иван Васильевич Шебашов, мне говорит: Бери две зоны и ДЕЛАЙ ТАМ ЧТО ХОЧЕШЬ, готовься к экзамену. Вот вы отбросьте свои кто сорок, кто пятьдесят лет и вспомните. Вымолодые ребята, первокурсники Зона 30 минут, по заведенному порядку, сначала с инструктором, потом самостоятельно: глубокий вираж вправо, влево, петля, штопор-три витка, переворот, бочка, боевой разворот, газ убрал и на посадку. И вот тебе дают самолет на целый час и делай в зоне что хочешь, крутись как тебе хочется!! Разве это не счастье??!! Редко кому такое посчастливится. А мне , к тому же было еще семнадцать лет!! Не удивляйтесь, я присягу принял за неделю до своего семнадцатилетия. Так получилось, что я не думал о возрасте, мои 7 классов и два куоса техникума проравнивались к десяти классам, а на мандатной комиссии проглядели.
Сажусь в свою как всегда заднюю кабину, а в переднюю, пассажиром, инструктор сажает Петьку Филиппова, старшину нашей летной группы. Я не знаю как на пришедшем на смену нашему УТенку ЯК-18, на УТ-2 для центровкуи впереди обязательно кто то должен быть. Или что-то: - в первом самостоятельном - это мешок с песком.
Ну вот. Пришел в зону, начал работать. И вдруг, пр ивыполнении переворота, или бочки мой Петька закрутился в кабине, повернулся назад, и прамо на мой козырек, на борт такую струю выпустил! Брызги мне на морду, вонища!
А он - эх раз, еще раз... Ну что мне оставалось делать?! Проклял я все на свете, в первую очередь Петьку, убрал газ и на посадку. Летали 25 минут. Заруливаю, вижу удивленнок лицо инструктора, потом он посмотрел на борт, на меня , на Петьку: Много лапши жрешь, мудак, чтобы через десять минут самолет блистел как у кота яйца!!! Не повезло тебе, Марк, пойдем покурим.
Если вы думаете, что это конец истории, то ошибаетесь.
Год 1963-й. Опять же осень. Аэродром Амдерма, это на берегу Карского моря. Работаем там На АН-2. Не улыбайтесь: штурман на АН-2! В Полярной Авиации это серьезная машина. Экипаж на ней те же пять человек: пилоты, штурман, б.механик и радист. Во время ежегодной высокоширотной экспедиции я на АННушке из Москвы на полюс летал, за три месяца там 120 первичных посадок на лед сделал. Это потом были ЛИ-2, ИЛ-14, АН-12, ТУ-114 и ИЛ-62.
Ну вот, работаем в Амдерме, это и аэродром Полярной авиации, и там же стоял полк перехватчиков Як-25.Сидим , обсуждаем вчерашнее событие: упал накануне Як-25, летчики катапультировались, а самолет где-то км, в пятидесяти от аэродрома лежит. Открывается дверь, входит гпуппа офицеров, и среди них - полковник Петька Филиппов !!!
Петька!! Марк!! Он летный инспектор то-ли корпуса, то-ли армии. Прилетел вот по этому поводу. Командир полка просит слетать, найти место падения. Ну, а нам что, пошли. Взлетели, покрутились, вот он лежит. Полковник, командир полка, мне говорит: Штурман, постарайтесь как можно точней определить место, так чтобы весной на вездеходе тожно было найти. Я забыл: осень, полярная ночь еще не началась, но уже круглые сутки сумерки. Я ему говорю, А чего весны ждать, можно и сейчас посмотреть что там.. А как?? что?? А где??? Я к командиру: Костя, подсядим?. посмотреть очень хотят. Ну Давай, готовь шашку.Покрутились, покрутились, нашли небольшую площадку более-менее ровную, метров на двести. Сбросил я дымовую шашку, ветерок то надо знать. Сели, насмотрелись они на обломки боевой машины. Петька и вые они были в изумлении: как вы ухитряетесь, как на вертолете! Вот такие истории. Марк с приветом.